Найти в Дзене

📜 Насколько легально стримить видеоигры и снимать по ним «прохождения»?

Оглавление

Приветствую!

Недавно мы рассмотрели интересный вопрос относительно такого распространенного явления, как стриминг и его связи с интеллектуальным правом (статья тут - ТЫК).

📚 Напомню, что стрим (от англ. stream, буквально переводится как «поток») в настоящее время употребляется в значении прямых трансляций на видеохостингах (например, YouTube, Twitch). Это демонстрация другим лицам (зрителям) каких-то своих действий, окружения, мероприятия и т.д.

💭 На данную тему можно написать много статей, но сегодня мы еще раз поговорим про игровой стриминг. Его суть сводится к тому, чтобы показать зрителям процесс прохождения видеоигры, какие-либо ее особенности, секреты или достижения игрока.

❓ Но насколько законно показывать другим лицам видеоигру, которая является охраняемым объектом интеллектуального права (не важно, как программа для ЭВМ или сложный объект)?

📝 Ведь исключительное право ее использования принадлежит правообладателю, а это:

  • сами создатели игры (назовем их так кратко, но предполагается, что это может быть издатель, студия-разработчик и иные, в зависимости от того, кому принадлежат права на видеоигру),
  • а также те лица, которые получили на нее право по лицензионным договорам и соглашениям – пользователи, то есть сами игроки (если они, конечно, не «пираты»).

📃 Согласно п. 1 ст. 1229 ГК только правообладатель вправе использовать свой результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать его без согласия правообладателя.

❓ Итак, мы будем исходить из того, что стример является легальным обладателем права на видеоигру (предположим, он купил ее на официальной электронной площадке). Может ли он стримить ее или записать видео?

🔹 Транслируя свои действия в видеоигре, стример таким образом использует сложный объект интеллектуальных прав, так как согласно пп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК сообщение в эфир (то есть сообщение произведения для всеобщего сведения) является использованием.

Сообщение - это любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия публики, причем независимо от того, было в действительности это восприятие или нет.

🔹 То есть не важно, посмотрел ли кто-то трансляцию: если она была запущена, значит уже присутствует факт использования произведения таким способом (важна потенциальная возможность смотреть).

🔹 Исходя из этого, трансляция действий в видеоигре должна осуществляться только с согласия правообладателя. То же самое и с записью на видео: только с разрешения.

🔹 Если эти действия будут вестись без соответствующего разрешения, то правообладатель имеет право в любой момент запретить такое использование, требовать прекращения трансляции или удаления видеоматериала. А еще выплату компенсации.

🔹 Поэтому на стриминг или запись видео должно быть прямое разрешение от правообладателя: оно может быть выражено в пользовательском соглашении, на сайте и т.д.

Неужели все так сложно? Не совсем.

🔸 Трансляции — это хороший способ рекламирования продукции производителя, в нашем случае – видеоигры. Ведь если продукт достойный, то чем больше людей посмотрит трансляцию, тем больше копий видеоигры продаст правообладатель.

🔸 Поэтому возникает логичный вопрос: как правообладатели видеоигр подходят к вопросу об их трансляции?

-2

💡 Опыт Valve и Ubisoft

🔹 Начнем с рассмотрения опыта одной из крупнейших компаний в игровой сфере – Valve Corporation. Вся информация о правилах работы с видео содержится на официальной веб-страницы компании (тут - https://store.steampowered.com/video_policy).

  1. Valve приветствует создание пользователями видеороликов с материалами из их видеоигр (например, прохождений, обучающих видеороликов или фильмов в формате SFM) и не возражает против их размещения на веб-сайте пользователя, сервисе YouTube или иных подобных сервисах.
  2. Valve возражает против извлечения ресурсов из игр (например, звуковых дорожек, музыки или предметов) с целью их распространения в обособленной форме.
  3. Использование материалов в видеороликах допускается исключительно в некоммерческих целях. То есть пользователи не имеют права взимать любую плату за просмотр видеоматериалов, а также продавать свои видеоматериалы третьим лицам или предоставлять лицензию на использование, если это подразумевает осуществление любого вида платежа.
  4. Однако Valve оставляет право монетизировать видеоматериалы посредством партнерской программы YouTube или иных подобных программ.

🔹 Сходной позиции придерживается и другая крупная компания разработчик игр – Ubisoft. Публиковать видео с использованием материалов Ubisoft игр на веб-сайтах, YouTube и т.п. разрешается, если видео соответствует следующим условиям:

  • материалы не должны быть отделены от игр (графика, звук, музыка, диалоги, и т.д. не должны быть опубликованы отдельно друг от друга);
  • фильмы, созданные с материалами игр не должны быть опубликованы в коммерческих целях (за исключением разрешения от Ubisoft);
  • доступ к видеоматериалам является бесплатным, плата для получения доступа к ним взиматься не должна.

❗️ Не разрешается продавать либо лицензировать видео в любой форме.

💰 Так же, как и у Valve видео может использоваться для заработка в рамках официальных методов.

💡 Ubisoft даже могут по желанию пользователя предоставить индивидуальное свидетельство о праве использования материалов компании. Для этого необходимо отправить заявку на их электронную почту.

⚠️ Разумеется, эта политика применима только к материалам Valve или Ubisoft.

❗️ Если в видеоролик входят иные материалы (например, музыка), то необходимо получать соответствующее разрешение от их владельца.

📚 Вывод:

🔸 Большинство крупных разработчиков придерживаются позиции предоставления открытой лицензии любому пользователю их видеоигр.

🔸 Однако рекомендуется до начала трансляций и записи видео по играм знакомиться с позицией конкретного правообладателя во избежание ситуации нарушения исключительных прав.

🔸 Крупным стримерам и видеоблогерам правообладатели самостоятельно предоставляют право использования таких объектов (нередко даже до официального выхода видеоигры) - это хороший способ привлечения внимания широкой аудитории к конкретной игре и разработчику.

На этом сегодня завершим.
Всем прекрасного настроения!

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

Если есть какие-то вопросы, предложения, уточнения - пишите в комментариях! 💫

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-3

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат