Стороны в WhatsApp обсуждали условия договора купли-продажи киоска. Продавец написал вариант цвета, на что покупатель прислал один лишь эмодзи «большой палец вверх». Позже в суде сослался, что так согласовал условие о цвете.
В чем суть спора
Покупатель подал иск о взыскании аванса и процентов. Аргументировал так: продавец в срок не отгрузил киоск-фургон, но теперь он уже не нужен, поскольку сезон закончился. Продавец возражал: одностороннее расторжение незаконно, он не мог в срок отгрузить товар, так как покупатель не согласовал цвет киоска в отдельном допсоглашении.
Покупатель представил переписку, в которой на фразу продавца «желтая полоска на белом фоне» ответил эмодзи «большой палец вверх». Продавец
возразил: эмодзи не доказывает согласование условий договора. Воля сторон должна быть выражена явно, а эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций и в российском законодательстве не имеют юридической силы.
Что решили суды
Две инстанции поддержали покупателя. Стороны предусмотрели в договоре, что сообщения в WhatsApp имеют юридическую силу. Эмодзи «большой палец вверх» в обычно принятом и распространенном понимании в электронной переписке означает «хорошо». Продавец иного разумного значения данного изображения не предложил. В последующей переписке продавец значение ответа в виде эмодзи не уточнил — значит, он воспринял данный ответ как согласие, которое не требует дополнительного объяснения. Также из переписки не следует, что продавцу требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору — продавец заявил это только при рассмотрении дела в суде.
Когда выше шанс, что суд примет эмодзи
Первое — указали в договоре переписку в мессенджере как юридически значимую. Второе — между сторонами сложилась практика согласовывать условия электронно, в том числе с использованием эмодзи. Третье — у эмодзи есть конкретное общепринятое значение.
Постановление Пятнадцатого ААС от 29.06.2023 № А32-36944/2022
Из материалов журнала «Юрист компании»