Поводом для написания этой заметки послужило общение с одним из моих читателей. Он упорно не понимал, как можно считать штурмовиками такие британские самолёты, как, например, Hurricane Mk.IV и Mosquito FB Mk VI.
Понять его «доводы» было сложновато, ибо в лучшем случае в школе была твёрдая тройка по русскому языку, и полное неумение излагать письменно свои мысли, но, как мне кажется, основную ошибку я уловил. И поскольку с подобным я (и многие другие) сталкивались не раз, то мне кажется, что спорить на эту тему будут ещё долго. Ибо объяснения того, что же такое штурмовик — крайне сложны и требуют вникать глубоко.
Проблема в том, что есть две стороны вопроса. Первая заключается в том (и именно в это упиралось понимание моего вышеупомянутого «оппонента»), что есть аэропланы, которые изначально проектировались, как штурмовик, но во многих странах не они составляли большинство самолётов штурмовой авиации.
Вторая же в том, что нет очень чёткого определения, что такое штурмовик. И чем он отличается от бомбардировщика.
Все основные боевые самолёты делятся на две основные группы — те, которые ведут воздушный бой, и те, которые поражают цели на земле, точнее на поверхности, к коей относится и водоёмы. Прочие типы нас не интересуют.
С этой точки зрения разницы между бомбардировщиком и штурмовиком нет, оба типа предназначены для поражения целей на земле. Усложняет жизнь ещё и то, что истребители тоже используются для поражения наземных целей, то есть выполняют работу штурмовиков. Выделять штурмовики, как самолёты, поражающие цели пулемётно-пушечным и ракетным огнём — неправильно. Ибо, советский Ил-2 чаще использовал бомбы, чем всё прочее.
Википедия даёт определение штурмовика, как:
Самолёт, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск и морских сил вооружённых сил государств мира в бою, а также для прицельного поражения различных наземных и морских целей.
Всё бы хорошо, только вот под это определение отлично подходят пикирующие бомбардировщики. Равно как и лёгкие или ближние бомбардировщики тоже.
Однако, в целом, отличить штурмовик всё-таки можно, хотя и почти интуитивно. Классический штурмовик — это самолёт, основное оружие которого пулемётно-пушечное вооружение и ракеты, бомбы также могу быть, но не как основное. Штурмовик работает по точечным целям, вроде бронетехники и огневых точек на поле боя. Аэродром — это тоже точечная цель, поскольку штурмовик ведёт огонь по конкретным самолётам, тогда как бомбардировщики, тем более тяжёлые, перепахивают лётное поле. Если брать период Второй Мировой войны, то все штурмовики уже имели броню (в 30-е годы очень многие специализированные штурмовики брони не имели). Хотя к концу войны уже и истребители несли броню побольше, чем довоенные штурмовики.
С этим всем как-то можно было бы разобраться, но остаются две крайне сложные проблемы.
Во-первых, боевые самолёты обычно старались сделать многоцелевыми, потому, как сказано выше, далеко не все самые массовые штурмовики Второй Мировой войны создавались именно в этой ипостаси.
Во-вторых, штурмовики в разных странах называли по-разному, а в некоторых и вообще такого термина не было. Кстати, в Советском Союзе такой тип самолёта сначала именовался «боевик».
Именно этого мой, вновь упоминаемый «оппонент» никак и не мог понять.
Специализированных же штурмовиков было создано и воевало не так много. У нас это Ил-2, который, кстати, тоже был многоцелевым, ибо имелся вариант разведчика-корректировщика и торпедоносца.
Специализированные, но не очень удачные штурмовики строили в Италии — Breda Ва.64, Breda Ва.65 и Breda Ва.88. До войны много моделей, причём обычно небронированных, создали в США, из которых один — Northrop A-17 Nomad использовался многими странами. Отличный специализированный штурмовик EKW С-3601 был создан Швейцарии. В Германии, как штурмовик, создавали лишь Henschel Hs.129, другой известный штурмовик — Henschel Hs.123, был разработан по программе пикирующего бомбардировщика.
Интересно, что в Первую Мировую войну специализированные штурмовики создавались и в России (именно там появился первый штурмовик), и во Франции, и в Великобритании, и в Германии. Однако во Второй Мировой большинство самых удачных и массовых штурмовиков имели совсем другие корни.
Если мы говорим про Германию, то основными штурмовиками Люфтваффе стали FW.190F и Ju.87G. Про «фокке-вульф» многие до сих пор отказываются верить, что подавляющее большинство этих самолётов на Восточном фронте отнюдь не были истребителями. Бывшая «штука» — Ju.87G, имела мало общего с пикирующим бомбардировщиком. Во-первых, самолёт уже не мог пикировать, во-вторых — основным вооружение стали 37-мм пушки, а бомбы вообще не предусматривались. Как ещё можно назвать такой самолёт, если не штурмовиком?
Ещё сложнее с британской авиацией. У них просто не было специального названия для штурмовика.
Потому самый массовый и весьма удачный штурмовик Hurricane Mk.IV — никак по своему названию не отличался от предыдущих «Харрикейнов», которые ещё были истребителями. Однако, как назвать самолёт, пусть изначально проектируемый, как истребитель, если он увешен бронёй настолько, что превратился в тихоходную и неповоротливую машину, которую во время боевых вылетов должны сопровождать истребители? Если основное вооружение для поражение наземных целей составляли 20-мм или даже 40-мм пушки, и восемь ракет?
Ещё более изменился самолёт de Havilland Mosquito, который многие по незнанию, считают исключительно бомбардировщиком. Изначально это был деревянный бомбардировщик, который не нёс оборонительного вооружения. От истребителей «Москито» должен был уходить, пользуясь преимуществом в скорости. Всё это так, но кроме модификации скоростного невооружённого бомбардировщика, у этой машины был ещё целый список разных вариантов. Которые очень сильно отличались, в том числе и конструктивно.
Нам в данном случае интересна версия Mosquito FB Mk VI (FB — истребитель-бомбардировщик), выпущенная огромной, по британским меркам серией, в 2289 самолётов. Самолёт этот вооружался четырьмя 20-мм пушками и четырьмя пулемётами, под крылом на внешней подвеске мог нести две 110-кг или 230-кг бомбы, но чаще же восемь 76-мм ракет. Кабину защищало почти полтонны брони.
На модификации Mosquito FB Mk XVIII, выпущенной в 25 экземплярах вместо 20-мм пушек было установлена 57-мм автоматическая пушка, а бронирование ещё усилили.
Как предлагается назвать этот самолёт? От бомбардировщика в нём мало что есть, от истребителя тоже не находится. Вообще это классический тяжёлый штурмовик, причём весьма удачный, что показало его использование в боевых действиях.
Я бы мог продолжать долго ещё приводить примеры. Но, к сожалению, вникать в эти подробности захотят не многие, найдётся немало таких, как мой «оппонент», который тупо будет исходить из того, что раз написано где-то в детской книжке, что FW.190 был истребителем, да ещё и созданным на смену «мессеру», то на этом всё.
А потому желающих поспорить найдётся изрядно.
Рекомендую мою серию статей:
Это грозное слово штурмовик (по-английски)
Это грозное слово «штурмовик» (по-французски)