Найти в Дзене
По волнам моей памяти.

Как учат военных связистов

фото из интернета.
фото из интернета.

Виктор Борщев рассказывает о своей учебке:

Немного с опозданием, но как говорят, лучше поздно, чем никогда. Хочу рассказать как учился на радиотелеграфиста.
После прохождения КМБ меня направили учиться на мастера ИТСО (инженерно-технические средства охраны, сигнализация) в учебный полк. Учебный полк дивизии находился в 50ти км от Ташкента. Рядом с полком проходила железная дорога, за которой начинались сопки. С другой стороны от полка была степь. В полк направляли учиться со всех частей дивизии.

1 и 2 роты учились на командиров отделений, 3 и 4 - водители и командиры автоотделений, они находились в самом Ташкенте. 5я рота 2 взвода ИТСОшники и 1 взвод радиотелеграфисты. И 6я рота проводники СРС (служебно-розыскных собак). Всех, кто приехал учиться на ИТСО и радиотелеграфистов проверили на слух и зрительную память, некоторых перетасовали. Так я из ИТСОшников попал учиться на радиотелеграфиста. День у нас начинался как и у всех с зарядки, потом завтрак. После завтрака в класс. В классе каждый стол был оборудован парой телеграфных ключей и парой головных телефонов (наушников). Когда один из курсантов пожаловался что у него не работают наушники, командир взвода ответил ему: запомни, наушников не бывает, бывают нап**дники и головные телефоны. Занятия у нас в основном вёл инструктор-сержант. Спокойный, интеллигентный парень на год старше призывом.
Морзянку начали учить с нескольких простых букв, потом каждый день добавлялосьпо по три, четыре буквы. Он передавал, а мы записывали. Потом отрабатывали передачу. Давали одинаковые бланки с буквами мы добили на ключе, а инструктор выборочно прослушивал. Когда выучили больше половины букв, инструктор постепенно увеличивал скорость передачи. Потом спрашивал кто принял, проверял правильно или нет. Потом выучили цифры. После обеда в основном занимались опять в классе. Изучали устройство радиостанций и совершенствовали приём /передачу. Но были у нас и полевые выходы.

Когда кто-нибудь накосячит, следовала команда "взвод, выходи строиться" . Шли вооружаться, потом шли в техпарк, получали УКВ радиостанции Р-105. Радиостанцию за спину, вещь мешок на грудь, скатка вокруг него, противогаз через плечо. На ремне подсумок, фляжка и саперная лопатка. Кому не хватало р/станций, вешали катушку с полевкой и вперёд по сопкам. Сержанты на легке бежали сзади с гибкими антеннами Куликова на тросике, подгоняли отстающих. Так нас отучали от косяков.
Когда выучили морзянку и основные коды для радио обмена взвод разделили по парам. Половина взвода с КВ р/станциями выезжала в сопки, а половина оставалась в полку и каждый вёл радио обмен со своим напарником. В напарники ко мне попал Серёга из Харькова. Он до армии ходил в какой-то радиокружок, немного знал морзянку. У меня тоже прием/передача были на отлично. Так что мы были первой парой во взводе.

Кроме работы на ключе учили работать на телеграфом аппарате СТ-2, который печатает телеграммы на ленточеке. Учили печатать всеми пальцами не глядя на клавиатуру. Сидишь, печатаешь, перед тобой на аппарате картонка с набором букв. А сзади прохаживается кто нибудь из сержантов. Если кто то опустил голову, посмотреть на клавиатуру, сразу получал от сержанта по шее. Учёба длилась 4,5 месяца. В средине ноября весь взвод, за исключением 3х человек, сдал на 3й класс и разъехался по своим полкам.

Серёге, напарнику моему присвоили мл. сержанта и оставили в учебном полку командиром отделения. Я тоже не попал в свой Душанбинский полк, распределили в Ташкентский.
В учебный полк попал ещё раз через год. Приехал сдавать на 1ый класс. Там и увиделся снова с Серёгой, он уже был ст. сержант.