Приветствую!
Недавно мы рассмотрели интересный вопрос относительно такого распространенного явления, как стриминг и его связи с интеллектуальным правом (статья тут - ТЫК).
📚 Напомню, что стрим (от англ. stream, буквально переводится как «поток») в настоящее время употребляется в значении прямых трансляций на видеохостингах (например, YouTube, Twitch). Это демонстрация другим лицам (зрителям) каких-то своих действий, окружения, мероприятия и т.д.
💭 На данную тему можно написать много статей, но сегодня мы еще раз поговорим про игровой стриминг. Его суть сводится к тому, чтобы показать зрителям процесс прохождения видеоигры, какие-либо ее особенности, секреты или достижения игрока.
❓ Но насколько законно показывать другим лицам видеоигру, которая является охраняемым объектом интеллектуального права (не важно, как программа для ЭВМ или сложный объект)?
📝 Ведь исключительное право ее использования принадлежит правообладателю, а это:
- сами создатели игры (назовем их так кратко, но предполагается, что это может быть издатель, студия-разработчик и иные, в зависимости от того, кому принадлежат права на видеоигру),
- а также те лица, которые получили на нее право по лицензионным договорам и соглашениям – пользователи, то есть сами игроки (если они, конечно, не «пираты»).
📃 Согласно п. 1 ст. 1229 ГК только правообладатель вправе использовать свой результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать его без согласия правообладателя.
❓ Итак, мы будем исходить из того, что стример является легальным обладателем права на видеоигру (предположим, он купил ее на официальной электронной площадке). Может ли он стримить ее или записать видео?
🔹 Транслируя свои действия в видеоигре, стример таким образом использует сложный объект интеллектуальных прав, так как согласно пп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК сообщение в эфир (то есть сообщение произведения для всеобщего сведения) является использованием.
Сообщение - это любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия публики, причем независимо от того, было в действительности это восприятие или нет.
🔹 То есть не важно, посмотрел ли кто-то трансляцию: если она была запущена, значит уже присутствует факт использования произведения таким способом (важна потенциальная возможность смотреть).
🔹 Исходя из этого, трансляция действий в видеоигре должна осуществляться только с согласия правообладателя. То же самое и с записью на видео: только с разрешения.
🔹 Если эти действия будут вестись без соответствующего разрешения, то правообладатель имеет право в любой момент запретить такое использование, требовать прекращения трансляции или удаления видеоматериала. А еще выплату компенсации.
🔹 Поэтому на стриминг или запись видео должно быть прямое разрешение от правообладателя: оно может быть выражено в пользовательском соглашении, на сайте и т.д.
❓ Неужели все так сложно? Не совсем.
🔸 Трансляции — это хороший способ рекламирования продукции производителя, в нашем случае – видеоигры. Ведь если продукт достойный, то чем больше людей посмотрит трансляцию, тем больше копий видеоигры продаст правообладатель.
🔸 Поэтому возникает логичный вопрос: как правообладатели видеоигр подходят к вопросу об их трансляции?
💡 Опыт Valve и Ubisoft
🔹 Начнем с рассмотрения опыта одной из крупнейших компаний в игровой сфере – Valve Corporation. Вся информация о правилах работы с видео содержится на официальной веб-страницы компании (тут - https://store.steampowered.com/video_policy).
- Valve приветствует создание пользователями видеороликов с материалами из их видеоигр (например, прохождений, обучающих видеороликов или фильмов в формате SFM) и не возражает против их размещения на веб-сайте пользователя, сервисе YouTube или иных подобных сервисах.
- Valve возражает против извлечения ресурсов из игр (например, звуковых дорожек, музыки или предметов) с целью их распространения в обособленной форме.
- Использование материалов в видеороликах допускается исключительно в некоммерческих целях. То есть пользователи не имеют права взимать любую плату за просмотр видеоматериалов, а также продавать свои видеоматериалы третьим лицам или предоставлять лицензию на использование, если это подразумевает осуществление любого вида платежа.
- Однако Valve оставляет право монетизировать видеоматериалы посредством партнерской программы YouTube или иных подобных программ.
🔹 Сходной позиции придерживается и другая крупная компания разработчик игр – Ubisoft. Публиковать видео с использованием материалов Ubisoft игр на веб-сайтах, YouTube и т.п. разрешается, если видео соответствует следующим условиям:
- материалы не должны быть отделены от игр (графика, звук, музыка, диалоги, и т.д. не должны быть опубликованы отдельно друг от друга);
- фильмы, созданные с материалами игр не должны быть опубликованы в коммерческих целях (за исключением разрешения от Ubisoft);
- доступ к видеоматериалам является бесплатным, плата для получения доступа к ним взиматься не должна.
❗️ Не разрешается продавать либо лицензировать видео в любой форме.
💰 Так же, как и у Valve видео может использоваться для заработка в рамках официальных методов.
💡 Ubisoft даже могут по желанию пользователя предоставить индивидуальное свидетельство о праве использования материалов компании. Для этого необходимо отправить заявку на их электронную почту.
⚠️ Разумеется, эта политика применима только к материалам Valve или Ubisoft.
❗️ Если в видеоролик входят иные материалы (например, музыка), то необходимо получать соответствующее разрешение от их владельца.
📚 Вывод:
🔸 Большинство крупных разработчиков придерживаются позиции предоставления открытой лицензии любому пользователю их видеоигр.
🔸 Однако рекомендуется до начала трансляций и записи видео по играм знакомиться с позицией конкретного правообладателя во избежание ситуации нарушения исключительных прав.
🔸 Крупным стримерам и видеоблогерам правообладатели самостоятельно предоставляют право использования таких объектов (нередко даже до официального выхода видеоигры) - это хороший способ привлечения внимания широкой аудитории к конкретной игре и разработчику.
На этом сегодня завершим.
Всем прекрасного настроения!
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
Если есть какие-то вопросы, предложения, уточнения - пишите в комментариях! 💫
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети: