Категория "Пропавшие без вести" - часто используемое определение для военного времени, тем более для подводных лодок. Море ревностно хранит свои тайны и не торопится расставаться со своими жертвами. И только настойчивость и желание найти ответ сможет для людей, которые продолжают искать пропавших.
В составе советского флота накануне Великой Отечественной войны было не мало "необычных" кораблей, к таким, например, можно отнести две подводные лодки, ранее входившие в состав эстонского флота. И это были не простые подводные лодки - это были минные заградители: "Лембит" и "Калев". И если подводной лодке "Лембит" выпало пройти всю войну, стать Краснознаменной, а затем быть сохраненной в качестве подводной лодки-музея, то для "Калева" судьбой была уготована иная история.
Для справки: «Калев» - подводный минный заградитель, разработан английской фирмой «Виккерс-Армстронг» по тактико-техническому заданию Эстонского морского штаба. Строился на верфи фирмы в Барроу. 1 июня 1937 года пришёл в Таллин, войдя в состав эстонского флота, был назван в честь мифологического героя. Водоизмещение: 665/853 т, размерения: 59,5х7,24х3,6 м, 1200/900 л.с., 30,7 т соляра, скорость хода - 13,5/8,5 узла, дальность плавания - 4000 (8)/80 (4) миль, вооружение - 1х2-40/43-мм, 4-533-мм носовых ТА, 8 торпед, 20 мин, экипаж - 33 человека. После включения республики в состав СССР «Калев», вместе с однотипной ПЛ «Лембит», 19 августа 1940 года зачислен в состав советского ВМФ.
Войну «Калев» встретил в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ Балтийского флота. В августе заградитель, под командованием капитан-лейтенанта Б. А. Нырова, выполнил свой первый боевой поход, продолжавшийся 14 суток. В том походе «Калев» в районе мыс Овизи – маяк Ужава (позиция № 20), произвел минную постановку, выставив 10 мин в трех минных банках по 3, 3 и 4 мины с интервалом 60, и углублением 3 метра. Интересно, одно время официальные советские послевоенные данные оценивали это минное заграждение, как самую эффективную минную постановку (в соотношении мин на цель) подводной лодки ВМФ СССР в Великую Отечественную войну, но затем такая оценка была признана не верной.
Следующий выход в море для "Калева" планировался на 27 октября. По плану лодке в течение ночи следовало совершить переход из Кронштадта к острову Гогланд. На период светлого времени суток лечь у острова на грунт и с наступлением нового вечера совершить переход от Гогланда на отведённую ей позицию. По пути на позицию субмарине следовало высадить разведгруппу из трёх человек (два мужчины и одна женщина). Место высадки - бухта Ихасалу-лахт в районе мыса Ихасалунем, примерно в 30 километрах от Таллина. Примерно в этом же районе находилась и позиция самого подводного минного заградителя. Она ограничивалась меридианами 24°20' и 25° 00' восточной долготы и побережьем Финляндии и Эстонии (район Таллин-Хельсинки). В задачу «Калева» ставились уничтожение транспортных судов и боевых кораблей противника, а так же выявление фарватеров подходов противника к Таллину и постановка на них минных заграждений несколькими банками. О высадке разведгруппы и постановке заграждений «Калев» должен был сообщить командованию отдельными радиодонесениями. Возвращение подводной лодки предполагалось 8-10 ноября, по мере расхода боезапаса, тем же маршрутом.
При подготовке к походу в установленные сроки вмешалась неисправность носового компрессора, ремонт которого отнял два дна, В итоге подводный заградитель вышел в море 29 октября. На его борту находилось 38 человек экипажа капитан-лейтенанта Б.А.Нырова и трое разведчиков.
В 19:50 29 октября 1941 года «Калев» отошёл от 2-го пирса Купеческой гавани Кронштадта. Больше его никто не видел. Далее в судьбе субмарины одни загадки, на которые до сих пор нет ответа. Попробуем рассмотреть несколько версий, но отметим - это только версии, которые не подтверждены. Сразу отметим, что загадке гибели подводной лодки "Калев" посвящена замечательная статья К.Б.Стрельбицкого, опубликованная в сборнике "Тайна подводной войны" (№ 10, 2001 г), и здесь мы представляем в том числе и его размышления.
Итак, запись о том, что «Калев» вышел из Кронштадта 29 октября и причинах этого есть в «Журнале боевых действий» штаба 1-й бригады. Когда истёк срок автономности лодки, и она так и не вернулась на базу, командир бригады капитан 2 ранга А. В. Трипольский 5 декабря 1941 года направил в Военный совет флота прошение об исключении ПЛ «Калев» из состава бригады. В этом документе он указал дату начала похода 29 октября. Однако, в марте 1942 года, в отчёте о боевой деятельности бригады подводных лодок с 22 июня по 31 декабря 1941 года, как отмечает К.Б.Стрельбицкий, Трипольский указывает дату выхода «Калева» как 27 октября, то есть, как это планировалось с самого начала.
Но тут следует уточнить, что при подготовке подводного минного заградителя (ПМЗ) к походу оповещения о его переходе были сделаны в штабы Береговой обороны, Ижорского укрепрайона, Охраны водного районы и комендантам островов Лавенсари, Сескар, и Гогланд. К острову Гогланду «Калев» должен был прибыть рано утром 30 октября. Но на самом острове никто никогда прибытие заградителя и его последующее движение не фиксировал. Никаких докладов об этом с острова, где находился Гогландский сектор береговой обороны, не было. В «Журнале боевых действий» этого оборонного пункта за период с 1 сентября по 6 ноября 1941 года никаких записей об обнаружении лодки нет.
Основываясь на этом можно было бы предположить, что «Калев» мог погибнуть уже на переходе Кронштадт-Гогланд. Если бы не ряд обстоятельств. В отмеченных выше документах, как отмечает К.Б.Стрельбицкий, капитан 2 ранга Трипольский, а так же начальник штаба флота адмирал Ю.Ф.Ралль в составленном им «Кратком обзоре боевых действий подводных лодок КБФ» пишут, что 30 октября «Калев» прибыл к острову Гогланд и вечером тех же суток продолжил движение. Но никаких донесений об этих фактах от лодки не зафиксировано, и до сих пор неизвестно откуда в те годы была взята эта информация. Это не вносит больше ясности, но значительно расширяет район гибели лодки.
Точно так же нет никакой информации о высадке с борта ПЛ «Калев» разведгруппы. Сообщения об этом от командира лодки не поступало, и сама группа на связь не выходила. Означает ли это, что высадки не было вообще? Нет, конечно. В статье К.Б.Стрельбицкого можно найти некоторые подробности по истории этой "таинственной разведгруппы", даже есть упоминание имени той самой женщины и задач, стоящих перед разведчиками. Но в большинстве своем имеющая информация - не достоверна, а главное - не добавляет ясности в судьбу "Калева".
После Гогланда, кроме высадки разведгруппы, лодке предстояло выставить на подходах к Таллину несколько банок минных заграждений. Доклада об этом от Нырова так же не поступало. Но и в этом случае молчание лодки ещё не означает её обязательную гибель.
Итак, сообщения о постановке мин с борта «Калева» не было. Но значит ли это, что ПЛ вообще не было у Таллина, и заградитель постановкой мин не занимался? В большинстве источников есть упоминание об одном факте, который мог бы свидетельствовать о том, что постановка мин у Таллина все же была, и выполнил ее именно "Калев".
11 июня 1942 года в районе Таллина на мине подорвалась немецкая плавбаза катеров-тральщиков, «Миненраушифф-11» (MRS-11). Потери среди экипажа оказались очень большими; 84 убитых и 35 раненых. При проведенном впоследствии тралении были обнаружены две мины, то есть налицо - минная банка. Немцы были хорошо знакомы с советскими минами, но тип мин вытраленных немецкими тральщиками в районе подрыва плавбазы был охарактеризован как «необычный», что дало основания для "определенных выводов".
Для справки: "Миненраушифф-11" (MRS-11) - переоборудованный из бывшего грузо-пассажирского теплохода "Оснабрук", 1935 г.п., 5096 брт
Подводная лодка - минный заградитель типа «Калев», как мы помним, имели по 10 минных шахт. В каждую помещалось по две мины, итого 20 штук. А вот тип мин, которыми вооружались заградители типа «Калев», был действительно "необычным", по крайней мере для русского флота - они имели наименование «Виккерс T-IV» (по другим данным тип мин - T-IV (по мнению Ковалева). То есть речь идёт об английских минах Т Мк IV, которые начали поставляться в нашу страну с 1943 года.
И эта особенность мин не осталась в стороне, а послужила для новой версии. Мы помним, что подводная лодка строилась в другой стране для другого флота и естественно, что советские лодочные мины для неё не подходили. Однако в тот период, при включении эстонских подводных минных заградителей в состав БФ, и в первые годы войны, ни одно из приведённых выше обозначений мин для ПМЗ типа «Калев» в советском флоте даже не существовало. В документах военных лет тип применяемых мин для заградителей «Калев» и «Лембит» обозначался как «БГЛ», что означает «большая, германская, лодочная». Их появление в арсенале балтийцев "раскрывается" в другом названии той поры - «сверхкомплектные мины большие Германские, запаса бывшего Эстонского флота».
Но почему германские? По одной из версий, британская мина Мк IV была создана англичанами для своих заградителей, переоборудованных из подводных лодок типа Е и L, которые строились ещё во время Первой мировой войны. Вторые повоевать не успели, а вот шесть подводных минных заградителей тип Е "хлебнули лиха", выставив полторы тысячи мин.
Для справки: Шесть подводных лодок типа "Е" 2-й серии: Е-24, Е-34, Е-41, Е-45, Е-46 и Е-51, были достроены как минные заградители. Их вооружение включало 3 ТА и 20 мин в вертикальных шахтах в бортовых цистернах.
На этих лодках экипаж имел доступ к минным шахтам. На ПЛ типа L шахты были полностью изолированы от прочного корпуса, находясь в межбортовом пространстве. Именно тип L и их способ хранения и постановки мин стали прообразом для эстонских лодок.
В началом войны с морскими минами в Англии дела обстояли не лучшим образом. Собственные мины отличались крайне низкой надежностью. Дело дошло до поставок мин из России. Дабы не терять время, и быстро наверстать упущенное, за основу Mk-IV взяли немецкие мины, которыми подводники кайзера щедро «солили» прибрежные воды британских островов. Во время войны трофеями англичан были как мины, так и сами подводные заградители их противника. Образцом для английской мины стала немецкая якорная мина ЕМА 1912 года, для которой на фирме «Виккерс» был создан свой якорь.
В арсенале эстонского флота, при выдаче заказа на постройку заградителей, на складах хранилось несколько сот мин ЕМА, поэтому в Англии, как отмечает М.Морозов, для них приобретали только якоря. В советском флоте, после присоединения Эстонии к СССР, вместо немецкого обозначения этих мин их окрестили «БГЛ». Вот таких мин на «Калеве» в его последнем походе и было 20, полный комплект. Зато позже, когда систершип «Калева» - «Лембит» израсходовал весь свой минный боезапас на минных постановках, специально для него в 1943 году из Англии по ленд-лизу доставили несколько комплектов мин фирмы «Виккерс» обозначенных у нас уже как «T-IV».
В книгах А. Н. Гусева (Советские подводные лодки. 1922-1945. Часть 1) в качестве минного оружия ПМЗ типа «Калев». фигурируют почему-то мины «Мотала», тоже фирмы «Виккерс». Но мина шведской фирмы «Мотала» (шведской, а не английской) использовалась самими немцами. Мина имеет вытянутый сфероцилиндрический корпус (длина 1500, диаметр 860 мм), в верхней части которого на равноудалённом расстоянии друг от друга по кругу располагалось четыре свинцовых колпака с замыкателями взрывателя (гальваударные колпаки). Пятый колпак устанавливался сверху по центру. При постановке с подводной лодки верхний колпак снимался, на его место ставили заглушку.
Таким образом, немцам было с чем сравнивать. Они знали о существовании в составе Балтийского флота двух бывших эстонских лодок английской постройки. По данным разведки знали и о том, что к июню 1942 года из них осталась только одна - «Лембит». В связи с этим было сделано предположение, что обнаруженные мины были выставлены именно им. Упоминание об этом есть в работах известного историка Юрга Майстера. Кстати, версия гибели "Калева" под Таллином, возможно, и получила свою известность после работ Ю.Майстера. Ведь в 1942 году «Лембит» вообще не занимался минными постановками, а в 1941 году «Лембит» выполнил две постановки: в августе к западу острова Борнхольм и в ноябре у острова Биерке, а это от Таллина далековато. И больше «Лембит» как подводный минный заградитель использоваться уже не мог. Необходимых для него мин, тех самых «БГЛ», попросту не было, ибо все они оказались потерянными вместе с эстонскими базами.
Соответственно, вывод напрашивается сам собой - «необычные» мины это наследство минного заградителя капитан-лейтенанта Б.А.Нырова, который оставив за кормой Гогланд, подошёл на "Калеве" к Таллину уже вечером 31 октября и приступил к выполнению задачи. По известным данным немецкая плавбаза подорвалась на банке из двух мин, и две еще немцы вытралили сами. В итоге, значит у «Калева» осталось максимум 16, которые он так и не успел выставить, ибо больше таких обнаружено не было. Странно, но можно предположить, что мин могло быть выставлено больше, просто их не нашли (и они себя не проявили). Согласитесь, с октября 1941 года по июнь 1942 года - целых семь месяцев, тем более захватывающих зимний период. Мины могло сорвать с места штормом, льдами, они могли сами выйти из строя, потерять герметичность и утонуть. Приказом командования, районом остановки мин были только подходы к Таллину, но можно предположить, что ПЛ «Калев» погибла в районе Таллинского порта вскоре после поставки двух пар мин.
Версия очень интересная, но это только версия. Например, факт о подрыве MRS-11 может говорить о том, что его причиной стала одна из невытраленных мин советского заграждения № 12а, установленного минным заградителем «Марти» еще в начале войны.
Наиболее достоверным сейчас считается то, что подводная лодка "Калев" погибла в период 30 октября – 1 ноября 1941 года на одной из мин, которыми был "богат" Финский залив. Например, если субмарине удалось достигнуть Гогланда, то она могла подорваться на одной из мин заграждения «Юминда» восточнее острова Прангли, или на минах заграждения "Корбетта" в районе Таллина.
А пока доподлинно известно только одно- море еще не открыло своей тайны с гибелью "Калева", как и хранит тайну с место гибели подводной лодки. Но люди продолжают искать.
Источники: Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с., материалы Интернета; Стрельбицкий, К.Б.Загадки последнего похода подводной лодки "Калев"/К.Б.Стрельбицкий// - Тайны подводной войны.- №10.-2001 г.- С.21-36.; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/ А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Гусев, А. Советские подводные лодки. 1922-1945. Часть 1. Большие и средние подводные лодки/ А.Н.Гусев. - СПб.: Галея-Принт.- 2004.- 124 с.; Майстер, Ю.Восточный фронт. Война на море. 1941-1945./ Юнг Майстер.- М.: Эксмо, 2005. - 480 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - С.: Аст.- 2006. - 877 с.