Найти в Дзене
Вездеход

«Волга»: автомобиль или вездеход?

В советские годы обладание автомобилем «Волга» являлось синонимом успеха и материального достатка. Марка была очень популярной, но большинство жителей страны даже не догадывалось, что в 1960-е годы советские конструкторы создали очередную модель «Волги» ГАЗ-16, которая фактически являлась гражданским вездеходом, способным даже парить над землей… Уникальный проект В послевоенные годы руководство страны, понимая, что качество дорог в стране оставляет желать лучшего, предприняло попытку облегчить жизнь трудящихся отдаленных регионов страны. Было принято решение создать внедорожную легковую машину, которая могла бы с одинаковым успехом передвигаться по шоссе, пересеченной местности и даже форсировать водные преграды. Задача сложная. Но для советских инженеров невозможного было мало. За дело взялись специалисты Горьковского автомобильного завода при участии инженеров НАМИ и Горьковского авиационного завода имени Серго Орджоникидзе. Главным конструктором проекта назначили А.А. Смолина. Автом
ГАЗ-16, фото из открытых источников
ГАЗ-16, фото из открытых источников

В советские годы обладание автомобилем «Волга» являлось синонимом успеха и материального достатка. Марка была очень популярной, но большинство жителей страны даже не догадывалось, что в 1960-е годы советские конструкторы создали очередную модель «Волги» ГАЗ-16, которая фактически являлась гражданским вездеходом, способным даже парить над землей…

Уникальный проект

В послевоенные годы руководство страны, понимая, что качество дорог в стране оставляет желать лучшего, предприняло попытку облегчить жизнь трудящихся отдаленных регионов страны. Было принято решение создать внедорожную легковую машину, которая могла бы с одинаковым успехом передвигаться по шоссе, пересеченной местности и даже форсировать водные преграды. Задача сложная. Но для советских инженеров невозможного было мало. За дело взялись специалисты Горьковского автомобильного завода при участии инженеров НАМИ и Горьковского авиационного завода имени Серго Орджоникидзе. Главным конструктором проекта назначили А.А. Смолина. Автомобиль получился очень интересным. Подвеску использовали от ГАЗ-21 – первого поколения «Волги». Но машина проектировалась очень тяжелой, поэтому восьмицилиндровый V-образный мотор поставили от модели ГАЗ-13, известной в народе как «Чайка». Обладая мощностью двигателя в 195 лошадиных сил, машина по хорошему шоссе могла развивать предельную скорость до 170 км/ч. Но создавали то ее для бездорожья!

ГАЗ-16, фото из открытых источников
ГАЗ-16, фото из открытых источников

Нельзя проехать – полетим!

Все было продумано до мельчайших деталей. В конструкции автомобиля присутствовала воздушная подушка. При ее включении автомобиль приподнимался над поверхностью земли на высоту около 15 сантиметров, что позволяло беспрепятственно преодолевать бездорожье, водные преграды и болота. Было создано несколько модификаций уникального автомобиля с установкой двух мощных вентиляторов, нагнетавших поток воздуха во время движения в условиях бездорожья. В этом случае его скорость не превышала 40 км/ч, но и это было очень хорошим показателем. А очередную модель ГАЗ-16Б и вовсе оснастили газотурбинным двигателем 394 лошадиных сил. Возникает логичный вопрос: почему эта уникальная «Волга» для бездорожья не появилась в автомагазинах? Ответ прост – совокупность условий эксплуатации. Автомобиль решал все поставленные перед ним задачи, но был очень громоздким, сложным в управлении и потреблял несоразмерно большое количество горючего. Использование его для гражданского рынка признали нецелесообразным.

ГАЗ-16, фото из открытых источников
ГАЗ-16, фото из открытых источников