Все мы в детстве пытались рисовать. У кого-то получилась каляка-маляка, у кого-то автомобиль из параллельной вселенной, у кого-то мама, да так, что любая нейросеть лишь ужаснётся. А кто-то, например, я - рисовал поезда будущего. Но одно дело - детские рисунки, которые впоследствии попадают во много лет пылящуюся коробку на антресоли, и совсем другое - вполне взрослые чертежи, по которым из металла изготавливают локомотивы... Ну а на Тбилисском электровагоноремонтном заводе в далёких 2000-х годах, видимо, всё перепутали, случайно отдав в кузовной цех как раз-таки один из детских рисунков... Как иначе объяснить появление столь странных электричек?
Сейчас я вам всё покажу и расскажу, но сперва встречайте: повесть о путешествии по Азербайджану, Грузии и Армении, частью которой является эта статья. Я посетил эти страны в 2016 году, а теперь рассказываю вам, какие там железные дороги. Всё началось в Баку (можете открыть и читать всё подряд):
Кратко напомню, что в предыдущей части рассказа я поведал о городе Тбилиси и о его метро, но это было лишь до обеда, а после - мы с Денисом, который составлял мне компанию в той поездке, отправились в горы, чтобы сделать крутые фотографии с поездами.
Оставшись довольными фото-уловом в метро настолько, насколько это было возможным при полном отсутствии разнообразия в подвижном составе, мы с Денисом приехали на железнодорожный вокзал, где наша электричка отправлением в 16.05 уже была подана под посадку. Как бы описать это чудо-юдо? Вы вот помните "Электропоезд Московский"? Если нет - советую освежить воспоминания в этой статье и посмотреть, во что горе-дизайнеры превращали красивые рижские электрички при проведении капитального ремонта.
И если Электропоезд Московский ещё имел облик, который сам по себе и не был столь ужасен, если не сравнивать его с оригинальными круглыми формами Рижского завода, то к грузинской электричке у меня только один вопрос: кто рисовал её дизайн, а главное - зачем: Огромное лобовое стекло, несуразный нос и буферные огни, спрятанные под стеклом, а прожектор почему-то оказался у неё прямо на голове, портя всю... Аэродинамику?
Спора нет - поезд выглядит интересно, но при этом настолько простенько и картонно, что у меня складывается ощущение, будто люди, выдавшие себя за художников на Тбилисском вагоноремонтном заводе, свои наработки скомуниздили из моих детских рисунков, причём сделали даже хуже, чем было у меня.
Погодите-ка, а не у японцев ли грузины позаимствовали дизайн? Похожая электричка есть в игре Microsoft Train Simulator. Но, даже если так, оригинал лично мне всё равно нравится больше.
Для пассажира поезд оказался вполне комфортным: сидения, как в самолёте и высокая плавность разгона и торможения, сопровождаемая писком тиристорного регулятора скорости, подобным писку "ласточки" и "сапсана"... Правда это не отменяет моего вопроса: что мешало сделать всё это, сохранив изначальную кабину? Ох уж эти грузинские модернизации... И этот поезд ещё достаточно приятный в сравнении с тем, что я покажу вам в дальнейшем.
Полчаса езды по горным перегонам мимо каменных глыб и стучащих в окно веток - и мы на остановочном пункте Шиомгвиме, что на перегоне Ксани - Дзегви. Грузинская природа прекрасна: на небе - ни облака, а взору открывались зелёные остроконечные вершины, мосты, горная река Кура, деревушка и коровы щиплют травку. А ещё здесь находилось единственное место, где где пассажирский поезд Кутаиси - Тбилиси, который мы собирались снимать, шёл в нужном освещении - "по солнцу". Денис остался рядом с мостом, а я прошёл пару сотен метров вперед, чтобы у нас получились разные фотографии. С пригорка открывался красивый вид на отвесные скалы. Я срезал карманной ножовкой очень колючий кустик и стал ждать, а спустя 10 минут заветный поезд, наконец, появился. Им оказался салатово-зелёный электровоз ВЛ11М-261, лишённый ящиков под розетки системы многих единиц и четыре вагона в фирменной окраске Грузинской железной дороги, которым следовало бы присвоить кличку "скорая помощь" за их окраску. Выглядит это всё чертовски атмосферно!
Я вернулся к Денису и мы стали ждать одну из электричек, чтобы снять её на мосту, когда с другой стороны от путей мы услышали недовольный крик и увидели человека на лошади, который спускался с горы и что-то орал в наш адрес. Ну и что это за чудо такое? Обвисшие штаны, старая черная рубаха, неухоженная борода... Пастух? Местный дачник? Грибник? Непонятный мужик с воспалением синдрома вахтёра? Уж во всяком случае, не железнодорожник, не охранник и не полицейский, что, впрочем, не помешало ему потребовать от нас уйти куда подальше. Ну да, ну да, спешим и падаем! Правда, спорить с таким пугалом могло быть себе дороже, так что мы направились обратно к платформе по мосту, а скрывшись из поля зрения пастуха, вернулись обратно, но встали уже в более укромном месте.
Грузовые поезда, столь желанные для нас, упорно не ехали, зато оживились скоростные пассажирские. Первым проехал интересный поезд, который называется GRT - совместный проект Грузии и Китая, о котором в интернете не так много информации. Всё, что мне удалось раскопать: их 5 штук, они четырёхвагонные, построены примерно в 2007 - 2009 годах в Китае и привезены в Грузию, где их доукомплектовали ходовой частью, электроникой, и поставили на рельсы. Ой, а что случилось, почему же Грузия не стала покупать российские электропоезда, например ЭД4М? Ваши размышления на этот счёт пишите в комментариях.
Российские поезда Грузия покупать не стала, зато купила белорусские. Ну как, белорусские... Разработан поезд компанией Штадлер в Швейцарии, там же были собраны первые 4 состава, после чего их производство было перенесено в Минск... Грузия в 2015 году купила себе четыре таких состава, а вот и один из них! Четырёхвагонный двухэтажный красавчик, получивший местное обозначение GRS - до чего контрастно он смотрится на этом старинном мосту и рядом со старинными железными столбами!
Да - оба поезда, безусловно, интересные, но тогда, в 2016 году, они не вызвали у меня бурного восторга. Китаец не сказать что очень уж красивый, а швейцарец... или белорус... Не так важно - его можно увидеть в России и даже в соседнем Азербайджане. Мы ведь любители поездов, чудные ребята! Современные поезда? Пфф... Нам подавайте древние ВЛ10!
Тем временем солнечный диск всего за минуту прошел путь от точки касания с горизонтом до полного захода, и мы вернулись на платформу ожидать электричку до Тбилиси. Мимо нас проехал единственный за тот день грузовой поезд: он ехал в направлении Тбилиси, а тянул его электровоз ВЛ10-023. Потенциально он бог быть интересным - с круглыми буферными огнями, как мы любим, но на модернизации ему зачем-то поставили двухлинзовые фонари, как у сотен других электровозов серии ВЛ. Это сделало электровоз безликим и не представляющим для нас интереса, но даже в таком виде из-за темноты сфотографировать его не получилось.
В противоположную сторону проехала электричка ЭР2-631 - изначально круглая, но при модернизации получившая настолько убогую внешне кабину, что даже носатый ЭС на её фоне выглядел вершиной дизайнерской мысли. Ох уж эти грузинские модернизации!
Ещё полчаса - и на горы спустилась ночь. Луна, сверчки, цикады, огни электроподстанции, шум реки Куры, аптека, улица, фонарь... А вот и наша электричка, очередная жертва грузинской модернизации - на лицо ужасная, уютная внутри. Вернувшись в Тбилиси, мы поужинали в столовой на вокзале, после чего сели в ночной поезд и выехали в Кутаиси.
Понравилась ли мне железная дорога Грузии? Интересных локомотивов и электричек я для себя не нашёл: китайские экспрессы и "Штадлеры" - на мой взгляд, совсем не местная изюминка, а старые ЭР2, которым грузины приляпали эти кошмарные пластиковые кабины вместо родненьких кругленьких - так и вовсе вызывают лишь уныние, и это я ещё не показал вам самую примитивную из них (покажу в следующих частях рассказа)! В ту же кучу идут и ранние электровозы ВЛ10, которые могли быть круглофарыми, но в результате ремонтов потеряли свой первоначальный облик.
Мы видели ещё несколько ВЛ10 в течение нашего путешествия, но все они оказались с двойными буферными огнями.
Скудное грузовое движение также плохо сказывается и на моей оценке грузинской железной дороги. Есть небольшой грузопоток между Тбилиси и портом Батуми; возможно, что-то уходит в Азербайджан и какие-нибудь смехотворные крохи - в Армению, а также есть и местные поезда. Но всё это даёт от силы пару грузовых за три часа - по моим наблюдениям... Или мне не повезло? Зато грузинская железная дорога очаровывает своими пейзажами! Эти головокружительные горы с потрясающей растительностью, эти антуражные деревянные шпалы и советские железные опоры контактной сети, эти мосты, которые находятся здесь с момента постройки самой дороги - да только ради созерцания этого наследия Грузия достойна повторного посещения!
Моя оценка Грузинским железным дорогам в этот день - 5 носатых электричек из 10. Движение скудное, и поймать какой-нибудь товарняк - это в Грузии из области фантастики, а старые поезда, павшие жертвами модернизации, меня не слишком вдохновляют. Зато красивых пейзажей здесь - хоть отбавляй!
Непонятно только одно: какая из этих переделанных электричек всё-таки самая страшная? Может, вы что-то скажете на этот счёт?
Оглавление и краткое содержание:
Всё, что движется - телеграм канал с анонсами транспортных публикаций Дзена.