Найти в Дзене

От увлекательного развлечения к дидактическому инструменту: адаптация игры "Мемори" к потребностям ДОУ

Ребята, привет. Совсем недавно беседовали о дидактических материалах и проблеме их наличия в детских садах. Помните, я говорила о том, что в самостоятельном изготовлении педагогами элементов образовательной среды среди приличного количества минусов есть все же несколько плюсов. И про один из них в этой статье. На конкретном примере.

Ну а если вы еще не читали статью, о которой я говорю, самое время прочитать и поделиться своими мыслями на этот счет. Переходите по ссылке:

Итак, я хочу рассказать не только об одном детском увлекательном развлечении, но и образовательном инструменте - игре "Мемори". Вернее о ее адаптации к потребностям дошкольного образовательного учреждения.

От увлекательного развлечения к дидактическому инструменту: адаптация игры "Мемори" к потребностям ДОУ
От увлекательного развлечения к дидактическому инструменту: адаптация игры "Мемори" к потребностям ДОУ

Удивлять не планирую, каждый знает, что «Мемори» - это набор парных карточек, где изображения могут быть любыми: игрушки, фрукты, овощи, сюжетные картинки, изображения животных или героев мультфильмов. Развитию и формированию чего эта игра способствует?

  • Как следует из названия, игра прежде всего развивает кратковременную зрительную память.
  • Концентрация и логическое мышление в ходе выработки стратегии поиска пар, анализа предыдущих ходов своих и играющих сверстников.
  • В ходе игры дети учатся проявлять терпение, а также управлять своими эмоциями при неудачах.
  • Хотя это далеко не главная задача игры, переворачивание карточек также помогает развивать мелкую моторику.
  • Ну и, естественно, социальные навыки, как и любая коллективная деятельность.

Как видите, игра "Мемори" может принести множество выгод для когнитивного развития ребенка. И совсем необязательно покупать эту игру в магазине. Ее очень просто сделать, и на ту тему, которая необходима вам в данный момент. А детям старшего дошкольного возраста можно даже предложить изготовить "Мемори" самостоятельно. Понадобится то, с чем дети регулярно взаимодействуют: бумага, цветные карандаши/фломастеры, ножницы. Пусть сами придумают тему игры и необходимые изображения. Дети охотно откликаются на подобные активности. Для педагога чем хорошо - и самостоятельная детская деятельность организована, и требования ФГОС ДО соблюдаются. Кроме того, эта работа будет способствовать развитию у дошкольников аналитических умений, коммуникативной компетентности и прочих важных аспектов личности.

Дидактическое пособие "Мемори: признаки осени" я сделала еще в сентябре, но обработала материалы только сейчас. Но ведь осень в самом разгаре? Хоть в нашем регионе листва опала почти полностью. В общем, моя игра "Мемори" (как вы уже увидели в названии) о признаках осени. И об их объединении в видовые и родовые обобщения.

И давайте немного затронем тему обобщений. Конечно, детям мы так никогда не скажем, но владеть теоретической базой обязаны. Чем отличаются видовые и родовые обобщения на примере признаков осени.

Шаблон для изготовления игры "Мемори: признаки осени" размещён в подписке Премиум (уровень "Старт - базовый доступ"). Подключить Премиум можно здесь, перед подключением, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием уровней.

Кстати, чтобы легче было дифференцировать эти понятия, достаточно вспомнить биологические таксоны, из которых "вид" - самый наименьший (для школьного курса), а "род" непосредственно над ним. В методике речевого развития соподчинение аналогичное.

"Признаки осени" можно рассматривать как родовое обобщение, так как это обширная категория, которая включает в себя множество различных явлений и характеристик, относящихся к данному времени года.
Когда мы говорим о конкретных явлениях внутри этого родового понятия, например, "листопад", "погода" или "поведение животных", мы можем рассматривать их как видовые обобщения внутри категории "Признаки осени".
Таким образом:
"Признаки осени" — родовое обобщение.
"Листопад", "Погода", "Поведение животных" — видовые обобщения внутри категории "Признаки осени".

Таким образом, не освоив видовые обобщения, нельзя осваивать родовое.

В моей версии "Мемори" 12 пар карточек с изображениями. Итого 24 штуки. Здесь публиковала короткое видео о процессе изготовления:

Начать играть можно и с малышами - просто возьмите пары 3-4 с наиболее близкими детям признаками. Это могут быть серая туча с дождем, зонтик, сапожки, шарфик. И здесь уже можно работать с первым видовым обобщением - "погода".

На а детям старшего дошкольного возраста можно предлагать весь комплект.

Комплект дидактического пособия "Мемори: признаки осени"
Комплект дидактического пособия "Мемори: признаки осени"

Подготовка к игре заключается в том, чтобы тщательно перемешать карточки и упорядоченно разложить их на столе тыльной стороной кверху. Какие правила? Думаю, всем они известны.

  1. Игроки по очереди переворачивают две карточки, пытаясь найти пару.
  2. Если карточки совпадают, игрок забирает их себе и делает ещё один ход. Если карточки не совпадают, они возвращаются на свои места лицевой стороной вниз. Ход переходит к следующему игроку.
  3. Игра завершается, когда на столе не остается карточек. Выигрывает тот, кто собрал больше. Соответственно, карточки пересчитываются, дети делают вывод. А подготовишки могут посчитать и "двойками", почему бы не подключить сюда математику.

Что здесь важно нам, педагогам? В ходе игры необходимо проговаривать с детьми, что изображено на карточке. Это поможет детям активизировать и расширить их словарный запас.

Чем можно усложнить? Добавить больше карточек или использовать карточки с более сложными и редкими осенними объектами или явлениями. Можно предложить детям искать карточки только с теми изображениями, которые соответствуют конкретному видовому обобщению: у Саши "погода", у Маши "растительный мир", у Вани "животный мир". Ну а по окончании игры можно провести беседу о том, какие изображения были на карточках, какие из них были самыми запоминающимися и какие ассоциации у детей вызывает осень.

Друзья, образовательный потенциал можно найти в большинстве привычных нам вещей. Используете "Мемори" в работе? Напишите об этом в комментариях.

Ну и не пожалейте лайка для этой статьи - вам не сложно, мне, как говорится, приятно. Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы не пропустить новые материалы. Всем добра.