Найти в Дзене

Арт-терапия: деликатный способ избавления от проблем силой искусства

Оглавление

Творчество помогает раскрыть себя, выплеснуть эмоции, которые неудобно или страшно выражать. На основе творческих упражнений и создана арт-терапия, которая помогает справляться с чувствами и наладить контакт с собой.

Что такое арт-терапия

Это психотерапевтический подход, в котором клиент через активное творчество прорабатывает спектр психологических проблем. Существует несколько направлений — сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательное направление и, непосредственно, арт-терапия (изотерапия).

Терапия искусством позволяет понять, что у тебя «болит», что происходит на самом деле. Для этого даже не нужны слова: сила искусства позволяет услышать себя, выразить свои чувства, состояния и потребности.

Многие относятся к арт-терапии несерьёзно, считают, что никакие рисунки не помогут решить личностные проблемы. Однако за более чем полувековую историю существования этот метод доказал свою эффективность.

История возникновения

Термин появился в 40-года ХХ века. Британский врач и художник Адриан Хилл проходил лечение от туберкулеза на курорте Мидхерст (Великобритания). Параллельно с процедурами Хилл занимался рисованием. Он заметил, что благодаря творчеству забывает о болезни, избавляется от негативных мыслей. Искусство не только улучшало психологическое состояние художника, но и ускорило его выздоровление.

Свои наблюдения Хилл проверил на работе с другими пациентами. Занятия творчеством помогали снять психологическое напряжение солдат, вернувшихся с войны, справиться со стрессом. Особенности метода Адриан Хилл описал в книге «Искусство против болезней».

Ещё одним основателем арт-терапии, как формы психотерапии, стала Маргарет Наумбург. Американский педагог и психолог использовала рисование для визуализации внутренних конфликтов. Она рассматривала образы, созданные пациентами, как символическую речь и корректировала с их помощью психологическое состояние больных.

В России терапия искусством начала появляться в 70-80-е годы ХХ века. Изначально занятия проводили для лечения психических расстройств в рамках социально-трудовой реабилитации. К 90-м годам данное направление начали применять для психологического консультирования.

Задачи арт-терапии

Лечение творчеством решает целый спектр задач, связанных с сохранением и восстановлением психического здоровья, развитием интеллектуального и эмоционально потенциала, а также профилактикой, разрешением конфликтных ситуаций.

В задачи арт-терапевта входит:

  • акцентировать внимание клиента на потребностях, эмоциях, ощущениях;
  • создать условия, в которых клиент сможет осознать и проговорить тайные мысли;
  • предложить оптимальный способ выражения позитивных и негативных эмоций.

Таким образом, арт-терапия помогает восстановить и гармонизировать внутреннее состояние человека, развивает способности личности находить подходящее решение, которое поможет улучшить жизнь и обрести душевное равновесие.

Приёмы арт-терапии

Многие люди отказываются от прохождения арт-терапии. Они считают, что не обладают выдающимися творческими талантами, и стесняются показывать полученный результат. Всё приемы базируются на том, что каждая личность, независимо от подготовки или способностей, может придать своим внутренним конфликтам визуальный образ.

Не стоит ждать одобрения от психолога или других участников арт-терапевтического сеанса — это не соревнования и конкурс на лучшую работу. Здесь отдаются чувствам, забывают о художественной составляющей своего творения.

Во время работы следует прислушаться к эмоциям и телесным ощущениям. Это невербальная часть сеанса. Она занимает около 70% рабочего времени.

Вербальная часть составляет 30% сеанса. Она включает обсуждение результатов и ощущений клиента от процесса работы.

Арт-терапия для разных возрастов

  • Дети. Арт-терапия применяется с детьми от 4–6 лет. Психологи считают, что до этого возраста дети не смогут полностью абстрагироваться. Родители могут принимать участие в сеансе. Это помогает понять особенности поведения ребёнка. Благодаря занятиям дети приобретают важные навыки: учатся держать под контролем эмоции или выражать их в нормальной форме, адекватно воспринимать окружающий мир.
  • Подростки. Подростковый период отличается эмоциональностью, неумением контролировать собственное поведение, соотносить желания и возможности. Подростки хотят самоутвердиться, повзрослеть, однако сталкиваются с ограничениями и запретами взрослых. Арт-терапия помогает молодым людям понять себя, найти своё предназначение, определить жизненные цели.
  • Взрослые и пожилые люди. С возрастом человек ставит себя в жёсткие рамки. Он привык блокировать запретные мысли, сдерживать эмоции, которые порой приводят к физическим, психическим, невротическим расстройствам. Арт-терапия помогает освободить себя, снять внутренние оковы, раскрыться. Пожилым людям занятия необходимы, чтобы обрести утерянные жизненные ориентиры, найти хобби, новый источник энергии и радости.

Приведём в пример несколько арт-терапевтических упражнений, применимых к каждому возрастному периоду.

Арт-терапия для дошкольников

В работе с детьми следует помнить, что у них ещё не до конца развита мелкая моторика рук. Малыши не могут регулировать силу, точность линий, направление движений. Это их сильно расстраивает на занятиях. Помогайте, но не делайте за них работу, не критикуйте.

«Страхи»

Используя клей ПВА, губку и плотную клеёнку, ребенок изображает свой страх. Он рассказывает о том, чего больше всего боится. А затем психолог предлагает побороть страх. Например, подрисовать что-то, чтобы стал нелепым или смешным. Или накормить вареньем, колбасой. А можно просто избавиться от страха и смыть его водой.

«Волшебные зеркала»

Дети получают задание, изобразить себя в 3-х разных зеркалах:

  • в первом — маленьким, напуганным,
  • во втором — взрослым, весёлым,
  • в третьем — отважным.

Ребёнок отвечает на вопросы о том, кто ему больше нравится, на кого он похож, какое отражение видит чаще и какие эмоции испытывал во время рисования.

Арт-терапия для подростков

Занятия с подростками могут проходить в групповой или индивидуальной форме. Все зависит от задач, которые преследует психотерапевт.

Рисунок на мятой бумаге

Основой для рисунка выступает мятая бумага. Можно оформить края бумаги. Рисуя красками или карандашами, подросток снимает эмоциональное напряжение, развивает воображение. Важно обсудить работы, провести анализ цветовой гаммы.

«Рисуем круги»

Упражнение помогает познать себя, осознать свою принадлежность к группе. На столе лежат два ватмана бумаги. Группа садится за стол, каждый подросток рисует круг и раскрашивает его любым цветом. Можно поменять своё местоположение, нарисовать ещё круги, соединить свои фигуры с понравившимися. Пространство кругов нужно заполнить сюжетными картинками, придать им индивидуальность. После этого подросткам предлагается посмотреть на другие фигуры и, если возникает желание, что-то дорисовать в них. Однако сначала нужно договориться с авторами рисунков. Важно, соблюдать уважение к чувствам и пространству других.

После выполнения работы, участники сеанса делятся впечатлениями: сравнивают своё состояние до и после занятия, объясняют, почему дорисовывали фигуры других участников, какие испытывали трудности.

Арт-терапия для взрослых

Для этой возрастной группы подходят все вышеперечисленные упражнения, а также задания, в которых клиенты смогут выразить отношение к своему жизненному опыту, переосмыслить допущенные ошибки.

Моя жизнь, как…

На отдельных листах бумаги клиент выполняет серию рисунков, в которых сравнивает жизнь с

  • дорогой,
  • рекой,
  • горой,
  • едой,
  • огнём,
  • игрой.

Психолог обсуждает каждый рисунок с клиентом: чем является изображённый символ, почему имеет такую форму, что происходит жизни, судя по рисунку. Если хочется что-то изменить, психолог предлагает это сделать.

Специалисту важно интерпретировать символы на рисунке, объяснять появившиеся изменения клиенту. В результате работы визуализируется жизненная цель.

Карта жизни

Психолог предлагает нарисовать карту жизни. В ней клиент и окружающие его люди — страны. У каждой — свой размер, свои границы. С кем-то клиент может пересекаться, с остальными нет. Психолог обсуждает, почему именно такие отношения изобразил клиент. А какими они были несколько лет назад? Много ли стран исчезло или, наоборот, появилось на карте? Нужно ли отвоевывать новое пространство?

Вопросы могут варьироваться в зависимости от ситуации. Важно, чтобы клиент понял закономерности жизни. Нужно осознать, что делать дальше: обороняться или нападать, научиться строить взаимоотношения или, наоборот, взять паузу и побыть в одиночестве.

Арт-терапия — универсальна, деликатна, может быть адаптирована для любого возраста, для решения любых психологических проблем. Это полезный инструмент в арсенале психолога. А изучить арт-терапию можно всего за 6 месяцев. Это навык позволит психологу найти подход к ещё большему числу клиентов и помочь им. Ждём вас в Московском институте психологии.