12,9K подписчиков

Электрички в Грузии: облик, созданный по детскому рисунку? Местная модернизация, которая не удалась на славу.

1,6K прочитали

Все мы в детстве пытались рисовать. У кого-то получилась каляка-маляка, у кого-то автомобиль из параллельной вселенной, у кого-то мама, да так, что любая нейросеть лишь ужаснётся. А кто-то, например, я - рисовал поезда будущего. Но одно дело - детские рисунки, которые впоследствии попадают во много лет пылящуюся коробку на антресоли, и совсем другое - вполне взрослые чертежи, по которым из металла изготавливают локомотивы... Ну а на Тбилисском электровагоноремонтном заводе в далёких 2000-х годах, видимо, всё перепутали, случайно отдав в кузовной цех как раз-таки один из детских рисунков... Как иначе объяснить появление столь странных электричек?

Сейчас я вам всё покажу и расскажу, но сперва встречайте: повесть о путешествии по Азербайджану, Грузии и Армении, частью которой является эта статья. Я посетил эти страны в 2016 году, а теперь рассказываю вам, какие там железные дороги. Всё началось в Баку (можете открыть и читать всё подряд):

Кратко напомню, что в предыдущей части рассказа я поведал о городе Тбилиси и о его метро, но это было лишь до обеда, а после - мы с Денисом, который составлял мне компанию в той поездке, отправились в горы, чтобы сделать крутые фотографии с поездами.

Тбилисское метро: тёмное и сырое, а все поезда одинаковые. Одна из станций - копия московской Измайловской!
Блог ЖД фотографа27 июля 2021

Оставшись довольными фото-уловом в метро настолько, насколько это было возможным при полном отсутствии разнообразия в подвижном составе, мы с Денисом приехали на железнодорожный вокзал, где наша электричка отправлением в 16.05 уже была подана под посадку. Как бы описать это чудо-юдо? Вы вот помните "Электропоезд Московский"? Если нет - советую освежить воспоминания в этой статье и посмотреть, во что горе-дизайнеры превращали красивые рижские электрички при проведении капитального ремонта.

И если Электропоезд Московский ещё имел облик, который сам по себе и не был столь ужасен, если не сравнивать его с оригинальными круглыми формами Рижского завода, то к грузинской электричке у меня только один вопрос: кто рисовал её дизайн, а главное - зачем: Огромное лобовое стекло, несуразный нос и буферные огни, спрятанные под стеклом, а прожектор почему-то оказался у неё прямо на голове, портя всю... Аэродинамику?

Спора нет - поезд выглядит интересно, но при этом настолько простенько и картонно, что у меня складывается ощущение, будто люди, выдавшие себя за художников на Тбилисском вагоноремонтном заводе, свои наработки скомуниздили из моих детских рисунков, причём сделали даже хуже, чем было у меня.

Лицо старой электрички, когда из неё решили сделать пародию на "Сапсан". Кстати, сделана эта "поделка" в 2006 году.
Лицо старой электрички, когда из неё решили сделать пародию на "Сапсан". Кстати, сделана эта "поделка" в 2006 году.

Погодите-ка, а не у японцев ли грузины позаимствовали дизайн? Похожая электричка есть в игре Microsoft Train Simulator. Но, даже если так, оригинал лично мне всё равно нравится больше.

Не знаю названия, так что смог найти только скриншот из игры.
Не знаю названия, так что смог найти только скриншот из игры.

Для пассажира поезд оказался вполне комфортным: сидения, как в самолёте и высокая плавность разгона и торможения, сопровождаемая писком тиристорного регулятора скорости, подобным писку "ласточки" и "сапсана"... Правда это не отменяет моего вопроса: что мешало сделать всё это, сохранив изначальную кабину? Ох уж эти грузинские модернизации... И этот поезд ещё достаточно приятный в сравнении с тем, что я покажу вам в дальнейшем.

Полчаса езды по горным перегонам мимо каменных глыб и стучащих в окно веток - и мы на остановочном пункте Шиомгвиме, что на перегоне Ксани - Дзегви. Грузинская природа прекрасна: на небе - ни облака, а взору открывались зелёные остроконечные вершины, мосты, горная река Кура, деревушка и коровы щиплют травку. А ещё здесь находилось единственное место, где где пассажирский поезд Кутаиси - Тбилиси, который мы собирались снимать, шёл в нужном освещении - "по солнцу". Денис остался рядом с мостом, а я прошёл пару сотен метров вперед, чтобы у нас получились разные фотографии. С пригорка открывался красивый вид на отвесные скалы. Я срезал карманной ножовкой очень колючий кустик и стал ждать, а спустя 10 минут заветный поезд, наконец, появился. Им оказался салатово-зелёный электровоз ВЛ11М-261, лишённый ящиков под розетки системы многих единиц и четыре вагона в фирменной окраске Грузинской железной дороги, которым следовало бы присвоить кличку "скорая помощь" за их окраску. Выглядит это всё чертовски атмосферно!

Скалы, белые вагоны и зелёный электровоз. В России сейчас такого точно не увидеть.
Скалы, белые вагоны и зелёный электровоз. В России сейчас такого точно не увидеть.

Я вернулся к Денису и мы стали ждать одну из электричек, чтобы снять её на мосту, когда с другой стороны от путей мы услышали недовольный крик и увидели человека на лошади, который спускался с горы и что-то орал в наш адрес. Ну и что это за чудо такое? Обвисшие штаны, старая черная рубаха, неухоженная борода... Пастух? Местный дачник? Грибник? Непонятный мужик с воспалением синдрома вахтёра? Уж во всяком случае, не железнодорожник, не охранник и не полицейский, что, впрочем, не помешало ему потребовать от нас уйти куда подальше. Ну да, ну да, спешим и падаем! Правда, спорить с таким пугалом могло быть себе дороже, так что мы направились обратно к платформе по мосту, а скрывшись из поля зрения пастуха, вернулись обратно, но встали уже в более укромном месте.

Грузовые поезда, столь желанные для нас, упорно не ехали, зато оживились скоростные пассажирские. Первым проехал интересный поезд, который называется GRT - совместный проект Грузии и Китая, о котором в интернете не так много информации. Всё, что мне удалось раскопать: их 5 штук, они четырёхвагонные, построены примерно в 2007 - 2009 годах в Китае и привезены в Грузию, где их доукомплектовали ходовой частью, электроникой, и поставили на рельсы. Ой, а что случилось, почему же Грузия не стала покупать российские электропоезда, например ЭД4М? Ваши размышления на этот счёт пишите в комментариях.

Грузинский колорит: сделано в Китае...
Грузинский колорит: сделано в Китае...

Российские поезда Грузия покупать не стала, зато купила белорусские. Ну как, белорусские... Разработан поезд компанией Штадлер в Швейцарии, там же были собраны первые 4 состава, после чего их производство было перенесено в Минск... Грузия в 2015 году купила себе четыре таких состава, а вот и один из них! Четырёхвагонный двухэтажный красавчик, получивший местное обозначение GRS - до чего контрастно он смотрится на этом старинном мосту и рядом со старинными железными столбами!

Экспресс "Штадлер"
Экспресс "Штадлер"

Да - оба поезда, безусловно, интересные, но тогда, в 2016 году, они не вызвали у меня бурного восторга. Китаец не сказать что очень уж красивый, а швейцарец... или белорус... Не так важно - его можно увидеть в России и даже в соседнем Азербайджане. Мы ведь любители поездов, чудные ребята! Современные поезда? Пфф... Нам подавайте древние ВЛ10!

Тем временем солнечный диск всего за минуту прошел путь от точки касания с горизонтом до полного захода, и мы вернулись на платформу ожидать электричку до Тбилиси. Мимо нас проехал единственный за тот день грузовой поезд: он ехал в направлении Тбилиси, а тянул его электровоз ВЛ10-023. Потенциально он бог быть интересным - с круглыми буферными огнями, как мы любим, но на модернизации ему зачем-то поставили двухлинзовые фонари, как у сотен других электровозов серии ВЛ. Это сделало электровоз безликим и не представляющим для нас интереса, но даже в таком виде из-за темноты сфотографировать его не получилось.

В противоположную сторону проехала электричка ЭР2-631 - изначально круглая, но при модернизации получившая настолько убогую внешне кабину, что даже носатый ЭС на её фоне выглядел вершиной дизайнерской мысли. Ох уж эти грузинские модернизации!

Грузинские дизайнеры ликуют
Грузинские дизайнеры ликуют

Ещё полчаса - и на горы спустилась ночь. Луна, сверчки, цикады, огни электроподстанции, шум реки Куры, аптека, улица, фонарь... А вот и наша электричка, очередная жертва грузинской модернизации - на лицо ужасная, уютная внутри. Вернувшись в Тбилиси, мы поужинали в столовой на вокзале, после чего сели в ночной поезд и выехали в Кутаиси.

Понравилась ли мне железная дорога Грузии? Интересных локомотивов и электричек я для себя не нашёл: китайские экспрессы и "Штадлеры" - на мой взгляд, совсем не местная изюминка, а старые ЭР2, которым грузины приляпали эти кошмарные пластиковые кабины вместо родненьких кругленьких - так и вовсе вызывают лишь уныние, и это я ещё не показал вам самую примитивную из них (покажу в следующих частях рассказа)! В ту же кучу идут и ранние электровозы ВЛ10, которые могли быть круглофарыми, но в результате ремонтов потеряли свой первоначальный облик.

Такой ВЛ10 встретить было бы прекрасно. О, да! Эти огромные круглые глаза!
Такой ВЛ10 встретить было бы прекрасно. О, да! Эти огромные круглые глаза!

Мы видели ещё несколько ВЛ10 в течение нашего путешествия, но все они оказались с двойными буферными огнями.

Ещё один ВЛ10, который мог выглядеть поинтеренсее, но не стал.
Ещё один ВЛ10, который мог выглядеть поинтеренсее, но не стал.

Скудное грузовое движение также плохо сказывается и на моей оценке грузинской железной дороги. Есть небольшой грузопоток между Тбилиси и портом Батуми; возможно, что-то уходит в Азербайджан и какие-нибудь смехотворные крохи - в Армению, а также есть и местные поезда. Но всё это даёт от силы пару грузовых за три часа - по моим наблюдениям... Или мне не повезло? Зато грузинская железная дорога очаровывает своими пейзажами! Эти головокружительные горы с потрясающей растительностью, эти антуражные деревянные шпалы и советские железные опоры контактной сети, эти мосты, которые находятся здесь с момента постройки самой дороги - да только ради созерцания этого наследия Грузия достойна повторного посещения!

Моя оценка Грузинским железным дорогам в этот день - 5 носатых электричек из 10. Движение скудное, и поймать какой-нибудь товарняк - это в Грузии из области фантастики, а старые поезда, павшие жертвами модернизации, меня не слишком вдохновляют. Зато красивых пейзажей здесь - хоть отбавляй!

Непонятно только одно: какая из этих переделанных электричек всё-таки самая страшная? Может, вы что-то скажете на этот счёт?

Продолжение:

Оглавление и краткое содержание:

Всё, что движется - телеграм канал с анонсами транспортных публикаций Дзена.