Во времена античности наши далекие предки исповедовали культ красоты и чистоты тела.
Это был один из основных приоритетов их жизни.
В античные времена в Греции и Римской империи строилось множество бань, причем некоторые из них были просто огромными.
Например, термы (бани), построенные императором Каракаллой,вернее их руины, расположены на площади в 150 000 квадратных метров.
Они могли принять одновременно до 2 000 человек. причем они были общедоступны, и внутри у них имелась даже библиотека.
Еще одни термы, построенные императором Диоклетианом имели площадь 130 000 квадратных метров и могли вместить 3 200 человек.
В 16 веке часть терм Диоклетиана - фригидарий - была перестроена по приказу Папы Пия IV в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири, существующую и поныне.
Но вот, начиная с V века н. э., люди постепенно начинают отказываться от этих "нехороших излишеств".
Главным идеологом этого оказывается католическая церковь. Придя к власти и укрепившись, она начала с того, что объявила - истинный христианин, моющийся в одной бане с иудеями, впадает в грех.
Вот вам первое разделение людей по национальному и религиозному признаку.
Это утверждение было основано на 11-м правиле Трулльского Шестого Вселенского Собора, иначе Пято-Шестого Собора 691 - 692 годов.
"Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен".
Поскольку выяснить есть ли в бане иудей не всегда просто, особенно в случае с женщинами, то можно ненароком согрешить, а богобоязненный человек не может этого допустить. Поэтому люди стали опасаться посещать бани - можно ненароком впасть в грех
Этот процесс происходил не вдруг, а постепенно, но со временем набирал обороты и закончился тем, что, дабы избежать греха, бани начали закрывать и постепенно они исчезли, практически совсем.
Остались индивидуальные домашние бани, но и от них постепенно тоже стали отказываться.
Еще одной причиной тому послужило утверждение церковных властей, что человек, принимающий ванну или другие водные процедуры смывает с себя божье благословение, полученное в купели при рождении.
Поэтому контакт с водой должен быть минимальным и возможен только в случае крайней нужды как, например, когда крайняя необходимость заставляет перейти реку вброд.
Немалый вклад в пренебрежение гигиеной внесли церковные проповедники, никогда не мывшиеся, ходившие в грязном рваном рубище и требовавшие этого от мирян.
Они буквально кишели насекомыми, но это, как ни странно, считалось признаком святости.
Вшей и блох именовали "Божьими жемчужинами".
Считалось, что человеческое тело - это вместилище греха.
Католицизм проповедовал ничтожность тела и «умерщвление плоти». Тело - ничто, только душа имеет значение.
Ничего не напоминает?
black lives matter (BLM).
Григорий I Великий — папа Римский в 590 —604 годах - отец Церкви - называл тело «омерзительным одеянием души».
«Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - рассказывал король Франции Людовик IX, иначе Людовик Святой, своему биографу Жуанвилю.
Главную из своих книг, «Жизнь Людовика Святого», Жуанвиль закончил в 1309 году, куда он и записал эту "уникальную истину".
Эта брезгливая ненависть к человеческому телу привела ко многим бедам и зверским, садистским издевательствам над людьми: сожжению на костре, колесованию, четвертованию и т. д. ханжески мотивируя это тем, что это приводит к высвобождению души из мерзкой, грязной оболочки .
Бог создал человека по образу и подобию своему, и всякое презрение и отвращение к плодам его труда есть кощунство и грех великий перед Богом, есть прямое несогласие с делами его.
Но это ни в коей мере не смущало церковную иерархию. Она не смогла принять христианские ценности во всей их полноте, проповедуя от имени Бога мораль зла и насилия над ближними.
Судя по всему, они не очень-то в него и верили, не боясь его гнева, которым они так старательно пугали своих прихожан, ханжески трактуя его законы в своих интересах, быстро вытеснив истинных христиан в сонм святых.
Они не смогли принять и осознать, в силу скудоумия и узости своего мышления, всю полноту христианского учения, но, зато, хорошо поняли какую власть оно дает над людьми.
Они воспитывали в людях не любовь к Богу, а страх Божий.
Скажете, а как же религиозные фанатики.
Религиозные фанатики так же вольно трактовали христианские ценности в сторону их максимального ужесточения.
Будучи и сами не сильно тверды в вере, а в науках тем более, они насаждали свое понимание христианского учения и не могли допустить просвещение в среду мирян, которые в противном случае могли бы разоблачить их лицемерие и ханжество, и поэтому жестоко и беспощадно расправлялись с так называемыми "еретиками", которые посмели усомниться в их правоте.
Примером тому может служить судьба некоторых великих средневековых ученых.
Николай Коперник первым выдвинул гелиоцентрическую теорию Солнечной системы в противовес геоцентрической системе Аристотеля. Только смерть от инсульта спасла его от лап инквизиции.
Продолжатель его трудов Джордано Бруно по приговору Святой инквизиции был заживо сожжен на костре в 1 600 году за утверждение, что Земля вращается вокруг Солнца.
Галилео Галилей. Его еще называют «отцом современной науки», однако в 17 веке на суде Святой инквизиции был вынужден отказаться от выдвинутой им гелиоцентрической теории Солнечной системы, чтобы не попасть на костер, подобно Джордано Бруно.
Только насилием и жесточайшим давлением церковь утверждала свое понимание христианского учения и устройства нашего мира.
Нет сомнений, что дьявольские силы питаются эманациями зла, ненависти, страха, горя и боли.
Получается, что средневековые церковные, да и, вместе с ними, светские власти больше служили темным силам, нежели Творцу.
При этом никто из них не спросил у Бога, правильно ли они поступают, творя эти мерзости во славу Божию. Да и спрашивать было незачем - Бог молчал.
Достаточно было того, что церковные власти по собственному разумению вольно трактовали библейские тексты и высказывания святых.
Ханжество отцов католической церкви в полной мере проявилось в продаже индульгенций.
Индульгенция являлась сертификатом, дававшим отпущение грехов за определенную сумму.
Деньги заплати церкви, а прощать тебя будет Господь.
Сначала индульгенция была «письменным отпущением вины» за совершенное прегрешение. Взамен верующий обязывался совершить некое богоугодное дело или прочесть определенное число молитв.
Но с XI в. индульгенция стала платной, отпускавшей по определенной таксе от имени Бога и при содействии Папы любые грехи и преступления, независимо от их тяжести.
Таким образом, католическая церковь превратилась в торговый дом с гарантированным доходом, который с одной стороны призывал паству к добродетели и смирению, а с другой торговал отпущением грехов за любые преступления.
Как я уже говорил, нечистоплотность, как моральная, так и физическая были естественным результатом политики, проводимой церковными властями.
Опрятность была не в чести: высокие сановники буквально кишели насекомыми, а к чисто вымытым людям относились с недоверием и подозрением.
Думаю Средние века и названы Темными, именно, по этой причине.
Бани, конечно же, были, но их было мало, и за прошедшие столетия люди настолько отвыкли мыться, что не очень к этому и стремились. Чаще водные процедуры принимали по предписанию врача. При этом, предварительно, ставили клизму.
Например, король Генрих Наваррский писал своей возлюбленной, Габриэль д Эстре, герцогине де Бофор:
«Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».
Сам же его Величество за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.
То, что происходило в Средневековье, представляется мне апофеозом нечистоплотности, как физической, так и моральной.
А каково сознание человека, таково и его бытие.
Грязные, немытые люди не могли жить в чистоте, и потому санитарная обстановка в средневековых городах была просто ужасающей.
Вот несколько из множества примеров:
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь ее тело касалось воды всего два раза – когда ее обмывали при рождении и в день свадьбы.
Архиепископ Кентерберийский кишел насекомыми.
Папа Климент V скончался от дизентерии.
Папа Климент VII умер от чесотки.
Герцог Норфолк не мылся из религиозных побуждений, в результате чего его тело покрылось гнойными язвами. Только после пира, когда герцог, напившись пьяным, заснул мертвецким сном, слугам удалось его отмыть.
Водные процедуры вызывали у многих людей просто панический ужас. К ним прибегали только в исключительных случаях или медицинских целях.
Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни, только по настоятельному совету врачей, – купание приводило монарха в ужас, и он категорически отказывался принимать водные процедуры.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».
При этом к самим русским относились с брезгливостью, считая их извращенцами из-за того, что русские часто посещали баню.
Светские дамы для того, чтобы избавить себя от насекомых носили блохоловки, наполненные медом с добавлением крови или заводили комнатных животных, которых носили при себе.
Медицина средних веков больше напоминала набор садистских пыток, нежели врачевание.
К числу универсальных лекарств относились клизмы, рвотное, кровопускание, прижигание, хлорид ртути и, конечно же, молитва.
Еще в XIV и XV веках для того, чтобы вылечить больного его подвешивали за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз.
Вот выдержки из медицинских рекомендаций того времени:
«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть»
Медицинский трактат ХV века.
Кроме того, считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух.
Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица.
«Мыть лицо ни в коем случае нельзя, поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение»
Медицинская рекомендация ХVI века.
Врачи того времени были уверены, что мытье всего тела крайне вредно для здоровья. В середине XVII века Теофраст Ренодо предупреждал, что:
"купание, за исключением случаев, когда оно абсолютно необходимо по медицинским показаниям, не только не нужно, но и вредно для здоровья".
Руководство учтивости Manuel de civilite. 1782 года предостерегало людей от от контактов с водой, особенно от умывания:
" ... ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре."
Вонь и смрад преследовали людей повсюду.
Людям задыхались в атмосфере, пропитанной миазмами, но стоически это терпели, выливая на себя флаконы духов.
Именно по этому поводу знать стала пользоваться духами в больших количествах, чтобы заглушить исходящий от них смрад.
Духи изобрел в 11-м веке арабский алхимик Авиценна, и они, по известной причине, быстро прижились в Европе.
Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан писал, что европейцы — «грязнейшие из творений Аллаха» и даже «не очищаются от испражнений».
Воины Саллах-ад-Дина во времена Крестовых походов легко находили христианские лагеря по запаху.
Там, где не соблюдается личная гигиена, говорить о соблюдении ее в общественных местах не приходится.
В городах не было канализации и все отходы выбрасывались из окон прямо на улицу, скапливаясь до очередного ливня, отчего они превращались в настоящую помойку, что создавало постоянную угрозу распространения инфекционных заболеваний.
Грязи было так много, что иной раз приходилось использовать обувь на высоких каблуках или даже ходули - «весеннюю обувь» горожанина.
Средневековый Лондон представлял собой сплошной хлев. Внутри городской черты содержался крупный рогатый скот, куры, гуси, свиньи, и множество прочей живности.
Улицы были покрыты толстым слоем смеси из навозной жижи и мочи, опилок, крови из мясных лавок и всего того, что выбрасывали из окон домов прямо на улицу.
Как же тут не появиться крысам; они свободно бегали по улицам.
Улицы просто утопали в грязи и помоях.
Продолжать дальше не буду. Каждый может в меру собственной фантазии представить ту ужасающую картину, которая царила на улицах средневековых городов.
Во время дождя по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые сносило в реки. Во Франции одна из таких речушек получила название Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).
После дождя город становился несколько чище, но не надолго - жизнь в городе продолжалась по-прежнему ...
Следствием этого явилось вхождение в моду таких элементов гардероба, как зонты и широкополые шляпы.
В городах плодились мыши, крысы и различные насекомые: блохи, вши, клопы, тараканы.
Вместо того, чтобы бороться с "божьими жемчужинами", с ними предпочитали сосуществовать.
Засилье насекомых в городах привело к появлению таких элементов мебели как балдахины.
Они защищали спящих людей от падающих на них во время сна клопов и тараканов.
Мебель и гардины делали из материала темных цветов, чтобы на них были не так заметны те же насекомые.
Крысы и насекомые разносили заразу. Кошки, как "бесовское отродье" массово уничтожались. Поэтому крысы чувствовали себя очень вольготно.
Такое отношение к гигиене и санитарной обстановке не могло не привести к распространению смертельных заболеваний - чума, тиф, холера.
Попытки борьбы с крысами крыс вызвали к жизни профессию крысолова. Эти люди бродили из города в город, помогая горожанам разными способами избавляться от грызунов, кто как умел.
Рукопись 1430 года - «Книга о чуде» - содержит разнообразные сцены обрядов и заклинаний для изгнания крыс.
Некоторые, подобно гамельнскому крысолову, уводили крыс с помощью музыки, другие читали заклинания или молитвы. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.
Эпидемии этих заболеваний с завидной регулярностью выкашивали население.
Пандемия Черной Смерти охватила Европу в период 1347–1351 годов и затем повторялась каждые несколько лет уже с меньшей интенсивностью в разных частях Европы на протяжении трех столетий.
В середине XIV века чума унесла четверть населения Европы (25 миллионов жизней), по другим данным - от 30 до 60% населения.
Церковь объявила чуму наказанием за грехи, а все меры по предупреждению эпидемий происками дьявола и учила паству, что единственным способом избавления от бедствия является постоянные молитвы, крестный ход и заступничество святых.
Тогда же и возникла такая профессия как чумной доктор.
Защитой от болезни считалась плотная одежда, перчатки и маска с клювом, в который вкладывали душистые травы для защиты от зловония.
В память об этом бедствии во многих городах Европы были установлены чумные колонны, иначе Марианские столбы. Вершины этих колонн венчают, как правило, статуи Девы Марии, отсюда и название - «марианские».
Чума в Вене уничтожила более 76 000 человек, что составляло две трети населения города.
За пренебрежение гигиеной Европа заплатила огромную цену, но, тем не менее, осознание этого пришло не сразу.
Очень медленно, с большим скрипом, водные процедуры стали входить в обиход населения Европы.
Даже еще в XIX веке доктор Ф.Е. Бильц писал в книге «Новое природное лечение»:
«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, после пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть...».
Только в XIX веке Европа стала обзаводиться уличными туалетами.
Первый в Европе общественный туалет появился в 1852 году в Лондоне. 2 февраля - для мужчин, 11 февраля - для женщин.
Тогда же появились и первые общественные туалеты в Париже.
Туалетная бумага в Европе появилась только в 1860-х годах.
Можете себе представить, как благоухали улицы и, особенно, подворотни городов до этого, хотя и эти нововведения не сильно улучшили санитарную обстановку в городах.
Прогресс, долго топтавшийся на месте, резко рванул вперед, и к настоящему времени мы имеем вот это:
Каких вершин прогресса мы достигнем в будущем?
Выводы делайте сами.