За четыре этапа до конца текущего сезона на заседании Всемирного совета Международной автомобильной федерации (FIA) в Женеве было одобрено решение о четырехкратном повышении максимальных штрафов в «Формуле-1».
Ранее предельная сумма, на которую могли быть оштрафованы участники соревнований, составляла 250 000 евро. После внесения поправок в Международный спортивный кодекс ее подняли до 1 млн евро. В FIA отметили, что «размер максимального штрафа не менялся последние 12 лет и не отражает текущие потребности автоспорта». Кроме того, для всех остальных чемпионатов мира, проводимых под эгидой FIA (чемпионат мира по ралли-рейдам, «Формула-Е»), штраф подняли до 750 000 евро, а для других гоночных серий – до 500 000.
«Проблема в том, что в FIA не пожелали озвучить, за что именно теперь можно получить такой большой штраф, – рассказал «Ведомости. Спорту» Марк Фассенберг, один из агентов немецкого гонщика Рене Раста (в 2023 г. выступал за команду Neom McLaren в «Формуле-Е»). – В гоночном сообществе считают, что эта сумма взята из воздуха. Пилоты неплохо зарабатывают, но в «Формуле-Е», по моим оценкам, отдать такие деньги сразу же не сможет никто. Шок для отрасли. Такое ощущение, что нас всех захотели припугнуть».
По словам Фассенберга, некоторые важные вещи FIA в опубликованном релизе не прописала. «Трактовки разные. Кто-то думает, что «участники соревнований» – это команды. А я солидарен с теми, кто считает, что речь исключительно о пилотах. Еще совершенно непонятно, о каких именно «нуждах автоспорта» идет речь. Мне казалось, вырученные с нарушителей деньги целесообразно направлять на благотворительность, а не на починку забора у опасного поворота на трассе в Мексике или в Германии».
В негативном ключе высказались и представители «Формулы-1». Двукратный чемпион мира серии, действующий пилот «Астон Мартин» Фернандо Алонсо подчеркнул в соцсетях, что «подобные решения отпугнут желающих попасть в автоспорт, что сделает его закрытым клубом для элиты». А совладелец и исполнительный директор «Мерседеса» Тото Вольфф категорично заявил, что сумма штрафа неадекватна. «Половина решетки не смогла бы выплатить штраф в 1 млн евро. И мне не кажется, что стоит играться с такими числами, которые выглядят весьма сюрреалистично для тех, кто нас смотрит. Не понимаю, что побудило FIA пойти на это».
Стоит отметить, что Вольфф даже преуменьшил масштаб проблемы. Если посмотреть на доходы пилотов «Формулы-1» в 2023 г. и представить, что у гонщиков нет накоплений (или пассивного дохода) и они живут только на месячную зарплату, то проблемы с выплатой не испытали бы только топы: Макс Ферстаппен («Ред Булл», годовой доход $55 млн), Льюис Хэмилтон («Мерседес», $35 млн), Шарль Леклер («Феррари», $24 млн) и Ландо Норрис («Макларен», $20 млн).
Что касается причин нововведения, то существует версия, что FIA решилась на такой шаг после инцидента с Льюисом Хэмилтоном, который получил предупреждение и штраф в размере $50 000 за пересечение трассы во время гонки Гран-при Катара (состоялась 8 октября). Британец завершил состязания на стартовом круге из-за столкновения с соотечественником и партнером по команде Джорджем Расселлом на первом повороте. После вылета Хэмилтон выбрался из кокпита, пересек трассу и пошел в боксы команды. Стюарды посчитали, что пилот совершил опасное действие, потому что спустя несколько секунд на этом участке трассы проехал Расселл. Оценив произошедшее, члены FIA пришли к выводу, что Хэмилтон действовал чересчур опасно, но слишком легко отделался.
«Если они собираются оштрафовать меня, давайте позаботимся о том, чтобы 100% этой суммы пошло на пользу, – сказал Хэмилтон. – Во всей этой отрасли слишком много денег, и нам нужно сделать гораздо больше усилий, чтобы помочь всем тем людям, кто сегодня не имеет возможности заниматься автомобильным спортом, осуществить свою мечту. И реальная помощь им – единственный способ получить от меня такие деньги».
Решение FIA по поводу штрафов – не единственная спорная ситуация за последнее время. Недовольство участников чемпионата вызывает возможное присоединение к «Формуле-1» 11-й команды (скорей всего, «Андретти»). По условиям Договора согласия, подписанного всеми участниками серии, любой новый коллектив должен совершить взнос в размере $200 млн. Эти средства нужны, чтобы «Формула-1» удостоверилась в состоятельности подавшей заявку компании. Сумму распределяют между всеми коллективами серии в качестве компенсации за необходимость делить призовые между большим числом участников.
Летом и осенью 2023 г. боссами команд «Формулы-1» активно обсуждается возможность редактирования Договора согласия в сторону увеличения вступительного взноса. Из аргументов – существенный рост стоимости команд за последние годы. В частности, по подсчетам Forbes, за последние четыре года она выросла с $500 млн до $1,88 млрд. В настоящее время сразу 7 из 10 команд «Формулы-1» стоят дороже $1 млрд.