Найти тему

Лучше один раз связать образец, чем пять раз перевязывать изделие. Как правильно работать с образцами, рассказываю в статье

«Зачем мне нужен образец?» - часто меня спрашивают ученицы. «Я и так могу связать» - на мой взгляд, это не совсем правильное убеждение, однако многие его придерживаются. Но если вы вяжете не для галочки, а чтобы получить новую красивую вещь, которую не хотите 5 раз распускать, а хотите, чтобы она сидела идеально, то без образца никак.

Плотность вязания у всех разная и рекомендации на этикетке пряжи по размеру крючка не всегда верны. Я, например, всегда беру крючок меньше рекомендованного. Однажды, я разговорилась с владельцем магазина турецкой пряжи, и он сказал, что каждая страна-производитель ориентируется на своих вязальщиц. Турчанки вяжут рыхло. Ту нить, с которой они работают крючком №2, я вяжу №1,25. И, если вы внимательно посмотрите на турецкие вязаные изделия, то увидите, что они мягкие, пластичные, видно, что петли вытянутые. Кто-то любит поажурнее, кто-то поплотнее. И в зависимости от ваших предпочтений вы берете крючок по толще или потоньше. Но чтобы отрегулировать плотность, нужно вязать образец! Лично я, люблю плотное полотно, чтобы петля была к петле, поэтому номер крючка у меня всегда меньше, чем указан на этикетке.

Считаю, нужно еще обращать внимание на предназначение вещи. Если это изделие зимнего гардероба, то крючок можно взять чуть большего номера. А если это летняя модель, то берём крючок поменьше.

Так для чего все-таки нужен образец? С помощью него можно посчитать, сколько необходимо пряжи. Дело в том, что я пользуюсь своим методом расчета. Ниже дам ссылку на статью, в которой подробно расписан метод подсчета пряжи. Я вначале покупаю один моток пряжи, смотрю как ложится узор, вяжу образец и делаю расчет. А потом иду в магазин и добираю необходимое количество. Это еще нужно и для того, чтобы не было больших излишков и не переплачивать, хорошая пряжа сейчас стоит недешево.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Следующий момент, на котором я хотела бы заострить внимание, это сама схема. Я достаточно часто вношу изменение в первоначальный вариант (это зависит от самой пряжи и предназначения изделия). Сейчас покажу вам все наглядно.

Фото схемы взято из журнала "Дуплет"
Фото схемы взято из журнала "Дуплет"

Вот такой узор мне понравился по схеме, очень ажурный для летнего свитера. Связала образец из хлопка и поняла, что арочки слишком большие. Вещь вяжу для дамы и, желательно, чтобы она не сильно просвечивала. Ажурный узор, правда?

Так вот, я вносила изменение в количество воздушных петель в арочках и в количество накидов в столбиках, чтобы рисунок лучше лег под тонкий хлопок. Если бы я не связала образец, то понятное дело, получилось не совсем то, что я хотела.

Образец из хлопка для летнего свитера
Образец из хлопка для летнего свитера

Самое главное, с помощью образца считают сколько нужно набрать раппортов. Я бы советовала делать образец не 10*10, а 15*15. Есть у вязаного полотна такое свойство, чем больше длина, тем сильнее оно сужается. Не знаю, замечали вы или нет, что ширина изделия на начальном этапе (3-5 рядов) больше, чем когда связано 10-15 см. Поэтому вязать маленький образец почти бессмысленно. Если вы посчитаете все по нему, то в результате можете получить вещь на 1-2 размера меньше. Неприятно, но это факт.

И вот тут может возникнуть вопрос – «образец нужно вязать только к раппортным узорам? Если у меня ленточное кружево или брюгге, то смысла нет. Правильно?». Нет, неправильно. Вы же вяжите не только для расчета раппортов, вы еще смотрите и на сам узор. А если нужно его скорректировать? Нам нужно посмотреть нужны ли изменения в схему.

Образец ленточного кружева. Фото взято из личного архива
Образец ленточного кружева. Фото взято из личного архива

При вязании отдельными мотивами есть один нюанс по образцам. Я ученицам всегда советую вязать 4-5 мотивов и соединить их между собой. Чтобы видеть, как получается само соединение (картинка в журнале это одно, а реальное полотно может отличаться), и сразу посмотрим, как мотивы выглядят на теле. Иногда полотно получается достаточно ажурное и дырочки большие, то есть нам нужно внести еще дополнительные точки соединения, или уменьшить количество петель в арочке, или увеличить количество столбиков (чтобы было более плотно). И всё это нужно учесть, до того, как вы начнёте штамповать элементы. А еще в мотивах бывает так, что вяжешь по одной схеме, а получается, что размер разный – один больше, другой меньше. Дело в том, что мы не вязальные машины и постоянно держать одинаковые натяжение нити не в силах. Но при сборке изделия лучше, чтобы все элементы были одного размера. Я беру шаблонный элемент (идеальный, на мой взгляд), поверх него кладу тот, что отличается по размеру, и с помощью булавок их соединяю. То есть, я как бы натягиваю один элемент поверх другого, но должно получиться один к одному, и только после этого отпариваю. Таким образом поступаю с каждым нестандартным мотивом. С лентами тот же процесс – раскладываем, прикалываем каждой зубчик и отпариваем. Да верхний элемент будет немного отличаться, но невооруженным глазом этого не увидеть.

Элементы к тунике Халва. Фото взяты из личного архива
Элементы к тунике Халва. Фото взяты из личного архива

Дорогие мои подписчики, если вы хотите сэкономить время, нервы и сделать работу быстрее, то мой вам совет – вяжите образцы.

Может быть, у кого-то другая точка зрения и вы знаете секрет идеального вязания без образца?

Подписывайтесь на мой канал «Вязание крючком с Захарченко Ольгой», но этой неделе поговорим что такое сложно разветвлённые столбики и как они вяжется.

P.S. Как и обещала оставляю ссылку на статью, в которой подробно рассказываю свой метод подсчета расхода пряжи