В новом отчете говорится о том, что компания Microsoft совместно с Nvidia и AMD разрабатывает процессоры на архитектуре ARM для будущих версий Windows, устанавливаемых на клиентские ПК. Этот шаг Microsoft является прямым вызовом многолетнему доминированию Intel и архитектуры x86 в мире операционных систем Windows. Все это напоминает недавние действия Apple, которая перешла с процессоров Intel на собственные ARM-чипы для компьютеров и планшетов.
Как сообщает Reuters со ссылкой на двух информаторов, знакомых с этим вопросом, Microsoft заключила контракт с Qualcomm на разработку ARM-чипов для Windows. Однако срок действия этого контракта истекает в 2024 году, а мы так и не увидели новых процессоров, поэтому Microsoft надеется, что Nvidia и AMD подготовят свои процессоры на базе ARM к моменту истечения этого срока. Этот неожиданный шаг позволит Microsoft предоставить пользователям Windows больше моделей процессоров и, вероятно, обеспечит им те же преимущества, которые пользователи Apple получили после перехода на архитектуру ARM, то есть более высокую энергоэффективностью и мощность по сравнению с текущими предложениями Intel.
Процессоры Apple действительно имеют заметное преимущество перед процессорами Intel в энергоэффективности, поэтому Microsoft собирается перенять этот опыт для реализации в будущих версиях Windows.
Известный консультант Джей Голдберг резюмировал, что Microsoft хочет иметь больше ARM-вариантов для Windows. «Microsoft усвоила урок 90-х годов: они не хотят снова оказаться в зависимости от Intel, компания не хочет зависеть от одного поставщика», — заявил Голдберг, исполнительный директор консалтинговой фирмы D2D Advisory. «Если ARM действительно выйдет на рынок ПК, то они (Nvidia и AMD) никогда не позволят Qualcomm стать единственным поставщиком».
Похоже, что к 2025 году у пользователей Windows будет как минимум три варианта процессоров при покупке компьютера с Windows: Intel, AMD или Nvidia. Наиболее интересным из этих трех вариантов является Nvidia, поскольку в настоящее время компания производит чипы на базе ARM для некоторых своих серверов, а также чипы для искусственного интеллекта, которые она называет Grace Superchip. К тому же Nvidia уже много лет производит мобильные чипы Tegra. В прошлом году "Зеленая команда" также предприняла попытку приобрести ARM, но затем отказалась от нее, столкнувшись с жесткой проверкой со стороны регулирующих органов. AMD в настоящее время не производит чипы на технологии ARM, поскольку компания находится в одной лодке с Intel, производя чипы x86. Тем не менее AMD заявила, что будет производить чипы ARM, если будет соответствующий спрос от клиентов.
У Nvidia появился хороший шанс ворваться на рынок процессоров.
Самая большая проблема для Nvidia и AMD в этой ситуации заключается в том, что подавляющее большинство мирового программного обеспечения написано для x86 и не будет работать на ARM системах. Чтобы решить эту проблему, между программным обеспечением и микросхемой должен существовать слой эмуляции, который может значительно снизить производительность. У Apple этот слой называется Rosetta, и он работает довольно неплохо, но конечно же лучше, когда ПО изначально пишется специально под ARM, а не на х86. Однако Apple контролирует лишь небольшую часть рынка ПК, поэтому использование Rosetta ей вполне по силам. Если бы программное обеспечение Windows пришлось переписать под ARM, это вызвало бы глобальные изменения в индустрии программного обеспечения.
Кроме того, к 2025 году Intel теоретически должна сделать большой технологический рывок с переходом на техпроцесс Intel 18A RibbonFET с использованием чиплетов, соединений на обратной стороне кристалла, 3D-стэкинга и т.д. К тому времени TSMC также должна будет освоить 2 нм техпроцесс с нанолистовыми транзисторами, так что ситуация кардинально изменится по сравнению с сегодняшним днём. Разумеется, к тому времени Apple, вероятно, будет выпускать чипы M4 на 2-нм техпроцессе TSMC.
Это будет прямое вторжение Nvidia и AMD на ключевой для Intel сегмент рынка ПК. Никогда еще не было более прямой угрозы ее прибыли и доминированию на рынке, чем попытка Nvidia выйти на этот рынок. Это объясняется тем, что Nvidia недавно стала вычислительной компанией с рыночным капиталом в триллион долларов по сравнению со 144 миллиардами долларов у Intel. Однако, если быть справедливым по отношению к Intel, NVIDIA исторически не всегда добивалась успеха, выходя за рамки производства графических процессоров для ПК-геймеров и высокопроизводительных вычислений, но времена меняются, поскольку искусственный интеллект стал доминировать в технологической индустрии. Nvidia оказалась в выигрышном положении благодаря расширяющемуся портфелю новых проектов, огромным финансовым ресурсам и тесному взаимодействию между аппаратным и программным обеспечением.