Ребята, привет. Совсем недавно беседовали о дидактических материалах и проблеме их наличия в детских садах. Помните, я говорила о том, что в самостоятельном изготовлении педагогами элементов образовательной среды среди приличного количества минусов есть все же несколько плюсов. И про один из них в этой статье. На конкретном примере.
Ну а если вы еще не читали статью, о которой я говорю, самое время прочитать и поделиться своими мыслями на этот счет. Переходите по ссылке:
Итак, я хочу рассказать не только об одном детском увлекательном развлечении, но и образовательном инструменте - игре "Мемори". Вернее о ее адаптации к потребностям дошкольного образовательного учреждения.
Удивлять не планирую, каждый знает, что «Мемори» - это набор парных карточек, где изображения могут быть любыми: игрушки, фрукты, овощи, сюжетные картинки, изображения животных или героев мультфильмов. Развитию и формированию чего эта игра способствует?
- Как следует из названия, игра прежде всего развивает кратковременную зрительную память.
- Концентрация и логическое мышление в ходе выработки стратегии поиска пар, анализа предыдущих ходов своих и играющих сверстников.
- В ходе игры дети учатся проявлять терпение, а также управлять своими эмоциями при неудачах.
- Хотя это далеко не главная задача игры, переворачивание карточек также помогает развивать мелкую моторику.
- Ну и, естественно, социальные навыки, как и любая коллективная деятельность.
Как видите, игра "Мемори" может принести множество выгод для когнитивного развития ребенка. И совсем необязательно покупать эту игру в магазине. Ее очень просто сделать, и на ту тему, которая необходима вам в данный момент. А детям старшего дошкольного возраста можно даже предложить изготовить "Мемори" самостоятельно. Понадобится то, с чем дети регулярно взаимодействуют: бумага, цветные карандаши/фломастеры, ножницы. Пусть сами придумают тему игры и необходимые изображения. Дети охотно откликаются на подобные активности. Для педагога чем хорошо - и самостоятельная детская деятельность организована, и требования ФГОС ДО соблюдаются. Кроме того, эта работа будет способствовать развитию у дошкольников аналитических умений, коммуникативной компетентности и прочих важных аспектов личности.
Дидактическое пособие "Мемори: признаки осени" я сделала еще в сентябре, но обработала материалы только сейчас. Но ведь осень в самом разгаре? Хоть в нашем регионе листва опала почти полностью. В общем, моя игра "Мемори" (как вы уже увидели в названии) о признаках осени. И об их объединении в видовые и родовые обобщения.
И давайте немного затронем тему обобщений. Конечно, детям мы так никогда не скажем, но владеть теоретической базой обязаны. Чем отличаются видовые и родовые обобщения на примере признаков осени.
Шаблон для изготовления игры "Мемори: признаки осени" размещён в подписке Премиум (уровень "Старт - базовый доступ"). Подключить Премиум можно здесь, перед подключением, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием уровней.
Кстати, чтобы легче было дифференцировать эти понятия, достаточно вспомнить биологические таксоны, из которых "вид" - самый наименьший (для школьного курса), а "род" непосредственно над ним. В методике речевого развития соподчинение аналогичное.
"Признаки осени" можно рассматривать как родовое обобщение, так как это обширная категория, которая включает в себя множество различных явлений и характеристик, относящихся к данному времени года.
Когда мы говорим о конкретных явлениях внутри этого родового понятия, например, "листопад", "погода" или "поведение животных", мы можем рассматривать их как видовые обобщения внутри категории "Признаки осени".
Таким образом:
"Признаки осени" — родовое обобщение.
"Листопад", "Погода", "Поведение животных" — видовые обобщения внутри категории "Признаки осени".
Таким образом, не освоив видовые обобщения, нельзя осваивать родовое.
В моей версии "Мемори" 12 пар карточек с изображениями. Итого 24 штуки. Здесь публиковала короткое видео о процессе изготовления:
Начать играть можно и с малышами - просто возьмите пары 3-4 с наиболее близкими детям признаками. Это могут быть серая туча с дождем, зонтик, сапожки, шарфик. И здесь уже можно работать с первым видовым обобщением - "погода".
На а детям старшего дошкольного возраста можно предлагать весь комплект.
Подготовка к игре заключается в том, чтобы тщательно перемешать карточки и упорядоченно разложить их на столе тыльной стороной кверху. Какие правила? Думаю, всем они известны.
- Игроки по очереди переворачивают две карточки, пытаясь найти пару.
- Если карточки совпадают, игрок забирает их себе и делает ещё один ход. Если карточки не совпадают, они возвращаются на свои места лицевой стороной вниз. Ход переходит к следующему игроку.
- Игра завершается, когда на столе не остается карточек. Выигрывает тот, кто собрал больше. Соответственно, карточки пересчитываются, дети делают вывод. А подготовишки могут посчитать и "двойками", почему бы не подключить сюда математику.
Что здесь важно нам, педагогам? В ходе игры необходимо проговаривать с детьми, что изображено на карточке. Это поможет детям активизировать и расширить их словарный запас.
Чем можно усложнить? Добавить больше карточек или использовать карточки с более сложными и редкими осенними объектами или явлениями. Можно предложить детям искать карточки только с теми изображениями, которые соответствуют конкретному видовому обобщению: у Саши "погода", у Маши "растительный мир", у Вани "животный мир". Ну а по окончании игры можно провести беседу о том, какие изображения были на карточках, какие из них были самыми запоминающимися и какие ассоциации у детей вызывает осень.
Друзья, образовательный потенциал можно найти в большинстве привычных нам вещей. Используете "Мемори" в работе? Напишите об этом в комментариях.
Ну и не пожалейте лайка для этой статьи - вам не сложно, мне, как говорится, приятно. Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы не пропустить новые материалы. Всем добра.