Найти в Дзене
Formosa Historia

Фра Анджелико — блаженный художник-монах.

Думаю, что настоящее имя художника — Гвидо ди Пьетро — мало что скажет большинству людей, не являющихся профессионалами в сфере искусства. Потому что прославился он совсем под другим именем — Фра Анджелико или Фра Беато Анджелико (то есть брат Блаженный Ангельский). Но так его стали называть только после смерти, а при жизни, после принятия монашеского обета примерно в возрасте 20 лет в монастыре Сан Доминико во Фьезоле (близ Флоренции), он стал зваться Фра Джованни да Фьезоле.

Бюст Фра Анджелико в монастыре Сан Доминико во Фьезоле.
Бюст Фра Анджелико в монастыре Сан Доминико во Фьезоле.

Под именем Анджелико (ангельский, ангелоподобный) монах-художник прославился благодаря Джорджо Вазари, который написал его биографию спустя 100 лет после смерти художника. «Фра Анджелико, — писал Вазари, — мог бы при желании жить в роскоши, обеспечив себе богатство своей кистью, поскольку уже в молодости приобрел известность как живописец. Однако он, будучи набожным человеком, предпочел стать монахом-доминиканцем…» Брат Джованни, согласно уставу ордена, вставал в два часа ночи ко всенощной, неустанно молился, соблюдал обет молчания и довольствовался скудной вегетарианской пищей.

Фра Анджелико. "Преображение».
Фра Анджелико. "Преображение».

Гвидо ди Пьетро родился в местечке Виккьо в регионе Тоскана к северо-западу от Флоренции в 1395 (по другим данным — в 1400) году. Точных сведений о его семье, детстве и первом учителе не сохранилось. Некоторые исследователи его творчества полагают, что в юности Гвидо проходил обучение в мастерской художника Лоренцо Монако (к слову, он тоже был монахом, о чем и говорит его прозвище: "монако" в переводе с итальянского - монах).

В те времена Флоренция являлась крупнейшим в Европе центром производства манускриптов. Самым известным центром такого «производства» был скрипторий (мастерская, где переписывали, украшали иллюстрациями и переплетали манускрипты), возглавляемый как раз Лоренцо Монако. Работал ли юноша Гвидо именно в этой мастерской или в какой-либо другой похожей, достоверно не известно. Но не познакомиться с самой знаменитой школой Лоренцо, с его изящной манерой письма, юноша не мог.

Со времен Джотто в живописи продолжали происходить изменения в сторону большего реализма и «живости» изображения. Чрезвычайно одаренный художник Фра Анджелико был среди тех флорентийских живописцев, что выступали «застрельщиками» новых веяний в искусстве. Уже ранние работы художника весьма разнообразны: он начинал как художник-миниатюрист, но при этом мог писать и большие панели для церквей. К их числу принадлежит триптих «Мадонна с младенцем и Святыми Домиником, Иоанном, Петром и Фомой Аквинским». Это самая ранняя из документально подтвержденных работ художника.

Триптих Линайуоли.
Триптих Линайуоли.

Первый большой заказ Фра Анджелико получил в 1433 году от гильдии ткачей. Им стал триптих Линайуоли. Фигуры святых на нем выполнены более чем в натуральную величину и выглядят объемными. За эту работу ткачи заплатили 190 золотых флоринов — очень большие деньги по тем временам. После работы над этим триптихом Фра Анджелико еще не раз создавал внушительные по размеру и украшенные золотом алтарные образы.

Алтарь церкви Сан Марко.
Алтарь церкви Сан Марко.

Вскоре во Флоренции началась перестройка монастыря Сан Марко. Художнику поручили расписать новый алтарь для церкви в монастыре. К тому времени он был уже довольно известен и пользовался безупречной репутацией. Доменико Венециано писал: «Не много найдется во Флоренции мастеров, столь же искусных, как Фра Джованни, и столь же трудолюбивых.» В 1440 году Фра Анджелико переезжает в монастырь Сан Марко и приступает к работе над фресками, ставшими одной из вершин его творчества. Почти 10 лет в общей сложности мастер трудился над росписью стен и потолка монастыря. Эти фрески поражают гармонией и простотой, они до сих пор производят на зрителя мощное впечатление.

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена "Несение креста».
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена "Несение креста».

У брата Джованни, по отзывам художников-современников, было врожденное чувство композиции и цвета. Об этом свидетельствуют уже его самые ранние работы над украшением манускриптов. Здесь каждая заглавная буква не только изящна сама по себе, она при этом служит еще и рамкой, внутрь которой художник помещал миниатюрную сценку. Кстати, работу над манускриптами художник не оставлял до самой смерти, уже прославившись как автор фресок и алтарных образов.

Около 1445 года по призванию папы Евгения IV художник отправился в Рим для росписи стен капеллы в соборе Святого Петра (позже она была разрушена). Папа настолько высоко ценил Фра Анджелико (причем не только как художника, но и как христианского подвижника), что предложил ему архиепископский сан. Но художник отказался, предпочтя остаться простым монахом. Пребывание в Риме затянулось, художник продолжил работать и по заказам следующего папы — Николая V. В 1447 году он со своим учеником Беноццо Гоццоли работал в Орвието, где написал фрески в Соборе Успения Богородицы (Duomo di Orvieto). Он расписал часть потолка капеллы делла Мадонна ди Сан Брицио (две фрески - «Христос в окружении ангелов» и «Шестнадцать пророков»). Кстати, интересный факт: в 1840-х годах этот собор реставрировали российские архитекторы А. И. Резанов, Н. Л. Бенуа и А. И. Кракау.

Также художник выполнил фрески в папской часовне в Ватикане, изображающие сцены из жизни Святого Стефана и Святого Лаврентия. Фрески отличает чистый, свежий колорит, смелая композиция и реалистические, почти скульптурные формы в изображении фигур. Кабинет нового папы также был оформлен Фра Анджелико.

Собор в Орвието.
Собор в Орвието.

В 1450 году Фра Анджелико был назначен настоятелем монастыря во Фьезоле. Наиболее интересной работой художника в это время можно считать роспись «Армадио дельи Ардженти» - «серебряного сундука» (своеобразный шкаф для хранения серебряной церковной утвари). На сорока одном фрагменте (40 из них имеют одинаковый размер 38,5 на 37 см, а один — двойной) Фра Анджелико изобразил сцены из жизни Христа, которые современному зрителю напомнили бы комикс. Шесть панелей со временем были утрачены, три фрагмента написаны другим художником. В 12-ти панелях «Серебряного сундука» Фра Анджелико проиллюстрировал связь между Ветхим и Новым Заветом. Ту же тему Микеланджело впоследствии отразил на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане.

Сцены из жизни Христа. Роспись для «Армадио дельи Ардженти» («Серебряного сундука»).
Сцены из жизни Христа. Роспись для «Армадио дельи Ардженти» («Серебряного сундука»).

Одна из необычных работ художника - «Избиение младенцев» - написана в ранее не слишком свойственной прежнему творчеству Фра Анджелико эмоционально-напряженной манере. А другая работа — «Снятие с креста» - интересна своим «пейзажным» фоном. На заднем плане мы видим стены Флоренции, а вокруг раскинулась спокойная Тосканская долина под голубым, покрытым облаками небом. Вообще, Фра Анжелико, как и многие его предшественники на пути к ренессансной живописи, разделял трепетное отношение к природе и при каждом удобном случае вставлял элементы природы в свои работы. Так, изображая Деву Марию в Благовещении или воскресшего Христа, он помещает их фигуры на фоне сада, тщательно выписывая в нем каждое дерево, каждый лист или цветок.

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции (Воскресший Христос).
Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции (Воскресший Христос).

В 1452 или 53 году мастер снова прибыл в Рим для выполнения очередного заказа папы. Но уже через два года художник-монах скончался и был похоронен в римской доминиканской базилике Санта Мария сопра Минерва. Гробница художника сохранилась, ее украшает эпитафия: ««Здесь покоится достопочтенный художник фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье». Латинский текст эпитафии на его могиле предположительно составлен папой.

Гробница художника в базилике Санта Мария сопра Минерва.
Гробница художника в базилике Санта Мария сопра Минерва.

В 1984 году Фра Анджелико был причислен к лику блаженных.