Найти тему

Маркетолог: Что есть? Vs. Как есть?

Сегодня день маркетолога, а значит повод задать любимый вопрос и подумать над ответом. Практически в каждом бизнесе есть такие актор (персонаж).

Какую задачу решают маркетологи и почему им нельзя ее решить?

У маркетологов с момента их возникновения одна проблема и задача: узнать какая же из половин рекламного бюджета "лишняя"? Ведь все знают, что половина маркетингового (рекламного) бюджета тратиться впустую, только никто не знает какая из них.

И пока они не решили эту задачу - они существуют!

И не дай Б-г им решить эту задачу! Не должны - это же будет самоубийством. Верим в их разумность :-)

Где начинается и где заканчивается маркетинг

Все филистеры знают, где начинается бухгалтерия, производство и многие другие функции бизнеса и где они заканчиваются. Но мало кто знает, где начинается и где заканчивается маркетинг. Я вам один “секрет” открою, многие маркетологи не знают этого. И лишь избранные об этом задумываются.
Задумались? Поздравляю! Вы теперь член этого клуба избранных.

По моему мнению, у хорошего маркетинга нет начала в бизнесе и нет конца - он должен быть везде: от момента замышления самого бизнеса или новой продукции и услуги до момента, котором нас просят помнить еще с древних времен (Memento mori).

То есть до закрытия бизнеса и до выкидывания продукции потребителем на свалку. То есть маркетолог должен быть в курсе всех процессов бизнеса, ну может быть кроме налоговых, чтобы они все соответствовали маркетинговым смыслам и стратегии компании.

Но это же я про хороший маркетинг, а живем то мы с вами в мире реального маркетинга. В реальном мире многие филистеры ломают голову над границей между маркетингом и продажами. Почему их это так беспокоит?

Тратят на рекламу много (реально), лидов приходит тоже много (но уже вроде как), а продаж мало (опять таки реально). И для того, чтобы найти крайнего и ищут эту границу.

Чем я могу им помочь? Ну конечно же рекомендаций “встать на плечи гигантов”, то есть обратиться к тому, что умные люди по этому поводу говорили и писали.

По моему мнению, четче всех сформулировал границу Голдратт в своих книгах и амстердамских лекциях (из того, что я читал и видел, а читал и видел я, к сожалению или к счастью, не всё). Интересней всех и наиболее понятно, причем близко по сути к Голдратту, в своих лекциях рассказывал Радмило Лукич.

Это даст понимание, но проблемы не решит, а может даже и усугубит её.

Решить же проблему поможет книга Майкла Хаммера “Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе” плюс изучение сбалансированной системы показателей эффективности организации (ССП) Роберта Каплана и Дейвида Нортона.

Как вариант, можно обратиться к автору поста, то есть ко мне, и за плату малую не только узнать что и как, но получить Решение проблемы.

Возвращаюсь в мир реального маркетинга. А где он начинается? А как придется! В худшем случае он начинается в кабинете Генерального Директора с постановки стратегических целей и задач, в лучшем с предложением и выработки этих целей и задач самим маркетологом.

А кто такие маркетологи и какие маркетологи бывают

Есть самые разные классификаторы. На текущий момент в контексте поста я предпочитаю такой. Хочу подчеркнуть, что наклеенные мною на них ярлыки (названия) придуманы исключительно для того, чтобы вы - читатель лучше поняли. Никаких оценочных смыслов названия маркетологов не несут.

(1) Мыслитель-философ

Он смотрит в корень, в суть продукта и услуг бизнеса. Он хорошо знает философию, историю, биологию, социологию и психологию, антропологию. дизайн и конечно же искусство в самых разных его проявлениях.

Результат его работы:

- стратегия бизнеса (но чаще её ему дают как исходное)

- стратегия развития продукта (на метауровне),

- стратегия продуктов бизнеса и их продвижения,

- суть, скрытые т явные смыслы, которые инкорпарируются в продукт бизнеса, в его рекламу и продвижение, в бизнес процессы продаж.

Таких маркетологов мало. Почему? Во-первых, этому долго учиться, очень долго и очень хорошо, и много чему разному. Во-вторых, маленький спрос: не всякому бизнесу он нужен, редкий бизнес понимает его необходимость и только средний и крупный бизнес может себе позволить содержать этого "бездельника", который думает и ничего не делает. И опять же, такие специалисты нужны только современном бизнесу, то есть бизнесу живущему в парадигмах и смыслах постмодернизма, бизнесу застрявшему во временах модерна (KPI, оптимизации и опроса покупателей) маркетолог мыслитель-философ не нужен.

(2) Маннолог

В своей более слабой версии - это специалист по манниловщине. Да, да - оба слова от фамилии уважаемого Игоря Манна. Первый - хороший, крепкий и знающий профессионал, второй - скорее симулякр маркетолога - повторно изобретающий то, что в своих книгах хорошо и системно изложил Манн.

Маннолог - это прекрасный специалист по маркетингу бизнеса времен модерна. Он всё правильно делает строго по Манну и Котлеру, которого искренне считает немного устаревшим.

Его еще можно назвать “наружным” маркетологом, так как он видит и, соответственно, занимается только видимой частью маркетинга - рекламой, фишками. Смыслы для него не существуют.

(3) Лайф-хаккер

Это специалист, в отличие от маннолога, хорошо знающий и реализующий только отдельные “фишки”, которые чаще всего между собой никак не связаны и в лучшем случае не противоречивы.

Но каждая из них, из этих фишек, действительно хорошо работает и дает отличный результат, но только когда “попадает” в нужный контекст (бизнес, продукт, потребитель и т.д.). А попадает обычно в 50% случаев.

Сами себе маркетологи (владельцы бизнесов, выполняющие функции маркетолога) очень любят таких - всё просто, понятно и обычно быстро.

(4) Специалист “по”

Это маркетолог-специалист в какой то области, тчаще по какому маркетинговому инструменту. Например, директолог - специалист по рекламе в Яндекс-директе, эсэмэмемщик - специалист по рекламе в СММ и т.д. Заметьте, сам язык нас правит, заменяя маркетинг на рекламу в названии должности. Но я бы упор делал именно на слово “специалист”. Они действительно специалисты, но только не по маркетингу, а по соответствующему инструменту. И без них никуда - они основа для реализации всех планов и замыслов.

(5) Сам себе

Сами себе маркетологи - это владельцы бизнесов, выполняющие функции маркетолога). Это тот случай, когда маркетолога нет, но он всё есть. И таких большинство!

С праздником, Маркетологи!