Приветствую всех!
Сегодня кратко рассмотрим вопрос о том, какие интеллектуальные права могут возникнуть на видеоигру и составляющие ее части.
- Какой бы точки зрения не придерживались ученые относительно правовой природы видеоигры, совершенно очевидно, что данный объект имеет высокий коммерческий потенциал.
- Крупные игровые проекты требуют как значительных финансовых затрат, так и большого количества творческого труда людей из различных сфер: программистов, художников, композиторов, сценаристов и т.д.
❓ В связи с этим возникает вопрос об интеллектуальных правах на видеоигру: какие именно права возникают, субъектный состав, а также способы приобретения комплекса исключительного права одним лицом.
📚 Видеоигра в целом как объект интеллектуального права относится к институту авторского права как произведение искусства согласно ст. 1225 ГК. Данный вывод можно обосновать природой самого объекта и его ключевыми характеристиками.
🔹 Искусство по определению философского энциклопедического словаря – это одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности.
🔹 В настоящее время с развитием компьютерных технологий создаются новые формы художественного творчества. В литературе такое искусство получило название компьютерное, или сетевое искусство.
🔹 Существует множество концепций, объясняющих правовую природу охраны объектов авторского права. Российская наука гражданского права традиционно рассматривает авторское право как сферу творческих отношений.
🔹 Критериями охраноспособности объектов авторского права, которые уже устоялись в науке, являются оригинальность, неповторимость, охрана формы, но не содержания, а также то, что произведение подлежит охране с момента его создания.
🔹 Данные критерии полностью соответствуют природе и сущности видеоигры как объекта интеллектуального права. При этом, каким именно объектом авторского права будет видеоигра, зависит от конкретных свойств объекта.
- В случае, если видеоигра представляет собой программу для ЭВМ, то авторские права на данный объект, согласно ст. 1261 ГК, охраняются как авторские права на литературные произведения.
- Если же видеоигра имеет сложный состав и может быть отнесена к категории сложного объекта, то в данном случае возникает двухуровневая модель интеллектуальных прав (о ней подробнее поговорим в следующий раз). С одной стороны, данный объект представляет собой единое целое, а не простое объединение составляющих его частей, с другой стороны, все его части подлежат также и самостоятельной защите со стороны авторского права.
🔹 Подавляющее большинство самостоятельных объектов, входящих в состав видеоигры, также относятся к объектам авторского права. Согласно п. 2 ст. 1255 ГК автору произведения принадлежат следующие права:
🔹 Кроме того, согласно п. 3 этой же статьи в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат и другие права.
- В отношении программы для ЭВМ и иных отдельных частей видеоигры авторам принадлежат, в том числе, право на вознаграждение за служебное произведение и право на отзыв.
- Следует отметить, что в отношении визуальных частей видеоигры автору соответствующего произведения может принадлежать также право доступа, которое согласно ст. 1292 ГК представляет собой право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.
🔹 Помимо объектов авторского права в состав видеоигры могут быть включены объекты смежных прав.
- Во-первых, сюда относятся результаты исполнительской деятельности
(исполнения), например, озвучка персонажей видеоигры актерами, исполнения актерами различных ролей и действий при использовании системы захвата движения (англ. Motion capture) – метод анимации персонажей и объектов, при котором информация создается не вручную, а путем оцифровки («копирования») движений реального объекта (в данном случае человека) и последующего переноса их на трехмерную модель. - Во-вторых, в состав видеоигры могут быть включены фонограммы, которые согласно пп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ представляют собой любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений.
🔹 Кроме того, простая либо незаконченная видеоигра может представлять собой базу данных, и тогда на данный объект возникнут смежные права в части охраны данных от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов (пп. 4 п. 1 ст. 1304 ГК РФ).
🔹 Права, возникающие при сообщении видеоигры в эфир (транслирование, стриминг), также относятся к смежным на основании пп. 3 п. 1 ст. 1304 ГК.
🔹 Еще одним примером возникновения смежных прав на видеоигру является случай обнародования данного объекта после перехода в общественное достояние. В данном случае у публикатора такого произведения возникает смежное право на весь объект в целом (пп. 5 п. 1 ст. 1304 ГК).
💭 Даже не погружаясь в детали возникающих интеллектуальных прав можно заметить, что они достаточно обширны и многоплановы. Поэтому такой объект как видеоигра требует повышенного внимания в части определения кому и какие права принадлежат, а также в вопросе их защиты.
На этом общая характеристика интеллектуальных прав на видеоигру подошла к концу. В следующей части разберем вопрос о том, какие права могут возникнуть на весь объект в целом и причем здесь организатор.
До новых статей!
Если есть какие-то вопросы, предложения, уточнения - пишите в комментариях!
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети: