Найти в Дзене
VK Play

Обзор Cities: Skylines II: увлекательное продолжение лучшего симулятора мэра

Оглавление

Ещё не отточенное, но уже весьма неплохое и внушающее оптимизм

Градостроительные стратегии — жанр отнюдь не самый насыщенный. Поэтому, когда его многолетний лидер SimCity сперва ударился в эксперименты, а затем тихо умер, фанаты могли ощутить себя брошенными. Впрочем, период безвластия длился недолго: в марте 2015 года вышла Cities: Skylines, которая совершенно заслуженно получила овации за качество и новшества.

В равной степени оригинальная и понятная, удобная и красивая, эта игра быстро развеяла страхи поклонников жанра. Регулярные же крупные DLC, которых в итоге набрался десяток, помогли ей сохранять актуальность на протяжении многих лет. Но бесконечно дополнять и украшать базовую формулу вряд ли возможно, какой бы удачной она ни была, так что за пару дней до восьмилетия Cities: Skylines был анонсирован сиквел. Разработчики пообещали собрать градостроительный симулятор заново и сделать его ещё лучше. Спустя полгода настало время оценить, что у них получилось.

Разделяй и властвуй

-2

Cities: Skylines II — игра без шокирующих революций. Поклонникам жанра и уж тем более ветеранам первой части будет несложно в ней разобраться. Однако различных нюансов в новинке хватает: и положительных, и отрицательных, а также спорных — их восприятие будет зависеть от вкусов геймера и постоянно меняющегося игрового контекста.

Основа города в Skylines II — сетка дорог и размеченные между ними зоны под жилую, коммерческую, промышленную и офисную застройку. Только теперь эта база стала удобнее, потому что под асфальтом всегда есть электрокабели, водопровод и трубы канализации. Разметка, впрочем, не идеальна и даже несколько раздражает: граждане самостоятельно возводят там здания и огораживают участки, но не приемлют никаких иных форм, помимо прямоугольников. Как следствие, вы либо делаете предельно скучную матрицу из дорог без изгибов, либо же в городе будут десятки и сотни небольших пустырей. Проблем для геймплея это почти не создаёт, но вредит красоте, убедительности и погружению. Зато для точечно размещаемых игроком свалок, ферм и карьеров, наоборот, разрешили вручную выделять площадь.

-3

Несмотря на наличие под асфальтом коммуникаций, электростанции, водокачки и пункты сброса сточных вод в реку по-прежнему нужно создавать самому, причём желательно так, чтобы они не вредили окрестным жителям. Медпункты, пожарные станции, участки полиции, социальные центры, радиовышки, почтовые отделения, детские площадки, кладбища, школы и даже бюро по обслуживанию и ремонту дорог — всё это тоже на вашей совести. И всем этим интересно заниматься.

В идеале, конечно, каждая служба должна охватывать целый город, и у жителей должен быть лёгкий доступ к сервисам. Однако на практике важно не переходить ту черту, за которой обеспечение хорошей жизни превращается в уничтожающее бюджет города расточительство.

Возможности и ограничения

-4

Суровым в финансовом плане геймплей Cities: Skylines II не назвать, поскольку правительство компенсирует вам львиную долю потенциальных убытков. Но подвох в том, что экономически эффективному мэру оно, напротив, почти ничего не даёт, а это несколько демотивирует игрока и замедляет развитие города. Весьма огорчает и то, что функция «ускорения времени» в Skylines II далеко не всесильна: даже максимальный темп кажется недостаточным, когда вы минут десять сидите без дела и наблюдаете за медленным ростом числа жителей и объёма налогов. Доступная в настройках (и блокирующая «достижения») опция «бесконечных денег» в таких условиях начинает казаться весьма соблазнительной — они хотя бы дают развлечься как следует.

Хороший способ снизить затраты и высвободить немного денег в Cities: Skylines II — сокращение штата и производительности ключевых городских служб и предприятий. Например, потенциала стартовой небольшой угольной электростанции вам хватит на пару часов вперёд, а поначалу даже 50% от её мощности будут чрезмерными для горстки первых переселенцев. С водопроводом расклад аналогичный, да и размещённые в шаговой доступности для горожан школы долгое время остаются полупустыми. Вот только доступ к регулировкам этих самых бюджетов производительности мэру дают вовсе не сразу — он открывается лишь в процессе прокачки.

Получается, что на первых порах вас принуждают выбрасывать деньги на ветер — в каждой игровой партии и с любым городом. Это чертовски странное решение со стороны разработчиков, учитывая жанр Skylines II и уже упомянутую важность финансов. По большому счёту, из странностей и несуразностей состоит вообще вся система прокачки в игре. Очки начисляют и за рост населения, и за любые постройки, в том числе бесполезные. Вы даже можете «фармить экспу», удаляя и возвращая объекты.

Район с разной застройкой
Район с разной застройкой

Эксплуатировать косяки геймдизайнеров — занятие скучное и неприятное даже, однако смысл в нём есть — очень уж многие инструменты, службы и здания изначально заблокированы. Ни парковку организовать, ни шоссе изначальное перестроить, ни колледж открыть, ни теннисный корт подарить горожанам, ни запустить переработку отходов — руки мэра связаны совершенно абсурдными ограничениями. Разработчики не придумали, как направлять и поощрять геймера в процессе партии, и применили хрестоматийный подход «чтобы осчастливить кого-то, сделай ему сперва плохо, а после верни всё как было». Возможность лично выбирать некоторую долю апгрейдов и самостоятельно расставлять приоритеты ситуацию тоже не исправляет. Равно как и опция «разблокировать всё» в меню настроек.

Наши ожидания — наши проблемы

Хотелось бы, знаете ли, чтобы геймдизайнеры направляли и мотивировали игрока — выдавали ему необязательные к выполнению цели, помогали придумать городу специализацию — сделать его уникальным, особенным. Попутно можно было бы прояснять тонкости механик, значение бесконечных определяющих экономику графиков, причины востребованности и запустения определённых районов, а также логику транспорта и пешеходов. Вместо того в Cities: Skylines II есть встроенный аналог «Твиттера», в котором жители хвалят или ругают разные вещи. Их твиты совершенно оторваны от настоящей ситуации в городе (ха-ха, вот это истинный реализм!) и регулярно повторяются. Примерно такое же в игре и радио — лучше его вообще отключить, чтобы не чувствовать «испанский стыд».

-6

Похвалить можно и нужно разве что крупное нововведение, позволяющее денно и нощно следить за выбранным жителем. Благодаря нему вы ощущаете, что это действительно люди с жизнью, работой и увлечениями, а также с логичным маршрутом передвижений — не просто цифры статистики. Вот только если «зумировать» камеру до такой степени, Skylines II огорчит нас проблемами с производительностью и рельефом.

Неидеальная, но притягательная

Издательство Paradox и студия Colossal Order официально признали, что у Cities: Skylines II есть технические проблемы, но я «колоссальными» бы их не назвал — комфортной игре ничто не мешало, пока я не решил рассмотреть свой город вблизи. Чтобы насладиться вышеупомянутой слежкой за жителями и не понижать при этом качество графики, нужен действительно монструозный ПК. Кроме того, на крупных планах становится видно, насколько причудливо и абсурдно в игре решена проблема рельефа: одни постройки его автоматически грубо выравнивают, а другие пытаются адаптироваться. Изгибающихся вверх-вниз гладей бассейнов в Skylines II всё-таки нет (или я их пока не нашёл), зато столы для пинг-понга, качели и прочие мелкие декорации часто стоят под углом этак в 30% к земной плоскости.

Искривившиеся из-за рельефа декорации
Искривившиеся из-за рельефа декорации

Любоваться плодами своих трудов мэру лучшего всего со средней дистанции, дабы не видеть чересчур много. При обычном геймплее же, когда смотришь на город с большой высоты, обе проблемы почти нивелируются. Сложный рельеф порой приводит к прорехам в застройке, но это ественно и реалистично — никто не мешает, в конце концов, изменить его инструментами для терраморфинга. Частота кадров особо не проседает, а вылетов предрелизной версии у меня не было ни одного.

Люблю и ненавижу: раздражающие, но необходимые игровые механики

Выключить эту игру — задача в принципе очень сложная. Cities: Skylines II увлекает вопреки недостаткам, и время за ней летит даже быстрее, чем за известной этой особенностью Sid Meier’s Civilization. Моргнул — и прошло полчаса. Решил чуть-чуть поколдовать над въездами в городок, перестроить развязки, расставить на перекрёстках светофоры и проложить автобусные маршруты — не заметил, как миновало полдня. Только «паузой» лучше не злоупотреблять, чтобы население и бюджет постепенно росли, пока вы с чем-нибудь увлечённо возитесь.

Осваивай и наслаждайся

Различных механик и составляющих в Skylines II достаточно, пускай защищаться от стихийных бедствий, создавать кампусы и оптимизировать экологию тут и не так увлекательно, как в тематических дополнениях к первой игре. Но копать подземные убежища, добавлять школам стадионы и отслеживать загрязнение воздуха в сиквеле тоже можно и нужно. Кроме того, в больших городах бывает полезно «официально» обозначить границы районов, чтобы потом прикрепить к ним пожарных, уборщиков и прочие службы. Это позволит свободней размещать учреждения, а не запихивать их строго в центр жилых массивов.

Школьный стадион
Школьный стадион

Ещё одно яркое нововведение — уникальные здания вроде особняка рок-звезды. Они и внешний вид города улучшают, становятся этакими акцентами на фоне обычной застройки, и могут привлечь туристов, приезжающих из-за пределов игровой карты. Со внешним миром полезно также и торговать — продавать, например, излишки электроэнергии или даже переработанный мусор. Последнее, конечно, доступно очень не сразу и требует выполнения целого ряда условий.

Размеры карт в Cities: Skylines II, выросли впятеро, так что места для творчества хватит каждому. Предусмотрен и редактор, но его включат только после релиза, а пока можно изучать десяток доступных локаций с предельно разным рельефом и наполнением: прибрежные, горные, равнинные и островные. А ещё в сиквеле есть неплохо работающие времена года — вплоть до того, что зимой возрастает спрос на отопление, а летом жители охотнее посещают предназначенные для барбекю зоны парков.

Зима в городе
Зима в городе

Переизбыток свободы

В целом геймплей Cities: Skylines II можно было бы даже назвать беззаботным, если бы не частые сложности, связанные с его ключевыми составляющими — дорогами и зонами под застройку. Для последних на экране есть постоянно включенный счётчик востребованности, который порой ведёт себя странно. Если по городу равномерно распределены коммерческие кварталы с магазинами и над половиной висит знак о нехватке клиентов, игра всё равно заявляет, что нужно ещё больше зон под такую застройку. Потенциальных приезжих торговцев ничего не смущает вообще?

Карта пропускной способности дорог
Карта пропускной способности дорог

Весьма непрозрачна и ситуация с пробками. Адекватно оценить их масштаб можно разве что лично — глазами и на крупных планах. Встроенный же фильтр для карты с оценкой пропускной способности трасс окрашивает в жёлтый и оранжевый даже те съезды, которые ведут в никуда — в ещё не построенный, пустой район, куда никому нет смысла ехать. Или ещё вот беда: как мотивировать горожан ездить автобусом? Эксперименты с маршрутами и остановками не помогают, равно как и билеты ценой в 1$. Вместо этого как будто в случайный момент происходит взрывной рост числа пассажиров: оно увеличивается на порядок, словно бы людям приказали бросить авто и пересесть на общественный транспорт.

Наверняка не всех порадует и необходимость вручную расставлять светофоры, пешеходные переходы и даже конкретные дорожные знаки вроде запрета на поворот с одной из полос. С одной стороны даже здорово, что в Cities: Skylines II есть возможности для такой тонкой настройки шоссе и улиц. Но вы только представьте, как много часов нужно потратить на доведение до ума всех дорог в городе, чтобы действительно выжать из них максимум?

Какой-то минимум игре всё-таки стоило бы сооружать автоматически, оставив геймеру опцию редактирования, если его что-нибудь не устроит. Сейчас же дороги создаются «пустыми», а это уже чересчур, на мой взгляд. Подозреваю, что такая особенность (равно как и огромное поле для микроменеджмента тех же автобусов) проистекает из биографии разработчиков: перед первой Skylines они делали Cities in Motion — дилогию про дороги и общественный транспорт.

Заселяться или же пока нет?

-11

Cities: Skylines II — удивительная игра. Как уже было сказано, в ней очень легко утонуть на целый день, забыв обо всех прочих делах и планах — настолько сильно она затягивает, и такой в ней большой простор для творчества. В попытках застроить целиком карту и создать город своей мечты можно провести пару недель или даже месяцев, так что свой ценник новинка наверняка оправдает — вы проведёте в ней много приятных часов.

Почему даже сейчас стоит играть в ArcheAge

Однако, после того, как вы всё увидите и испытаете, повторять этот опыт вовсе не факт, что решитесь. Во-первых, не каждый захочет снова и снова сам себя развлекать и придумывать цели в условиях, когда об этом не позаботились геймдизайнеры. Во-вторых, нестабильная сложность разных составляющих, их далеко не идеальная стыковка друг с другом и разные неприятные мелочи мешают испытывать восторг от игры. Иногда даже жалеешь, что поддался Skylines II и провёл в ней столько времени, так как усилия не всегда вознаграждаются. Для сравнения, от той же Sid Meier’s Civilization подобных неприятный эмоций не испытываешь, а послевкусие — это тоже важно.

Часть недочётов исправят патчами, оставшиеся — вполне могут устранить в будущих DLC. И ещё лучше Cities: Skylines II наверняка станет после появления фанатских модов, пусть даже они будут распространяться не через Steam, а через собственный сервис Paradox. Так что будущее у главной новинки в жанре наверняка будет светлым.

-12

Едва ли кто-то всерьёз рассчитывал, что Cities: Skylines II сможет уже на релизе по всем параметрам превзойти оригинал, который много лет расширяли и дорабатывали. Однако не отругать продолжение за плохую производительность и целый ряд недочётов было бы тоже неправильно. Новинка дальше от идеала, нежели можно было ожидать. Учитывая опыт разработчиков, они явно были способны на большее.

Пока что Cities: Skylines II не та игра, которую нужно срочно покупать всем поклонникам жанра. Но если вы всё-таки её запустите, то удовольствие вам гарантировано.

Оценка: 7.5/10