начало здесь:
К закату Османской империи в конце XIX века Палестина уже несколько веков была территорией, населенной преимущественно арабами. Большинство исповедовало ислам, некоторые — христианство. Евреи исповедовали иудаизм и составляли меньшинство. Но все они — и арабы, и евреи — считались палестинцами и жили вперемешку относительно мирно.
Вообще, понятие нации - чисто европейское изобретение. Когда стали одна за другой сыпаться многонациональные европейские империи, амбициозные люди стали лихорадочно искать новые формы объединения людей в рамках государств. Так появились французская и британская, а позже - немецкая и итальянская нации. Был придуман миф о том, что нация наследуется по крови.
На самом деле - полная ерунда. По крови можно унаследовать внешние черты, физические и умственные способности, особенности характера, а также болезни родителей и близких родственников. Ну, еще расу, хотя сегодня они постепенно размываются: расы - это не отдельные биологические виды, поэтому их смешение происходит запросто.
Как правило, формирование наций, а соответственно, и национальных государств, шло насильственным путем, как правило, через войны. Какая-то нация объявлялась титульной, остальные должны были либо влиться в нее, либо подчиниться на правах меньшинств. Границы территории нации определялись и уточнялись военными методами. Проведение границ порождало беженцев. Люди уже не могли жить вперемежку, как в империях. Каждый должен был бежать к своим.
Евреям, которые проживали по всей Европе, бежать было особенно некуда: еврейского национального государства на Земле не было. По поводу того, где им все-таки можно собраться вместе и учредить собственную страну, рождались самые разные идеи. Великобритания предложила Уганду. СССР сначала, вроде, предложил Крым, но потом выделил Биробиджан. Однако приехавшие туда переселенцы сбежали обратно от неустроенности быта и сурового климата.
Гитлеровская Германия поначалу первым способом решения еврейского предложила их депортацию на Мадагаскар. В 1940 году для этого сложились условия: поверженная Франция, владевшая этим огромным островом, могла быть принуждена к его отдаче на благое дело. Но англичане с союзниками захватили Мадагаскар, и план рухнул. В итоге немецкие фашисты практично решили, что еврейский народ дешевле просто истребить.
В период обеих мировых войн и связанного сними передела мира предлагались и другие места для еврейского государства, но все они никак не были связаны с историей и мифологией древнего народа. А для любого государства очень важна историческая основа, подтверждающая его легитимность, и обеспечивающая единство населяющего народа. Поэтому в итоге выбор пал на Палестину, историческую родину, покинутую много веков назад.
На рубеже XIX-XX веков евреи со всего света начали скупать земли и перебираться в Палестину. Антисемитизм в Западной Европе и Российской империи, еврейские погромы, войны и революции, бедность и, конечно, мечта о еврейском государстве подстегивали желание вернуться в землю обетованную. Несколько волн еврейской иммиграции (алий) растворили в себе местное еврейское население Палестины, с которым у арабов были сложившиеся веками отношения.
Но вновь прибывшие евреи, по мнению местных арабов, относились к ним, как колонизаторы к аборигенам. Европеизированные репатрианты вели свой образ жизни, не соответствующий нормам востока того времени, имели склонность замыкаться и создавать новый быт, новые поселения и новую реальность, а не интегрироваться в существующую. Начались трения, затем — волнения, а потом пролилась кровь.
В среде приезжих все большее влияние приобретала идея создания, вернее, возрождения еврейского государства на землях, которые арабы столетиями считали своими. Евреи тоже считали их своими, поскольку жили тут тысячелетиями. В таком взрывоопасном состоянии Палестину застал развал Османской империи в результате Первой мировой войны.
Тогда в Палестине проживало полмиллиона мусульман. Христиане и иудеи были в меньшинстве — примерно по 60 тысяч, а среди евреев три четверти по-прежнему составляли коренные, и лишь около 15 тысяч — иммигранты. Однако ситуация очень быстро изменилась.
В 1917 году министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур письмом уведомил лидера британских сионистов лорда Ротшильда, что «правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия, чтобы обеспечить достижение этой цели». Спустя три года Великобритания получила мандат на управление Палестиной от Лиги Наций.
В результате раздела сфер влияния на пост-османском Ближнем Востоке Сирия с Ливаном отошли французам, Палестина и Месопотамия (современный Ирак) — британцам. Трансиорданию (нынешняя Иордания) чуть позже также отписали в опеку британцам, но обещания сионистам, закрепленные в декларации Бальфура, на нее не распространялись.
Британцы не смогли помирить арабов с евреями. Их явная благосклонность к близким по духу и культуре иммигрантам из Европы лишь убеждала коренное арабское большинство, что Британская империя не годится на роль непредвзятого организатора будущей независимости Палестины. Ситуация обострилась с ростом числа репатриантов: евреи массово бежали из Европы, спасаясь от нацизма.
К 1947 году комиссия ООН насчитала в Палестине более 600 тысяч евреев на 1,2 миллиона арабов. За 30 лет до этого арабское население почти в 10 раз превышало еврейское, а теперь — лишь вдвое. В ноябре 1947 года Генассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на два независимых государства — еврейское и арабское. Иерусалиму, включая Вифлеем, полагался особый статус территории под контролем ООН.
Резолюция не понравилась никому, и буквально на следующий день начались столкновения. Британский мандат истек 14 мая 1948 года. В тот же день Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства. И первым, кто признал эту страну, был Советский Союз.
А менее, чем через сутки на Израиль напали Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак. Эта война вошла в историю Израиля, как Война за независимость. По ее результатам к Израилю также отошли весь Негев, западный сектор Иерусалима, Галилея и прибрежная равнина.
Таким образом по итогам «войны за независимость», как ее называют в Израиле, или «катастрофы», как она известна в арабском мире, молодое еврейское государство утвердилось в границах, включающих примерно половину территории, отведенной ООН под арабское государство Палестины. Другая половина этой территории была оккупирована арабскими странами: Западный берег и восточный Иерусалим — Иорданией, а сектор Газа — Египтом. Однако и там арабское государство Палестина не было провозглашено.
В конце мая 1967 года арабские страны стянули войска к границам Израиля и наперебой стали угрожать стереть еврейское государство с лица земли. Израиль нанес упреждающий удар — и через 6 дней все было кончено. Под израильской оккупацией оказались сектор Газа, Западный берег реки Иордан и восточный Иерусалим. Заодно Израиль занял сирийские Голанские высоты и египетский Синайский полуостров.
С этого момента конфликт стал перманентным. Арабы окончательно оформились как смертельные враги еврейского государства. А их надежды на создание Палестинского арабского государства отдалились в туманное будущее. Бежавшие от войны жители Западного берега и Газы так и не смогли вернуться домой: Израиль видит в них угрозу полной арабизации и уничтожения страны.
Случилось то, что мы наблюдали во всех конфликтах на национальной почве. Люди разный национальностей, веками жившие вперемежку, были вынуждены бежать в места компактного проживания соплеменников. Такая сепарация по национальному признаку — характерная черта множества современных горячих зон: это было и на Кипре, и на Балканах, и в Нагорном Карабахе.
В Газе сейчас около 2 млн палестинцев, на Западном берегу — почти 3 млн. А за границей, преимущественно в соседних странах региона, осели еще более 6 млн палестинских беженцев, согласно данным ООН. Для сравнения: всё население Израиля приближается к 10 млн человек, из которых 2 млн — арабы.
Одновременно Израиль стал заселять оккупированные территории. По данным ООН, на Западном берегу уже более полумиллиона израильских поселенцев, в Восточном Иерусалиме — еще свыше 200 тысяч. Небольшие поселения есть и на Голанских высотах, а вот в Газе их нет — Израиль вывез всех в 2005 году и отгородился огромным забором. Международное сообщество считает поселения незаконными, Израиль настаивает, что он в своем праве.
Переговоры о мире с соседними арабскими странами и об урегулировании с палестинцами велись с переменным провалом последние полвека. К ним были причастны Россия и Евросоюз, но главным посредником всегда выступали США — ключевой союзник и гарант безопасности Израиля. В 1973 году Египет и Сирия безуспешно попытались отвоевать территории, потерянные в 1967 году. Эта война получила название «Война Судного дня», так как началась она в еврейский праздник Йом-Кипур (Судный день).
В 1979 году при посредничестве президента Джимми Картера в его резиденции Кэмп-Дэвид Израиль подписал первый мирный договор с Египтом. В результате на карте появилась первая не спорная граница еврейского государства. Следующая — с Иорданией — была формализована в 1994 году. Соглашений с Ливаном и Сирией по-прежнему нет. В 1993 году, в Осло, при посредничестве Билла Клинтона был подписан первый документ между израильтянами и палестинцами.
То есть США, вроде бы, последовательно стремились установить мир вокруг Израиля, обеспечив своему союзнику стабильное положение. Но одновременно заокеанская политика была нацелена на разобщение и дестабилизацию арабского востока вплоть до полного разрушения государственности и установления так называемого «управляемого хаоса». А это, в свою очередь, обесценивало любые соглашения, так как в хаосе они не работают.
Те же норвежские договоренности оказались провальными. ХАМАС выполнять их не собирался. Видя невозможность договориться с палестинцами, Америка снова переключилась на переговоры с соседними арабскими странами. При Дональде Трампе Израиль нормализовал отношения сначала с ОАЭ, а затем Бахрейном и Суданом. Джо Байден надеялся помирить Израиль и с Саудовской Аравией. Но не успел. Последние события перечеркнули эти планы США.
Нынешняя война (а то, что это именно война, вызывает все меньше сомнений) началась 7 октября 2023 года. Как и 50 лет назад, для нападения на Израиль снова был выбран главный еврейский праздник — Йом-Кипур (Судный день). Пока наземная операция откладывается. Скорее всего, планы корректируются в сторону от эмоционально-массового вторжения к взвешенно-продуманной спецоперации спецназа.
В первом случае сработал бы известный принцип: войну легко начать, но трудно закончить. Неизбежные потери среди израильтян могли оказаться неприемлемыми и вызвать мощную реакцию в стране. А многотысячные жертвы среди мирного населения Газы спровоцировали бы напряженность не только на Востоке, но и в Европе, положив начало масштабной войне и поставив под сомнение само существование Израиля. Тем более, что и внутри еврейского государства накопилась куча нерешенных ключевых вопросов, и он не так един, как кажется со стороны.
У страны до сих пор нет конституции. И даже нет ответа на вопрос: нужна ли она Израилю? Никто не знает, как сохранить баланс: сберечь традиции и при этом не превратиться в теократию или диктатуру? Как в многонациональной стране соблюдать демократические принципы и при этом не потерять еврейский характер государства? Как соблюдать права человека, продолжая оккупацию чужих территорий, и как отдать эти территории, не поступившись безопасностью?
Две подошедшие авианосные группы США призваны удержать соседей еврейского государства от вступления в конфликт. А Байден во время визита в Тель-Авив настойчиво рекомендовал Биньямину Нетаньяху не поддаваться эмоциям и действовать спокойно и в соответствии с планом. Вопрос: каков этот план? Ведь большинство возможных вариантов уже перепробовано и не дало результатов.
Египет забирать себе Территорию Газа не хочет. Там ХАМАС признан террористической организацией, родственной организации «Браться-мусульмане». Египет с трудом, путем военного госпереворота, избавился от правления этой организации, получившей власть в стране в результате парламентских выборов 2011 года, и совсем не желал бы повторения «арабской весны».
Оккупация Сектора Газа израильскими военными – тоже не вариант. Вернее, пройденный вариант, показавший свою неэффективность. Остается, говоря словами садовода, попытка привить на дикое деревце Газы культурную веточку миролюбивого демократического правительства, поддерживаемого Израилем. Приживется ли она, не отторгнется ли? В целом у Газы есть все возможности для процветания.
Она расположена у моря, и в 1999 году даже шли разговоры о строительстве «Палестинской ривьеры». Тогда же велись переговоры с гостиничной сетью «Мариотт» о строительстве тут фешенебельных отелей, которые дали бы работу местному населению. Израиль мог бы помочь экономическому восстановлению этой территории, потому что иметь мирного и процветающего соседа — это и в его интересах.
Но для начала, опять словами садовода, нужно тщательно срезать мощный жировой побег ХАМАСа, идущий прямо от корня. Справится ли с этим израильский спецназ? Если да — армия резервистов останется стоять в оцеплении у границ сектора, не пересекая их. А если нет — военные будут вынуждены войти сразу с трех сторон (включая море). И тогда — неопределенность. Тем более, что в нынешней фазе конфликта нужно принимать во внимание и новую силу: Китай.
Шесть боевых кораблей ВМС армии Китая уже перебрасываются на Ближний Восток, три их них участвовали в совместных маневрах с Оманским флотом и теперь в боевой готовности отправится к берегам Израиля. В субботу 44-я оперативная группа военно-морского сопровождения Китая покинула Маскат и взяла курс на Средиземное море. В состав группы входят эсминец проекта 052D "Цзыбо", фрегат "Цзинчжоу", корабль комплексного снабжения "Цяньдаоху".
Вторая группа якобы находится где-то в Кувейте, но это не точно. В нее входят эсминец типа 052 "Урумчи", фрегат "Линьи" и корабль снабжения "Дунпинху". Зачем эти силы направляются во взрывоопасный регион? Китай заявляет о своей обеспокоенности ростом тут напряженности. Но такое заявление ничего не говорит нам о его планах.
Предполагают, что Поднебесная намерена защитить коммуникации в случае начала большого конфликта. Действительно, через регион конфликта идет большой трафик судов, в том числе и в Китай, и в Пекине опасаются, что в ходе эскалации он будет нарушен. Ранее Китай официально заявил, что совместно с Россией выступает за мирное урегулирование конфликта на Ближнем Востоке, а также поддерживает создание независимого палестинского государства. Насколько искренни такие заявления — скоро увидим.
Не забываем лайк и подписку! Денег тут не просят.
Читайте также: