Найти в Дзене
Вездеход

Вездеход «Харьковчанка»: пробег до Южного полюса планеты

Одним из бесспорных рекордов советских вездеходов стало покорение Южного полюса Земли. В 1959 году наши полярники совершили то, что до этого не удалось американцам. При этом нужно отдать должное советским исследователям Антарктиды, добраться до конечной точки маршрута, преодолев путь длинной 2700 километров в условиях глубоких снегов и высокогорья, получилось далеко не с первого раза. Сначала были грузовики Кто хорошо знаком с историей освоения Антарктиды, должен помнить, что в 1955 году крупнейшие страны мира разделили Шестой континент на двенадцать сфер влияния. Советскому Союзу отошел восточный сектор, в то время как непосредственно сам Южный полюс оказался под юрисдикцией США. При этом янки не возражали против его посещения советскими полярниками. Звучит невероятно, но сначала добраться до полюса исследователи из СССР решили на … обычных гусеничных тракторах. Естественно, что первый блин вышел комом. В 1955 году с огромным трудом тяжелая техника, утопая в снегу, смогла проехать все
На Южном полюсе. Фото из открытых источников
На Южном полюсе. Фото из открытых источников

Одним из бесспорных рекордов советских вездеходов стало покорение Южного полюса Земли. В 1959 году наши полярники совершили то, что до этого не удалось американцам. При этом нужно отдать должное советским исследователям Антарктиды, добраться до конечной точки маршрута, преодолев путь длинной 2700 километров в условиях глубоких снегов и высокогорья, получилось далеко не с первого раза.

Сначала были грузовики

Кто хорошо знаком с историей освоения Антарктиды, должен помнить, что в 1955 году крупнейшие страны мира разделили Шестой континент на двенадцать сфер влияния. Советскому Союзу отошел восточный сектор, в то время как непосредственно сам Южный полюс оказался под юрисдикцией США. При этом янки не возражали против его посещения советскими полярниками. Звучит невероятно, но сначала добраться до полюса исследователи из СССР решили на … обычных гусеничных тракторах. Естественно, что первый блин вышел комом. В 1955 году с огромным трудом тяжелая техника, утопая в снегу, смогла проехать всего 450 км. Когда стало понятно, что дальше двигаться бессмысленно, советские полярники основали научную станцию «Пионерская».

Вторая попытка достичь Южного полюса была предпринята на грузовиках ЗИЛ-157, которые специально для этой цели переправили в Антарктиду. Успеха эта попытка также не имела. Затем были тяжелые артиллерийские тягачи, имевшие заводское обозначение «Изделие 401А». На этот раз полярники преодолели 975 километров и основали станцию «Восток-1». Но поскольку конечная цель не была достигнута, власти приняли логичное решение о создании специального вездехода.

"ЗИЛ-157". Фото из открытых источников
"ЗИЛ-157". Фото из открытых источников

Русский вездеход для Антарктиды

Решение этой стратегической задачи было поручено Харьковскому заводу транспортного машиностроения. В 1958 году на предприятии было собрано «Изделие 404С». Вездеход имел шасси АТ-Т и ряд узлов, позаимствованных у танка Т-54. Гусеницы использовали шириной 1 м, снабженные специальными грунтозацепами. Форсированный дизельный двигатель был способен развивать мощность 995 л.с., не снижая мощности даже на высоте 3000 м. Непосредственно сам кузов имел алюминиевую обшивку и теплоизоляцию, изготовленную из 8 слоев капроновой ваты. Габариты вездехода для покорения Южного полюса были достаточно внушительными: длина – 8,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 4 м. Вес арктического вездехода составлял 35 тонн. При этом он мог развивать скорость до 30 км/ч, преодолевать подъемы с креном до 30°, да еще буксировать прицеп весом до 70 тонн. Экипаж вездехода мог доходить до 8 человек, столько же в жилом салоне было спальных мест. Ремонтировать двигатель в случае необходимости можно было прямо из кабины. Для этого конструкторы предусмотрели специальный люк. Название вездеходу дали символическое, по имени города и предприятия изготовления – «Харьковчанка». Все с нетерпением ждали, как новая техника покажет себя на практике.

Вездеход "Харьковчанка" в Антарктиде. Фото из открытых источников.
Вездеход "Харьковчанка" в Антарктиде. Фото из открытых источников.

Вперед к полюсу!

Четвертая попытка добраться до Южного полюса на технике была предпринята в 1959 году. Караван из нескольких «Харьковчанок» каждая из которых тащила за собой по два груженных санных прицепа, отправился в путь из Мирного 10 февраля 1959 года. Их груз должен был быть доставлен на станции «Комсомольская» и «Восток-1» для снабжения их всем необходимым. Первые 975 километров пути вездеходы прошли без серьезных проблем. Оставив груз на станции «Восток-1» вездеходы отправились дальше. Руководил колонной Виктор Федорович Чистяков - инженер, участвовавший в создании «Харьковчанки». К сожалению, часть вездеходов требовала ремонта, и в сторону Южного Полюса выдвинулось только две «Харьковчанки» и 16 членов экспедиции: водители, радист, врач, повар и группа ученых. Вездеходы сопровождал тягач АТ-Т. Движение шло тяжело. Включались не все передачи, и вездеходы буквально ползли по Антарктиде со скоростью 5,5 км/ч. Условия были жуткие. Термометр показывал за бортом минус 76 градусов по Цельсию. Наконец, 26 декабря 1959 года советские вездеходы достигли Южного полюса планеты в районе американской станции Амундсен-Скотт. Вездеходы «Харьковчанка» оказались на редкость долговечными. Их модификации применяли для сообщения между антарктическими станциями вплоть до 2008 года.

Вездеход "Харьковчанка" в Антарктиде. Фото из открытых источников.
Вездеход "Харьковчанка" в Антарктиде. Фото из открытых источников.