Найти тему
Memento mori

Введенское кладбище, Москва. Часть 5

Сегодня я хотела бы немного вспомнить артистов. Здесь есть кому принести цветы! Например, на Введенском похоронена одна из любимейших актрис нескольких поколений Татьяна Ивановна Пельтцер (1904-1992). Это семейный участок, и рядом с Татьяной Ивановной похоронены ее младший брат Александр Иванович Пельтцер (автоконструктор, участвовавший в создании и испытании первого советского болида), а также их родители Евгения Сергеевна (Эсфирь Боруховна) и Иван Романович (Иоганн Робертович). Кстати, отец был заслуженным артистом РСФСР и начал сниматься в кино еще в далеком 1916 году.

В 1927 году Татьяна Ивановна вышла замуж за немецкого инженера Ганса Тейблера и уехала с ним в Германию, но немецкая парадигма "киндер, кюхе, кирхе" ей быстро наскучила, а актерскую профессию не одобрял супруг. Брак распался, и Татьяна Ивановна вернулась в Россию, работать.

Странный факт: хотя Татьяну Пельтцер учил ее отец, но в 1934 году она была уволена из театра (ныне это театр им. Моссовета) за "профнепригодность", ибо не имела профессионального образования. Работала машинисткой на заводе, где трудился ее брат, и только через 2 года смогла вернуться к актерской работе. Которую больше не оставляла.

Надгробие Т.И. Пельтцер
Надгробие Т.И. Пельтцер

Величавый памятник установлен над могилой актрисы Аллы Константиновны Тарасовой (1898-1973). Ученица самого Станиславского, лауреат аж пяти Сталинских премий, Алла Константиновна как пришла в МХАТ в 1925 году, так и прослужила всю свою жизнь в этом театре.

Но всего этого могло бы и не быть, революцию юная актриса застала в шатком положении. Еще бы: мать — из польского княжеского рода, супруг — военный, офицер, одна из сестер замужем за дворянином... Во время Гражданской войны, будучи на гастролях с театральной труппой, Тарасова решила осесть в США, где они с мужем открыли русское кафе. Там будущая великая актриса работала официанткой. Но письмо от Станиславского убедило Аллу Константиновну вернуться домой.

Опасения были напрасны: бури тех времен, затронувшие и разрушившие многие судьбы, не коснулись семьи актрисы. Впрочем, о семье и происхождении она всё равно старалась не распространяться, с тем первым мужем развелась, а сестра эмигрировала в Париж. Алле Константиновне в каком-то смысле повезло: ее игра понравилась Сталину, так что талантливая "королева сцены" и "наследница Ермоловой" не сходила с театральной сцены аж до 1971 года.

Несмотря на статус всенародно любимой и известной актрисы, ее похоронили не на положенном Новодевичьем, а рядом с матерью, на Введенском.

Надгробие А.К. Тарасовой
Надгробие А.К. Тарасовой

На семейном участке похоронен и Геннадий Леонидович Бортников (1939-2007), артист Театра им. Моссовета, запомнившийся не только по театральным ролям, но и по игре в нескольких фильмах, например "Взорванный ад".

Бортников рано потерял мать, а его отец, военный летчик, пытался привить сыну модель "настоящего мужского поведения", и чрезвычайно не одобрил желания сына учиться в Суриковском институте. А тот мечтал рисовать, и, после многочисленных скандалов, сбежал жить... в Троице-Сергиеву лавру, где учился писать иконы.

Позже, все-таки отстояв свое мнение, Геннадий Леонидович вернулся домой и подрабатывал художником в драмкружке, да так увлекся театром, что поступил в Школу-студию МХАТ. Но живопись не оставлял никогда, а в последние годы, когда ролей можно сказать и не было, продаваемые картины помогали ему жить.

Конечно, на Введенском похоронено еще немало замечательных актеров и актрис. Например, здесь можно найти непримечательную могилку прекрасной Рины Васильевны Зеленой (1901-1991). Она похоронена рядом с супругом, Константином Тихоновичем Топуридзе (1905-1977), замечательным архитектором и реставратором, который создал, в числе прочего, такие известные фонтаны в 1954 году на ВДНХ, ныне ВВЦ, — "Дружба народов", "Каменный цветок" и "Золотой колос".

Кстати, приказ о присвоении Рине Зеленой звания Народной артистки СССР был издан 1 апреля 1991 года, но именно в этот день, спустя несколько часов, актриса скончалась. Приказ отозвали (!!!)

То же самое звание незадолго до смерти получила и Евгений Никандровна Ханаева (1921-1987), но в этом случае хотя бы не отозвали, не позорились. Актриса МХАТа, в кино она попала уже в достаточно взрослом возрасте, в 1965 году, так что играла в основном возрастных героинь. Мне нравится ее роль классной руководительницы в хорошем фильме "Розыгрыш" с юным Харатьяном в главной роли.

Здесь похоронен и Вадим Борисович Бероев (1937-1972), больше нежели работами в театре им. Моссовета запомнившийся своей главной ролью в фильме "Майор Вихрь".

А рядом с кинооператором и режиссером Владимиром Абрамовичем Рапопортом (1907-1975) похоронена Лидия Николаевна Смирнова (1915-2007), его гражданская супруга, народная артистка СССР. Ее зрители помнят по таким прекрасным фильмам, как "Женитьба Бальзаминова", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", "Анискин и Фантомас" и многим, многим другим.

Упомяну еще Владимира Борисовича Коренева (1940-2021), ведущего актера Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. Но вся страна полюбила его за главную роль в "Человеке-амфибии".

Надгробие О.Н. Абдулова
Надгробие О.Н. Абдулова

Давайте переместимся теперь ненадолго в центр Москвы, на угол Тверской улицы и Тверского бульвара, где до сих пор расположился знаменитый "дом под юбкой", который, конечно, уже давно так не называют: скульптуру танцовщицы (работа Георгия Мотовилова) убрали со здания в 1958 году.

Здание было выстроено на месте снесенного старинного храма Дмитрия Солунского в 1940-1944 гг. по проекту архитектора Аркадия Мордвинова и украшено статуей девушки с серпом и молотом в руке.

Ходили слухи, что в образе статуи запечатлена прима-балерина Большого театра Ольга Васильевна Лепешинская (1916-2008), но эскизов скульптуры не сохранилось, а наследники Мотовилова эту версию опровергают, да и вид для балерины слишком уж странный: где тогда балетная пачка, почему атрибутика скорее работницы или колхозницы?

Впрочем, вокруг Ольги Васильевны всегда было много слухов. Еще бы: огромное количество наград, просто до неприличия огромное. Сам Сталин, неизменно посещающий ее выступления, а то и уезжающий из ее дома слишком поздно для дружеского визита. Неудивительно, что обветшавшую скульптуру с дома сняли вместо того, чтобы ее отреставрировать: развенчание культа личности в те годы шло полным ходом.

Возможно, что злые языки просто злословили, ведь Ольга Васильевна Лепешинская действительно очень талантлива, и все свои награды получала не просто так. За билетами на спектакли с ее участием всегда стояли длинные очереди.

И она была очень счастлива со своим третьим мужем, генералом Алексеем Иннокентьевичем Антоновым. Так счастлива, что после его смерти в 1962 году ослепла от горя. В Италии ей смогли вернуть зрение, но на сцену балерина больше не вернулась, полностью посвятив себя преподавательской деятельности и вырастив новое поколение талантливых артистов.

Ее супруг был похоронен в Кремлевской стене, а Лепешинская — здесь.

Надгробие О.В. Лепешинской
Надгробие О.В. Лепешинской

Вспоминая о театрах, стоит обязательно написать о Михаиле Михайловиче Морозове (1897-1952), сыне знаменитого промышленника и мецената Михаила Абрамовича Морозова.

Удивительно, что в неспокойные 20е годы ему удалось вернуться в Россию из Англии, где он проходил обучение, удалось закончить филологический факультет и начать работать в театре в качестве режиссера. Морозов посвятил свою жизнь изучению творчества Шекспира и стал одним из основоположников российского шекспироведения.

Он читал лекции по истории театра и истории английской литературы, переводил пьесы, консультировал постановки по произведениям Шекспира, организовывал шекспировские конференции.

Надгробие М.М. Морозова
Надгробие М.М. Морозова

На этом пока завершаю свой цикл о Введенском кладбище. Но в дальнейшем обязательно вернусь на эти дорожки, пусть и более бессистемно. Я ведь еще не рассказала о том, что здесь похоронен создатель первого российского издательства, не показала надгробие писателя-фантаста Казанцева, не поговорила о Михаиле Гориккере — изобретателе противотанкового "ежа"...

И напоследок — подборка снимков с прекрасной мемориальной скульптурой, за которую я особенно люблю этот некрополь.