Найти тему
КиноПсихолог

Про Гошу, несчастного цыпленка, индукцию, самооценку и некоторые особенности совместного проживания

Оглавление

"Москва слезам не верит" (1979)

Посмотрим на несколько обстоятельств в жизни Гоши, которые многое объясняют и оправдывают в его поведении.

Гошу любят ругать, это у блогеров уже хорошая и добрая традиция. Стоит поругать Гошу, как сразу же приятным образом увеличиваются показы, просмотры, количество лайков и подписок.

Но я ж еще и психолог, а потому я люблю покопаться в первопричинах. Я ж еще и в какой-то степени "преследователь" (пусть уже и трансформированный), а, стало быть, люблю пободаться за справедливость.

"Москва слезам не верит", скриншот.
"Москва слезам не верит", скриншот.

О Гоше мы знаем не очень много, но того, что знаем, вполне достаточно, чтобы увидеть некоторые закономерности и причинно-следственные связи. Таковы советские фильмы: лишнего там не покажут, а ежели что показывают, то в целях более детальной прорисовки характера.

Гоша имеет негативный опыт отношений и отдает предпочтение индукции

На пикнике Гоша позволяет себе немного разоткровенничаться и делится с Катериной и Александрой подробностями из своего прошлого:

– Знаешь, конечно, в семье мужчина должен быть выше по положению. Если жена получает больше зарплату или выше должностью, это уже не семья.
– Вы это серьезно? – встревает Александра.
– Абсолютно. Этого я уже нахлебался, вот!

Надо сказать, сам по себе этот шаг говорит в пользу Гоши. Не каждый человек способен спокойно говорить о своем негативном опыте, об ошибках, неудачах; не каждый способен быть открытым, искренним, показывать свою уязвимость (к слову сказать, классическая, типичная "жертва" не умеет быть уязвимой, у нее для этого сил не хватает и смелости).

Если Гоша говорит именно о "жене", можем предположить, что он был официально женат, имел попытку создать семью. А дальше мы можем наблюдать битву индукции против психотерапии.

"Москва слезам не верит", скриншот.
"Москва слезам не верит", скриншот.

В одном учебнике по философии был такой пример, иллюстрирующий индуктивный метод размышлений. Жил-был цыпленок. Каждое утро хозяин кормил его вкусным, отборным зерном. Однажды утром цыпленок по обыкновению подумал, что сегодня его также накормят зерном, однако в этот день он попал в суп.

Индукция предполагает, что мы делаем выводы, двигаясь от частного к общему (в отличие от дедукции). Частные наблюдения за утренними делами позволили цыпленку сделать общий вывод о том, что такое положение дел сохранится. И он, как мы видели, ошибся.

Главная проблема индуктивного метода заключается в том, что его выводы всегда носят лишь гипотетический характер. Да, каждый день наблюдая за восходом солнца, мы понимаем, что оно и завтра взойдет, но гарантий здесь никаких нет.

Несмотря на существенные недостатки индукции, большинство людей в повседневной жизни пользуются именно ею, а не изображают из себя Шерлоков Холмсов. Где обычному человеку взять факты и частные случаи для своих умозаключений? Естественно, подобно цыпленку, из уже имеющегося опыта.

Вот Гоша, оглядываясь на свой имеющийся опыт (частный случай), и делает общий вывод о том, что мужчина должен быть в семье выше по положению, должности и уровню зарплаты, иначе ничего хорошего не выйдет. Логика так себе, но, повторюсь, у многих из нас другой просто нет. Индукция работает и сбрасывать со счетов ее не стоит.

А вот психотерапия и психология индукцию не особо жалуют. Напротив, большинство психологов ориентируют своих клиентов на то, что не стоит делать выводы о новом знакомом, исходя из имеющегося опыта общения. Да, вон тот мужик был козел и сволочь, но это же не значит, что и следующий будет таким, так что надо хотя бы давать себе и миру шанс на сближение...

Гоша к психологу не ходил, поэтому его выбор – цыплячья индукция.

Гоша действует в рамках негативного сценария ("плана игры").

Психологи не особо верят в то, что ситуации в жизни человека могут повторяться просто так. Если какая-то ситуация повторяется с завидным постоянством, скорее всего, мы наблюдаем "сценарий" или "план игры", то есть такую модель поведения и отношений, которая является деструктивной и привычной для человека ("треугольник Карпмана", то есть взаимоотношения Преследователя - Жертвы - Спасателя, например, как раз и описывает игры такого рода).

Чтобы говорить о повторяемости ситуации в жизни Гоши, одного упоминания на пикнике о прежних отношениях маловато. Однако учитывая, что художественный образ есть всегда обобщение, можем предположить, что "картинка" для Гоши действительно типичная.

"Москва слезам не верит", скриншот.
"Москва слезам не верит", скриншот.

Он один раз вляпался в деструктивные отношения, где женщина была выше его по должности, положению, а, возможно, и уровню зарплаты, и вот теперь он успешно запрыгивает на уже знакомые грабли. Зачем? Да не может он иначе. "План игры", как утверждают некоторые концепции, формируется в раннем детстве, и не нам его выбирать.

Формируется такой "план игры" очень часто на основе тех взаимоотношений, которые ребенок наблюдает в своем ближайшем окружении (на примере мамы и папы, дедушек и бабушек). О детстве Гоши мы ничего не знаем, но весьма вероятно, что было там что-то этакое, из-за чего теперь Гошу тянет на статусных женщин.

Тут он ничего поделать с собой не может:

– Я тут два часа торчу.
– Зачем?
– Повидать захотелось.
– Зачем?
– Тянет.

Если развивать тему психологической игры, то Гоша скорее всего находится в роли Жертвы, стало быть, бегство от проблем для него приемлемый способ их "решения".

Да, Гоша пьет и убегает от проблем. Но это не постыдно. Для решения проблемы, для проживания кризиса "как надо", необходимы ресурсы, в идеале – все ресурсы, но в жизни так не бывает. Поэтому кризисы приходится проживать не идеально, а исходя из того набора ресурсов, с которым человек оказался один на один со своими проблемами. Осуждать человека за то, что он не лег костьми в борьбе за ресурсы, по-моему, лицемерно. Каждый из нас может оказаться в нересурсном состоянии, это нормально, это жизнь, это реальность.

"Москва слезам не верит", скриншот.
"Москва слезам не верит", скриншот.

Гоша – сценарная жертва, но жертва, которая пытается выйти из созависимых отношений. Это уже похвально и достойно уважения.

А теперь самое главное.

У Гоши есть веские основания пытаться самоутвердиться, поднять свою самооценку и хотя бы немного раздуть своё Эго.

Давайте откровенно поговорим о перспективах Георгия Ивановича.

По факту Гоша примак, а это большой удар по самолюбию среднестатистического мужчины. Сколько бы Катя ни притворялась, как бы ни старалась стать кроткой женушкой, ее территория (собственная и очень даже благоустроенная территория) дает ей ощущение и особое мировосприятие, которое и определяет, кто в доме хозяин. И это точно не Гоша.

Головой можно много чего думать про равенство и возможности, а человеческая природа такова, что человек существо территориальное. Ощущение от владения территорией, на которой ты хозяин, возникает на инстинктивном уровне, здесь лозунги и девизы бессильны. Причем территория может быть не только физической, жилищной, но и психологической.

"Москва слезам не верит", скриншот.
"Москва слезам не верит", скриншот.

Итак, у Гоши выбор – или в примаки, или отказываться от любимой женщины. Тоже еще вопрос – для чего требуется больше мужества. Не бросать же Кате квартиру, чтобы уйти на территорию мужа?

И на фоне всех этих рассуждений, у меня возникает несколько вопросов к тем, кто любит покритиковать Гошу и упрекнуть его в мужском шовинизме или сексизме. Да, Гоша позволяет себе самоутвердиться за счет Кати, не спорю. Но при этом он:

  • обжегшись на молоке, на воду дует,
  • подчинен правилам игры "сценария", скорее всего, воспринятого из родительской семьи,
  • стоит, плотно упираясь всеми частями тела в перспективу быть примаком.

И кто бы на его месте не попытался хотя бы немного поднять свою самооценку? Ну так, хотя бы ради иллюзии самоуважения?

Много ли таких, у кого не было грабель, негативного опыта, горячего молока и созависимых отношений?

"Москва слезам не верит", скриншот.
"Москва слезам не верит", скриншот.

Я лично таких не знаю. Я не верю в то, что у романа "Катя плюс Гоша" есть счастливое будущее, однако в их "настоящем" Гоша пытается сохранить лицо и достоинство, а в этом отказать любому человеку было бы жестоко.

Еще статьи: