Найти тему

Прощание с сельсоветом: вместо районов в Ленобласти должны появиться округа

Идея об изменениях появилась не на пустом месте. Практика объединения поселений в округа уже реализована в семи регионах СЗФО.

«Муниципальный округ — это тот же муниципальный район, в тех же границах, но без деления на городские и сельские поселения, — объясняет председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Лира Бурак. — Такая форма позволяет объединить бюджетные, административные, кадровые ресурсы и создать более эффективную систему управления».

По мнению чиновников, главная выгода от ликвидации муниципалитетов первого уровня — финансовая: сформируется общий бюджет на весь округ, сократятся затраты на проведение выборов и содержание органов местного самоуправления.

Чтобы стало понятнее, стоит вспомнить историю вопроса. Сис­тема местного самоуправления начала формироваться в Ленобласти в начале 2000‑х годов. К 2006 году было создано 222 муниципальных образования (МО): 204 — первого уровня (сельские и городские поселения) и 18 — второго (17 районов и городской округ Сосновый Бор).

Важно, что сельские и городские поселения формировались по принципу шаговой доступности, то есть житель должен иметь возможность в течение одного дня дойти пешком до органа своей власти и вернуться домой. Идея вроде как благая — приблизить власть к народу. Суть системы местного самоуправления, которая не входит в вертикаль государственной власти, заключалась в том, что местные жители будут решать свои насущные вопросы проще и эффективнее. Так у каждого поселка появился свой депутатский корпус и глава.

Однако «красиво было на бумаге»… Среди муниципалитетов первого уровня оказались богатые и бедные. Многим не хватало средств даже на собственную зарплату и содержание здания, не говоря уж о благоустройстве и ремонтах во вверенных поселениях. Обозначилась проблема кадрового голода — не хватало квалифицированных специалистов, чтобы, к примеру, составить проектно-сметную документацию, проконтролировать работу подрядчиков.

По таким правилам Ленинградская область прожила десять лет. В итоге областные власти принялись за первую реформу местного самоуправления, решив объединить бедные муниципалитеты с богатыми. Таким образом на территории 47‑го региона из 204 осталось 187 муниципальных образований первого уровня.

Но это проблему не решило. В официальных комментариях, распространенных пресс-службой правительства Ленобласти, приводятся подтверждения тому. Так в Горбунковском сельском поселении в этом году было сорвано выполнение прог­раммы «Комфортная городская среда», несмотря на то что поселение победило в федеральном конкурсе. Отказались от реализации проекта обустройства общественной территории в деревне Разбегаево — администрация поселка пояснила, что средств на это нет. А в Шлиссельбурге судебные тяжбы в связи с банкротством муниципального предприятия привели к тому, что под угрозой срыва оказался отопительный сезон. Кроме того, к 700‑летию Шлиссельбурга планировалось реконструировать крупнейший социально значимый объект — стадион «Водник», однако администрация города затянула работу с исполнителями по устранению недостатков и согласованию изменений проекта. Здание бассейна доведено до аварийного состояния. Восстановить его уже невозможно.

К сожалению, эти примеры не единичны. А основная причина накладок — финансовая несостоятельность многих поселений и кадровый голод на первом уровне, когда на должность главы администрации подбирают того, кто просто дал согласие.

С реализацией идеи приближения местной власти к народу тоже получилось не очень. Оказалось, что достучаться до районной или областной власти народу проще.

«Зачастую на первом уровне людей не слышат, настоящего диалога с жителями нет. В результате даже элементарные вопросы вроде замены лампочки в подъезде приходится решать на более высоком уровне», — констатировал на гражданском форуме «Команда 47» губернатор региона Александр Дрозденко.

На сегодняшний день в правительстве Ленинградской области уверены, что муниципальные округа — более совершенная и современная система местного самоуправления. Она лучше учитывает интересы жителей и позволяет исключить ситуации, когда у власти на уровне муниципалитета оказываются случайные люди, не обладающие для такой ­работы ни опытом, ни компетенциями.

Тем не менее вопросы остаются. В частности, не придется ли за каж­дой справкой ездить в районный центр?

«Нет, не придется, — успокаивает Лира Бурак. — Вместо администраций будут созданы территориальные подразделения со значительным перечнем полномочий, включая работу с гражданами по текущим проблемным вопросам. То есть связь с населением утрачена не будет».

Чтобы процесс по преобразованию муниципальных районов в округа пошел, необходима прежде всего инициатива районного совета депутатов. Затем местные советы депутатов поселений должны провести публичные слушания и депутатским корпусом поселения принять решение о согласии на преобразование или отказе от него. В случае положительного решения местных советов депутатов инициатива районного совета о намерении создать муниципальный округ направляется в адрес губернатора. Далее готовится областной закон о преобразовании муниципалитетов, который рассматривается и принимается законодательным собранием региона. Вступившим в силу закон считается после подписания его губернатором.

Процедура, конечно, не самая простая. И наверняка какие‑то муниципалитеты первого уровня не согласятся лишиться самостоятельности. Тогда округ вместо района не состоится. И на карте Ленинградской области можно будет увидеть, условно говоря, Выборгский или Всеволожский районы, а рядом (опять же условно) — Лодейнопольский и Подпорожский округа.