Найти тему
Молодость в сапогах

Земли раздора или как легко спустить все нажитое непосильным трудом.

В это же самое время почти 80 лет назад (79, если точно) советские войска штурмовали немецкие позиции на полуострове Сырве - небольшой полоске земли на южной оконечности ныне эстонского острова Сааремаа (Эзель). 29.10.44 два полка 109-й стрелковой дивизии попытались прорвать оборону противника, но безуспешно. Немцы основательно укрепили полуостров и держались за него отчаянно. Причина такого упорства - стратегически важное его расположение.

Полуостров Сырве. Современный вид.  С аэродрома на острове Эзель советские бомбардировщики вылетали бомбить Берлин в августе-сентября 1941. Войска Красной Армии обороняли этот район до  октября 1941, чему способствовали заранее возведенные береговые укрепления и батареи, но затем были вынуждены отступить на полуостров Сырве, где и приняли последний бой - эвакуировать удалось только небольшую группу раненных.
Полуостров Сырве. Современный вид. С аэродрома на острове Эзель советские бомбардировщики вылетали бомбить Берлин в августе-сентября 1941. Войска Красной Армии обороняли этот район до октября 1941, чему способствовали заранее возведенные береговые укрепления и батареи, но затем были вынуждены отступить на полуостров Сырве, где и приняли последний бой - эвакуировать удалось только небольшую группу раненных.
-3

К осени 1944 года полуостров Сырве считался важной военно-морской базой, выгодным плацдармом для возможного контрнаступления противника и одновременно прикрывал фланг Виндавской группировки немцев, являясь, по сути, ключевой позицией для контроля Рижского залива и Балтики вообще. Гитлер приказал оборонять полуостров "до последнего солдата" не просто так (в отчетах о боевых действиях 109 СД есть показания пленных, такой приказ подтверждающих).

При поддержке авиации, буквально стиравшей в порошок вражеские позиции, усиленная танками и самоходными орудиями 109-я СД все-таки очистила полуостров от немцев месяц спустя - к исходу дня 23.11.44, понеся при этом очень существенные потери. Утерянное приходилось возвращать дорогой ценой, враг постоянно пытался зацепиться за плацдармы, географическое расположение которых позволяло в перспективе сохранить контроль над тем или иным районом, над морскими коммуникациями, над господствующими высотами, и т.п., что давало шанс в перспективе перехватить хотя бы временно инициативу и улучшить положение своих войск. События осени 1944 года мы еще как-нибудь опишем отдельно (и, конечно, исключительно по документам), но сейчас хотелось бы поговорить о вопросах более насущных.

Представим на минуточку, что бы было, если немецкие войска, используя принципиальную готовность прибалтийских государств к союзу с Гитлером и опираясь на местные профашистские политические силы, Моонзундский архипелаг занял еще осенью 1939 года, оборудовали бы там базу подводных лодок, военные аэродромы, сформировал десантные силы... Даже без формального вторжения на территорию Эстонии - в рамках кого-нибудь договора "о взаимопомощи". И что с таких позиций они наворотили бы 22 июня 1941 года, тоже представим себе, считая, что Эстония формально нейтральная, но на самом деле ждет-не дождется, когда немцы ломанутся в нашу сторону. И еще Латвия с Литвой в том же духе.

Вынужденная (и еще раз подчеркнем - ВЫНУЖДЕННАЯ) политика СССР по расширению своей территории в конце 30-х - начале 40-х годов не имела ничего общего с захватническими войнами прошлых столетий, когда большой кровью присоединялось очередное княжество или подчинялся непокорный сосед исключительно ради властных амбиций правителя и его ближнего круга. Насколько экономическая выгода и политические преференции от походов всяких гордых владык, королей и даже императоров перевешивали потери и беды населения - вопрос очень спорный, мягко говоря. Что дало Российской Империи включение польских земель? Перманентную смуту и вечного врага, готового примкнуть к любому союзу, лишь бы против России. Что дало России подавление венгерского восстания в 1848 году и спасение прогнившей монархии Габсбургов? Многолетнюю вражду и усиление будущего противника в мировой войне.

В тоже время именно в России "собирание земель" часто носило вынуждено-оборонительный характер. Так расширение Империи на восток и юго-восток являлось, в том числе, профилактической мерой защиты от постоянных набегов и нападений на российские объекты - военные и гражданские. Было бы просто глупо пытаться сохранять границу с народами, основой мироощущения которых является лихой набег на соседей, как единственно достойное занятие для мужчин. Бесконечная пограничная война могла быть закончена только двумя способами - тотальным уничтожением любителей набегов либо их включением в состав империи с перенаправлением кипучей энергии в другое русло.

Похожим образом вынуждено было поступать советское руководство в конце 30-х, понимая, что впереди неизбежная большая война. Оно стремилось максимально обезопасить крупные промышленные и административные центры, транспортные узлы, обеспечить контроль над морскими и сухопутными коммуникациями в стратегически важных районах. Вхождение в состав СССР республик Прибалтики - это как раз такое "обеспечивающее" решение, как и Зимняя война, кстати. Не сделай СССР то, что сделал, те же самые территории заняли бы немцы, получив огромные преимущества в плане начала агрессии против нашей страны, в том числе в виде ресурсов и дополнительных воинских контингентов. И тогда неизвестно еще, насколько бы выросла цена нашей Победы. Ничего демократического к 1940 году в Прибалтике не было и в помине, там установились авторитарные националистические режимы, явно симпатизировавшие Третьему Рейху. А финны начали откусывать территории от терзаемого гражданской войной соседа еще в 1918 году и унялись только после серии основательных оплеух к 1924 году.

Обвиняя советских руководителей в закладывании неких "мин замедленного действия", кое-кто, мягко говоря, не всю правду говорит. СССР строился в рамках определенной модели, которая тогда была БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОЙ - иначе партизанская война на годы и повторное завоевание всего того, что успело уже после 17-го года пожить самостоятельно. И, возможно, действительно создались при этом линии напряженности на будущее, кто же знал, что так все обернется...

СССР строился на века, а не из расчета на развал, поэтому не стоял вопрос об организации выгодных рубежей при разграничении республик. Право на отделение декларировалось, но не подготавливалось специально его реализация, не создавались административные предпосылки, границы были чисто номинальными и условными. Однако в преддверии войны политическое и военное руководство СССР старалось обеспечить наиболее выгодное в плане обороны начертание государственных границ и зон влияния, а не некие "экономические интересы элит" любой ценой. Вот тут разница с "текущим моментом" принципиальная.

Экономическое сотрудничество с Германией не могло отменить грядущей схватки не на жизнь, а на смерть - все это прекрасно понимали - и у нас и в Рейхе. Шла очень сложная и очень тонкая игра, которая внешне оформлялась договорами и пактами, но истинный ее смысл секретом "для высших эшелонов" не являлся. СССР готовился встретить германское вторжение возможно дальше от своих промышленных районов, крупных городов, портов и транспортных узлов, максимально укрепив Вооруженные силы и создав в восточной части страны резервные производственные мощности. Германия старалась, временно отложив экспансию на восток, без помех заглотить и переварить побольше в других регионах и разогнать свою военную машину во всю мощь, чтобы потом обрушить ее удар на СССР в наиболее удобный момент.

Соответствующе районы надо было поставить под свой контроль, пока это не сделал потенциальный противник, но не провоцируя прямого столкновения раньше времени. Что-то уступить, где-то подыграть.

Подтверждение вышесказанному можно найти в докладах советской разведки предвоенного периода. Приведем несколько примеров ( в этой публикации один, остальные в продолжении).

Сообщение наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии в ЦК ВКП(б) и СНК СССР об отношении Финляндии к СССР и возможных мерах по защите Аландских островов. (13 января 1939 г.)

Шифр хранения: Архив СВР России / Л. 77–78. Оригинал доступен в Президентской библиотеке.
Шифр хранения: Архив СВР России / Л. 77–78. Оригинал доступен в Президентской библиотеке.

Текст читается без увеличения плохо, продублируем:

" Нами получено агентурное сообщение, что английское министерство иностранных дел разослало своим послам в Европе доклад английского посла в Финляндии Сноу об отношении Финляндии к СССР и о беседе Сноу с бывшим министром иностранных дел Финляндии Холсти по вопросам об Аландских островах.

В беседе с Сноу Холсти заявил:

"В случае войны Германии с СССР, Германия, опасаясь оккупации русскими Аландских островов, потребует от правительства Финляндии усиления мер по защите этих островов. Русские, в свою очередь, укажут финнам на опасность оккупации Аландских островов немцами. Только соединенная финско-шведская оборона Аландских островов исключает возможность хозяйничанья на Аландских островах как России, так и Германии."

Далее в своем докладе Сноу сообщает, что 28 сентября германский посол сделал ряд предложений финляндскому правительству относительно этих островов. Но в чем заключаются эти предложения, он не знает.

Сноу по вопросу распределения сфер влияния в Балтийском бассейне делает следующий вывод: Германия вероятно захватит и укрепит эстонский остров Эзель, а СССР - остров Гогланд."

В реальности на острове Эзель (он же Сааремаа) возникли советская военная база и укрепленный район еще до присоединения Эстонии к СССР - по договору от 28 сентября 1939 года. Остров Гогланд стал советским по результатам Зимней войны, тут наши бойцы продержались до декабря 1941 года. Предупреждение разведки было услышано и меры приняты.

Вот так "мины закладывались" в Сталинские времена. Гогланд, кстати, по договору 1947 года признан советским, так сказать, без вариантов.

А потом наступил 1991 год и трое участников Беловежского сговора поделили великую страну на уделы, не думая, как и что будет потом, а только торопясь закончить дело, пока народ не спохватился. Не думал Первый президент, когда изо всех сил "качал лодку", и без того уже давшую течь, где и на каких рубежах придется потом защищаться "новой свободной России", т.к. и защищаться он не собирался. Достаточно послушать речь в Конгрессе США. Если кто не знаком с этим эпохальным выступлением, настоятельно рекомендуем изучить:

Не думал, хотя мог бы... Чтоб потом на Ленина и Сталина не валить, мол они во всем виноваты, поотписывали налево-направо исконно русские земли. Если бы целью процессов 1990-991 года было создание той самой Великой, а не вечно встающей с колен России, не просто захват власти и активов на подконтрольной территории, то и разделение Союза могли бы провести грамотно, поэтапно. Обеспечив себе выгодные условия и надежные рубежи. Но нет! Надо было хапнуть побыстрее, что смог, и метнуться за подтверждением полномочий в Америку, пока не это самое.

Вот так, уважаемые читатели, оно и бывает всегда. История есть политика опрокинутая в прошлое, как сказал один умный англичанин. Пришло время - и про красные флаги вспомнили и про достижения СССР. Ибо шутки явно кончились. Пришло время - и решили встретить врага упреждающим ударом, не дожидаясь, пока он опять под Питером на расстоянии выстрела из пушки объявится. Вот только интересы бизнеса и интересы страны - совершенно разные понятия. Отсюда и результаты разные. Так что 22 июня у нас еще впереди. Хорошо, что маски сброшены, плохо, что очень многие мечтают обратно к уважаемым партнерам попасть в круг друзей и сидят эти многие отнюдь не на рядовых должностях.

У России есть шанс подготовиться к борьбе, которая пойдет всерьез, пока еще идет только разведка боем. От уровня и качества этой подготовки, от решительности руководства и сплоченности общества зависит, где мы встретим врага - на наших границах, внутри их (не дай Бог) или вне наших границ, на чужой территории, которая чужой уже без вариантов останется на века, чего ее жалеть, своих лучше пожалейте.