Формула 1 - это чемпионат мира по кольцевым гонкам, который проходит почти целый год и состоит из ~20-25 этапов.
Так почему же может быть интересно смотреть эти гонки или наоборот неинтересно?
1. Скорость
Цель любых кольцевых гонок - наиболее быстро преодолеть дистанцию от старта до финиша. Машины Ф1 невероятно технологичны. Они развивают высокую максимальную скорость и невероятно быстро проходят повороты. Эти скорости сильно отличаются от того, что мы испытываем в гражданских автомобилях. Сравниваем мы всегда со своим опытом и чем больше у нас опыта ощущения высоких скоростей на автомобиле, тем больше эмоций ощущения скорости сможет подарить вам просмотр гонки.
2. Опасность
Машины в Формуле с открытыми колесами. Любое небольшое соприкосновение на высоких скоростях может привести к аварии. А в погоне за тысячными секунды гонщики едут невероятно плотно. Обгон один из опаснейших маневров в гонках и при его неправильном выполнении иногда выходят из строя две и более машин.
За всё время существования Формулы была проделана немалая работа над улучшением безопасности гонок. Они уже не такие смертельные для гонщиков, но всё ещё высокоаварийные.
3. Технологии
Время прохождения трассы зависит от множества факторов. Если оставить за скобками навыки пилота, то очень многое будет зависеть от самого автомобиля. Первоклассные инженеры разрабатывают и постоянно дорабатывают машины, чтобы они были быстрее в рамках технического регламента гонок. Зритель получает только базовую информацию, т.к. разработки держатся командами в секрете и используются как конкурентное преимущество. Но есть и доступный уровень информации, позволяющий следить что именно и как делают команды. Нередко в истории гонок происходило, что новинки и изобретения впоследствии оказывались на гражданских автомобилях. И по прошествии времени зрителям очень приятно чувство, что они были свидетелями изобретения, применения и распространения технологий. Как правило, в быту этот путь остается для нас в слепой зоне.
4. Политика
Помимо самих гонок в Формуле происходит множество событий, меняющий расклад сил команд. Команды восхваляют себя перед прессой, чтобы защитить будущие инвестиции. Пилоты критикуют друг друга или свои команды. Команды подают друг на друга жалобы, чтобы наложить на соперников штрафы и усложнить работу или восстановить упущенную на трассе выгоду. Команды пускают слухи о тех или иных решениях, чтобы подстегнуть своих пилотов или заманить новых. Происходит немало и другой грязной работы. Подтвердить одно или другое политическое событие довольно сложно. Если вам нравятся интриги, то может и понравится и эта сторона гонок. Но можно и смотреть только гонки, это совершенно необязательная для зрителя часть соревнований. Для зрителя важно понимать, что пилот устроен в команду на контракт. Есть контракт - есть работа. Но контракт может разорвать любая из сторон, выполнив условия расторжения, конечно. Новости о подписании и длительности контрактов - отдельный результат политических интриг и переговоров.
5. Личная симпатия персонам
Пилоты - самые публичные люди в гонках. С их представления начинается гонка. За ними мы следим всю гонку. Их показывают в награждении. Можно удивляться навыкам пилотирования. Можно восхищаться достижениями. Можно оказывать симпатии добрякам и скромнягам. Кого-то покорят харизматичные весельчаки. Неважно почему вы решите отдать предпочтение тому или иному человеку. Но точно очень трудно оставаться беспристрастным по отношении к тем, кого мы так много видим. Выбирайте сердцем и болейте за своих героев!
6. Правила
Во время трансляции гонок правила поясняют в очень упрощенном виде. Но нюансов невероятное количество. Можно долго недоумевать почему одинаковая, на первый взгляд ситуация столкновения, в разных случаях трактуется в пользу разных пилотов. И только погрузившись в правила вы сможете понять всю неоднозначность. Сами команды находятся в постоянном поиске обхода правил. А стюарды, следящие за соблюдением правил, воюют с командами. Если вы дотошный человек и вам хочется докопаться до истины и разобраться кто же был прав, а кто виноват. То гонки подарят вам достаточное количество кейсов для разбирательств. Правда, не факт, что вам удастся убедить кого-то в своей правоте.
7. Стратегия
Не все обгоны выполняются пилотами на трассе. Некоторые можно совершить за счет грамотной стратегии пит-стопов. За гонку пилоты меняют резину минимум 1 раз и используют 2 разных типа комплектов шин. Более мягкие типы резины увеличивают скорость, но имеют быстрый износ. Более твёрдые комплекты могут выдержать больше кругов на трассе, но обеспечивают более низкую скорость. Кроме этого погодные условия и сама трасса тоже влияют на используемую резину. Гонщики могут идти на разных стратегиях. Для примера у одного гонщика стратегия с одной остановкой, а у второго с двумя. Среднее время пит-стопа 20 секунд. На первый взгляд может показаться, что второй гонщик просто теряет дополнительные 20 секунд и должен оказаться в конце. Но более свежие и мягкие шины позволяют ему ехать в более быстром темпе, который позволяет не только отыграть потерянное на остановку время, но и выиграть дополнительное.
На трассе не всегда легко обогнать соперников. Гонщик идущий позади может уехать на пит-стоп, отстать, но поставить новую резину и начать ехать быстрее. Через несколько кругов остановку делает впереди идущий гонщик и при равном времени остановки выезжает уже позади своего соперника, т.к. он всё это время ехал быстрее.
Стратегия заключается не только в грамотном планировании пит-стопов. Есть ещё масса способов улучшить положение гонщиков на трассе. Очень важно уметь принимать правильные решения в быстро меняющихся обстоятельствах, например, во время аварий или дождя. А также быстро реагировать на действия команд соперников.
P.S.
Если хоть что-то из перечисленных пунктов кажется вам интересным, можете попробовать посмотреть Формулу 1. Выключить и посмотреть что-то ещё всегда можно в любой момент. Чтобы подогреть интерес к просмотру, можно начать не с самих гонок, а сериала по ним Drive to survive (Драйв выживания). Каждый сезон сериала - это год соревнований, поэтому вам не обязательно смотреть все серии. Рекомендую начать с самого яркого - 4 сезон (2021 год). В нём рассказана история о борьбе с первой до последней гонки, с первого до последнего круга. Самое напряженное противостояние последних лет.