Ее называли звездой спортивной гимнастики, а конкурентки даже прочили ей первые места на Олимпиадах. Действительно, Елена Мухина просто порхала над брусьями, с травмами или без, не важно, главное заниматься любимым делом. Но, увы, предсказаниям о грандиозном будущем не суждено было сбыться. Однажды девушка получила серьезную травму, которая стала результатом жесточайших тренировок и… отношения к ней тренера.
Многие ее одноклассницы мечтали о фигурном катании, но сама Лена хотела стать гимнасткой. Детство у девочки было непростым даже для советского времени. Она появилась на свет в 1960 году, а когда отметила свое двухлетие, то случилось страшное. Отец, подвыпив, спалил дом, а в пожаре погибла ее мать. Девочку передали бабушке Анне Ивановне, а отец… Он о своей дочери практически не вспоминал, заведя новую семью.
«Однажды на уроке появилась неизвестная женщина. Представилась: Олежко Антонина Павловна, мастер спорта. И говорит: «Кто хочет заниматься в гимнастической секции, поднимите руку». Я чуть не закричала от радости», — так рассказывала Елена о начале своей спортивной карьеры.
Девочки начинали заниматься спортивной гимнастикой рано, чтобы достичь определенных успехов. Лена стала поздней спортсменкой, на которую тренеры особых надежд не возлагали. Однако, благодаря упорству и настойчивости, девочка быстро освоила программу для начинающих. Тем более что ей повезло с первым тренером. Им стал Александр Эглит, который помогал любому новичку преодолеть свой страх и поддерживал юных спортсменов. Под его руководством Мухина в 14 лет получила звание кандидата в мастера спорта.
Эглит, видя успехи Елены, решил передать ее другому тренеру, который тренировал уже профессиональных гимнастов. Так Мухина попала к Михаилу Клименко, лучшему тренеру столицы, который до этого занимался исключительно с… мужчинами.
Сложно сказать, что разглядел Клименко в юной спортсменке. Елена обладала определенными способностями, но выдающимися талантами не блистала, к тому же не могла делать многие элементы программы ЦСКА, считавшиеся основой основ и азами. Но тренер был почему-то уверен, что вылепит из Мухиной настоящую олимпийскую чемпионку. Потому всегда давал ей разучивать наисложнейшие элементы, которые никто на тот момент повторить просто не мог.
К тому же Елена попала в смену стилистики: в спортивной гимнастике стали придавать больше значения динамичным элементам, а не статичным. Так что Мухина тренировалась каждый день, с невероятными нагрузками. А в 15 лет получила первую травму — отрыв остистых отростков шейных позвонков. Шея спортсменки не поворачивалась ни в одну из сторон, врачи рекомендовали восстанавливаться и носить ортопедический ошейник. Девушке нужен был покой, но Клименко приезжал даже в больницу и… забирал Лену на тренировки. К доводам медиков он оставался глух.
Абсолютная чемпионка Европы
В 70-е в спортивной гимнастике блистала румынская гимнастка Надежда Команечи. Она стала первой спортсменкой, которой судьи поставили высшую оценку — 10.0 балла. Надежда стала абсолютной чемпионкой Европы в 1975 году, выиграла три золотых медалей на Олимпиаде в Монреале 1976 года (всего она взяла тогда пять наград). В общем, конкурировать многим спортсменам приходилось именно с Команечи, которая, казалось, своего лидерства явно не уступит никому.
Чтобы победить румынскую спортсменку, Елене приходилось усиленно работать над сложнейшими элементами. Соперницы встретились в Праге в 1977 году на чемпионате Европы. Лена сумела взять три золота: на брусьях, бревне и в вольных упражнениях. Лидерство Команечи оказалось под вопросом, так что она даже не завершила соревнования, покинув турнир. Когда Надежда уже перебралась в США, то рассказала, что ее даже не спросили, хочет ли она дойти до финала чемпионата, вмешались сотрудники госбезопасности.
В том же году Мухина получила травму, как раз перед чемпионатом. Выполняя упражнение, она ударилась боком о жердь. Удар был настолько сильным, что жердь расщепилась. Испытывая сильную боль, гимнастка попросила тренера уйти пораньше, но в ответ получила отказ.
«По ощущениям я сломала себе ребра. Но тогда, посидев минут десять на матах, в полубессознательном состоянии отработала еще и вольные, и бревно. Когда стало совсем плохо, подошла к тренеру, который, не разобравшись в ситуации, ответил: «Ты вечно ищешь повода ничего не делать», — вспоминала о том дне Елена.
А когда в 1978 году в Страсбурге Мухина стала абсолютной чемпионкой Европы, то Надя Команечи сказала о своей сопернице: «Эта девочка возьмет золото Олимпиады». Но, увы, предсказание оказалось неверным.
Чувствовала себя цирковым животным
Но сама гимнастка своей победе не радовалась, она ушла в депрессию и вообще ничего не хотела делать. Тем более что она получала травму за травмой. Улыбка сошла с лица девушки, а движения стали заторможенными. Однажды, когда она выбила палец руки, то вправила его сама, без посторонней помощи, и затем вернулась к тренировке.
А в 1979 году Мухина на показательных выступлениях сломала ногу, но продолжала тренироваться в гипсе. Это вылилось в неприятные последствия: кости разошлись, так что Лену ждал новый гипс.
«Клименко всегда нервничал перед соревнованиями, дёргал меня. Наверное потому, что прекрасно понимал, что его собственная карьера и благополучие зависят от того, попаду я в сборную или нет. Я же относилась к тренировкам крайне ответственно. Бывали случаи, когда, чтобы согнать лишний вес, бегала по ночам, а утром шла в зал. При этом мне постоянно приходилось выслушивать, что я быдло и должна быть счастлива, что на меня обратили внимание и дали мне шанс», — говорила спортсменка.
Подходило время Олимпиады в Москве, но Лену грядущее событие не радовало. Она чувствовала себя цирковым зверьком, который только и делает, что выполняет трюки под щелчки хлыста. На отборочных Мухина судей не впечатлила, к тому же давал о себе знать перелом ноги. Так что Клименко принял решение: надо усложнить программу. Хотя обычно перед стартом Олимпиады такое не делали, слишком мало времени на подобные вещи.
Клименко отправился в столицу, оставив Мухину тренироваться самостоятельно. Он сказал спортсменке отрабатывать элементы, прыгая в «в яму», то есть в бассейн с поролоном. Но гимнастка решила сделать по-своему и сделала ставку на помост. В итоге, Лена упала, руки и ноги не двигались, а к ней уже бежали на помощь…
«Я сделала, упала и не понимаю – что это ко мне все бегут? Хочу встать, а встать не могу, но голова ясная. Хочу рукой пошевелить – не могу. И тут просто так подумала и сказала себе: это катастрофа», — описывала этот момент спортсменка позже.
В прыжке Мухина раскрылась раньше на долю секунды, и эта ошибка стоила ей будущего. Елена сломала позвоночник с повреждением спинного мозга. Московский профессор, светило медицины Аркадий Лившиц провел операцию, но восстановить полностью способность передвигаться не удалось. Гимнастка оказалась прикованной к инвалидному креслу, руки и ноги оставались парализованными.
Борьба до последнего
Методист по лечебной гимнастике и массажу Нина Лебедева стала фактически новым тренером Мухиной. Поначалу спортсменка радовалась внезапно выпавшему отдыху, но потом поняла, что придется бороться за возможность двигаться. Она перепробовала многие методики, в том числе и Дикуля, так что смогла вернуть себе возможность шевелить пальцами и даже немного писать. Но до конца жизни она оставалась прикованной к инвалидному креслу.
А однажды Мухиной нанес визит представитель советской спортивной организации, и на следующий день появилась заметка в газете: «Когда я вошел в палату, Лена лежала на животе, читала газету и плакала». Эти слова задели спортсменку. На самом деле она занималась и выполняла упражнение, при этом боль была сильной. Так что газету гимнастке подложили специально, чтобы она, плача, не намочила простыню.
Елена усиленно продолжала бороться за возможность ходить, но, увы, так и не смогла приблизиться к своей заветной мечте. Из-за нагрузок начали отказывать почки. Из жизни Мухина ушла в 46 лет, причиной тому стал сердечный приступ. А через год скончался ее тренер Михаил Клименко, который после травмы ни разу не навестил свою бывшую подопечную.
Кстати, один из элементов спортивной гимнастики был назван в честь советской спортсменки. Это петля Мухиной, появившаяся за счет усложнения петли Корбут.