Сеул не балует историческими артефактами – почти все было уничтожено/ вывезено во время японской оккупации (1910-1945) и Корейской войны. Поэтому к каждому историческому предмету относишься со вниманием. Так, прогуливаясь в выходной по территории дворца Чхангёнгун в Сеуле, я увидела большой каменный сосуд на постаменте (фото ниже). Каково было мое удивление, когда я прочитала, что в горшке хранится плацента короля Сонджона (1457 - 1495).
Зачем? Вот что я выяснила.
В Корее плаценту вплоть до 20 века считали символом жизненной силы плода. Особенно высоко ценилась плацента королевских особ. Считалось, что от ее сохранности зависит судьба государства.
Какой же был ритуал?
На третий день после рождения ребенка пуповину (ее, кстати, отрезали бамбуковым ножом) и плаценту помещали в глиняный или керамический сосуд, который называли “тхэсиль”. Сосуд в свою очередь помещали в своего рода склеп.
Кстати, плаценты простолюдинов сжигали и развеивали пепел над рекой. Тоже все непросто.
Первые упоминания о ритуале относятся к 595 году. Правда, там же говорится о том, что жена губернатора вынашивала сына 20 месяцев, так что надежность источника можно поставить под сомнение :-)
Коллекция плацент
Самую большую “коллекцию” сосудов тхэсиль собрал король Седжон Великий (1397-1450 гг.). Это он, к слову, придумал корейский алфавит хангыль. Плаценты и пуповины всех 18 его сыновей и внука были захоронены у подножия холма Сонсоксан.
Но вообще царские пуповины можно найти по всей стране.
Принять у себя тхэсиль королевских особ было большой честью для города. Такие места часто получали новый, более высокий административный статус или освобождались от налогов.
Добрую традицию прервали японские колонисты, которые какие-то образцы забрали для исследований (даже не хочу знать, что они делали), а что-то оставили в качестве достопримечательностей. Нужно же чем-то туристов удивлять.