Далеко не все из проведенных за последнее время командой Валерия Карпина немногочисленных матчей учитывались ФИФА. Например, игры с Узбекистаном, Таджикистаном, Ираном и матч с Ираком в Петербурге пошли в зачет, а вот встречи с Киргизией, Катаром и Египтом — нет. Значение при этом имеет регламент матча, он должен соответствовать определенным требованиям ФИФА — например, командам позволено не более пяти замен. Матчи сборной России с Камеруном и Кенией всем необходимым правилам соответствовали и повлияют на коэффицент этих команд.
С 2018 года ФИФА изменила правила подсчета при составлении своей иерархии национальных сборных, и теперь эта формула очень напоминает рейтинговую систему коэффициента ЭЛО у шахматистов. Она основана именно на результатах конкретных матчей, и, например, победа сильной команды над заметно более слабой дает ей минимальную прибавку в рейтинге, над командой своего уровня — более существенную, над кем‑то из находящихся в рейтинге намного выше — солидную. Так что победа сборной России над Камеруном, одним из ее ближайших соседей в иерархии, стала позитивным фактором для будущего рейтинга. Но, к сожалению, в цифровом исчислении не таким весомым, какими будут потери от ничьей с занимающей 109‑е место в этой таблице Кенией.
Эти потери катастрофическими в любом случае не станут, так как значимость товарищеских матчей для рейтинга ФИФА по упомянутым выше новым правилам подсчета заметно ниже, чем официальных. А так как других игр у сборной России сейчас по известным причинам и нет, то ее позиция в таблице меняется в последнее время не очень существеннно. Начинала год сборная России 37‑й, сейчас она 39‑я, а в обновленной версии, скорее всего, опустится в пятый десяток. Но это все вовсе не критические отметки — достаточно вспомнить, что в момент, когда Валерий Карпин возглавил сборную России, она находилась на 41‑м месте, то есть сейчас просто медленно возвращается на исходную для нынешнего тренерского штаба позицию. Которая, может, и выглядит не очень эффектно, но все‑таки стоит учитывать, что ниже России в рейтинге находятся и Турция, и Греция, и Словения, и Словакия. Не говоря уже о сборной Норвегии с ее супербомбардиром Эрлингом Холланном и сборной Албании, которая сейчас возглавляет свою отборочную группу при квалификации на Евро-2024. Ближайшие наши соседи в рейтинг-листе — Эквадор и Нигерия, по нынешним меркам страны тоже вполне футбольные. То есть длительное отсутствие на официальной международной арене на позиции сборной России в иерархии ФИФА и ее статус в мировом футболе повлияло незначительно.
Другое дело, что дальше все будет зависеть от того, кто окажется в следующих соперниках у команды Валерия Карпина. Пример Кении оказался заразительным, и вот уже о желании провести матч со сборной России заявил министр спорта Уганды Питер Отванг. Эта команда находится в списке ФИФА хоть и повыше кенийцев, но тоже далеко не в топе — на 84‑м месте. Чтобы никого ненароком не обидеть, оставим в стороне конкретную Уганду, с гипотетическим матчем против которой пока нет вообще никакой ясности. Но если с учетом дефицита потенциальных соперников исходить из принципа, сформулированного Леонидом Филатовым в его известной сказке про Федота-стрельца: «Нам сойдет теперь любой, хоть горбатый, хоть рябой, потому как и рябые к нам не ломятся гурьбой», то падение сборной России в рейтинге может оказаться более быстрым, чем мы того ожидаем. Лучше уж тогда заранее оговаривать в таких случаях «безразмерное» количество замен по ходу игры, чтобы матчи с экзотическими соперниками автоматически выпадали из поля зрения рейтинг-лупы ФИФА.
Сразу на двух континентах совсем скоро пройдут крупные региональные соревнования — Кубок Азии и Кубок африканских наций. На заключительном этапе подготовки к ним у участников этих турниров наверняка возникнет потребность проверить себя в борьбе с серьезным соперником. Сборная России в этом смысле может оказаться для них вполне привлекательным вариантом, так что можно надеяться, что в ближайшей перспективе у команды Валерия Карпина все‑таки появятся более интересные оппоненты. Матч с Камеруном показал, что именно встречи с командами, которые обладают в мировом футболе именем и статусом (а Камерун к таковым относится), становятся не проходными событиями, а приносят как болельщикам, так и самим игрокам и эмоции, и впечатления. И в конечном итоге именно они и поднимают рейтинг сборной — рейтинг, на который мы сейчас почти не обращаем внимания, но в какой‑то момент обязательно о нем вспомним.
Рейтинг ФИФА на 22 октября
1. Аргентина — 1851 балл
2. Франция — 1840
3. Бразилия — 1837
4. Англия — 1794
5. Бельгия — 1792
6. Хорватия — 1747
7. Нидерланды — 1743
8. Португалия — 1728
9. Италия — 1727
10. Испания — 1710…
…39. Россия — 1495
40. Нигерия — 1488
41. Камерун — 1475…
…109. Кения — 1184