Найти в Дзене
Вездеход

"Снежный крейсер": как американский вездеход не смог Антарктиду покорить

Одно из предназначений вездеходной техники – участие в экспедициях по наиболее сложным маршрутам. Особенно актуально их использование в Арктике и Антарктиде с глубокими снегами, ледяными торосами и сверхнизкой температурой. Первым идею применить вездеходы для исследования Шестого континента предложил известный путешественник, контр-адмирал Ричард Берд еще в 1934 году. Известный своими авантюрными, но от этого не менее интересными путешествиями, военный утверждал, что полярникам нужна машина, которая будет, с одной стороны, теплым домом, а с другой - средством передвижения по снегу и льду. Аналогов такой техники в то время еще не было. Естественно, что на создание такого вездехода требовались финансовые средства и немалые. Где их взять? Конечно, в правительстве! Заручившись поддержкой профессора Томаса Поултера, контр-адмирал подал заявку на получение средств в Конгресс страны. Выбить необходимую сумму на создание «Снежного крейсера» было не просто, но усилия увенчались успехом. Постро
"Снежный крейсер", фото из открытых источников
"Снежный крейсер", фото из открытых источников

Одно из предназначений вездеходной техники – участие в экспедициях по наиболее сложным маршрутам. Особенно актуально их использование в Арктике и Антарктиде с глубокими снегами, ледяными торосами и сверхнизкой температурой. Первым идею применить вездеходы для исследования Шестого континента предложил известный путешественник, контр-адмирал Ричард Берд еще в 1934 году. Известный своими авантюрными, но от этого не менее интересными путешествиями, военный утверждал, что полярникам нужна машина, которая будет, с одной стороны, теплым домом, а с другой - средством передвижения по снегу и льду. Аналогов такой техники в то время еще не было.

"Снежный крейсер", фото из открытых источников
"Снежный крейсер", фото из открытых источников

Естественно, что на создание такого вездехода требовались финансовые средства и немалые. Где их взять? Конечно, в правительстве! Заручившись поддержкой профессора Томаса Поултера, контр-адмирал подал заявку на получение средств в Конгресс страны. Выбить необходимую сумму на создание «Снежного крейсера» было не просто, но усилия увенчались успехом.

Постройка вездехода пришлась на 1939 год и заняла рекордно короткий срок, длинной всего в 4 месяца. В это время были включены штатные испытания. Та техника, которая выехала из ворот цеха, иначе как монстром или по-русски царь-вездеходом и назвать то было нельзя. Техника оказалась очень громоздкой: длинна – 17 метров, высота – 4,9 метра, ширина – 6 метров. То, что было дальше, можно назвать масштабной пиар-компанией, которая завершилась оглушительным фиаско.

"Снежный крейсер", фото из открытых источников
"Снежный крейсер", фото из открытых источников

От Чикаго, где размещалось производство, до порта Бостона для отправки в Антарктиду, «Снежный крейсер» прошел своим ходом. В каждом городе вездеход красного цвета, чтобы лучше было видно на фоне льдов, жители встречали ликованием и бурными овациями. Полиция перекрывала дороги и разгоняла любопытных, которые только что не кидались под трехметровые колеса гиганта.

"Снежный крейсер", фото из открытых источников
"Снежный крейсер", фото из открытых источников

А вот в Антарктиде «Снежный крейсер» совершенно не оправдал возложенных на него надежд. Все четыре колеса вездехода могли поворачиваться, что позволяло ему двигаться не только вперед-назад, но также в стороны и даже под углом. Казалось, конструкторы просчитали все нюансы. Но это было глубоким заблуждением. На вездеходе стояло два дизельных двигателя мощностью 150 л.с. для вращения роторов двух генераторов. В каждое колесо также было встроено по электромотору мощностью 75л.с. По документам машина могла двигаться не быстрее 48 км/ч, а гигантские баки вмещали 9463 литров солярки. Этого должно было хватить на 8000 км. пути. Экипаж из 5 человек, по расчетам, мог провести в автономном путешествии до одного года. При появлении на пути следования широких расщелин «Снежный крейсер» был способен легко их преодолевать. Но … все эти плюсы остались в теории, которая вдребезги разбилась о суровую реальность.

"Снежный крейсер", фото из открытых источников
"Снежный крейсер", фото из открытых источников

Днем 12 января 1939 года вездеход спустился на берег в Заливе Кита, чудом не утонув. Деревянный настил не выдержал тяжелую машину, и если бы водитель не дал газа, эксплуатация Снежного крейсера» в Антарктиде закончилась, даже не начавшись. Впрочем, по территории Шестого континента вездеход далеко не уехал. Его колеса провалились в снег почти на метр и по большому счету лишь прокручивались на одном месте. Под колесами образовывались ямы, выехать из которых у тяжелой машины не хватало мощности.

Все, на что хватило широко разрекламированного арктического монстра, это на пробег длинной около 150 километров. Причем передвижение осуществлялось задним ходом. Мечты же о пересечении всей Антарктиды так и остались на бумаге.

"Снежный крейсер", фото из открытых источников
"Снежный крейсер", фото из открытых источников

Единственная характеристика «Снежного крейсера», которая подтвердилась на практике - это теплый и комфортный салон. Поэтому некоторое время вездеход использовали как антарктическую базу. Кончилось все тем, что вездеход занесло снегом, и про него благополучно забыли. Откопали и эвакуировали вездеход только в 1958 году. Что с ним стало дальше, доподлинно не известно.

"Снежный крейсер", фото из открытых источников
"Снежный крейсер", фото из открытых источников