Обзор немецких медиа
🗞(+)WirtschaftsWoche в статье «Война на Ближнем Востоке: блокада региона может поставить под угрозу мировую торговлю нефтью» рассказывает, что Иран угрожает эскалацией конфликта с Израилем. Например, он может закрыть Ормузский пролив. Спутниковые снимки показывают, насколько сильно это повлияет на экспорт саудовской нефти. Уровень упоротости: отсутствует 🟢
Нефть в мире пока не кончается. Её просто нужно доставить туда, где она будет потребляться. Для того чтобы сырая нефть и жидкие нефтепродукты попали на мировые рынки, например, с отгрузочных терминалов в Персидском заливе, их приходится перевозить танкерами через проливы. Так, через Ормузский пролив проходит почти 21 млн. баррелей - около трети из примерно 60 млн. баррелей, ежедневно перемещаемых по мировому океану.
Через пролив, соединяющий Персидский залив с Индийским океаном и имеющий в самом узком месте ширину 33 км, проходят два судоходных пути в территориальных водах Султаната Оман и Ирана. Ширина каждого из них составляет всего две морские мили.
Существуют обходные пути в обход Ормузского пролива - трубопроводы из Абу-Даби и Саудовской Аравии. Однако их пропускная способность ограничена и составляет примерно 6,6 млн. баррелей в сутки.
Поэтому возможная блокада этого морского узкого места Ираном в ходе эскалации ближневосточного конфликта, например, в результате объявленного несколько дней назад Израилем наземного наступления на сектор Газа, висит над нефтяным рынком как дамоклов меч.
Современные спутниковые снимки показывают, насколько важен этот регион для мировых поставок нефти. Например, один из крупнейших наливных терминалов в саудовском Рас-Тануре, который напрямую пострадает от блокады. На снимках видны несколько десятков нефтяных резервуаров различных размеров, а также буровые установки, извлекающие нефть из недр земли к юго-востоку от Рас-Тануры.
Нефтяное месторождение Манифа имеет огромное значение и для нефтяной компании Saudi Aramco. В общей сложности более 20 платформ образуют здесь цепь островов, с которых Saudi Aramco контролирует добычу нефти. Месторождение было открыто несколько десятилетий назад, но введено в эксплуатацию только в 2000-х годах. Для этого было завезено 45 млн. куб. м песка. Дорога ведёт к узкому мосту, соединяющему километровый комплекс с материком. Объем добычи составляет 900 тыс. баррелей в день.
Война на севере может привести к серьёзным сокращениям в нефтяном бизнесе - если Иран примет решение о её продолжении. Иран предостерёг Израиль от наземного наступления в секторе Газа. И наоборот, у Израиля может возникнуть соблазн нанести ответный удар по Ирану - особенно если поддерживаемая Ираном «Хезболла» окажется более вовлечённой в конфликт и будет всё чаще обстреливать Израиль ракетами из Ливана.
Как отреагирует Иран на ответный удар Израиля, например, на бомбардировку иранских ядерных объектов? В последние годы вооружённые силы Исламской Республики неоднократно преследовали международные суда в Ормузском проливе. В частности, в последние четыре года Иран использовал глобальную зависимость от Ормузского пролива для демонстрации своей мощи. Четыре года назад при проходе через пролив был захвачен танкер под британским флагом. В 2021 г. иранские силы захватили танкер под флагом Южной Кореи, а в июле этого года они пытались захватить два танкера.
По данным Министерства обороны США, за последние годы Иран атаковал или захватил в общей сложности 20 торговых судов.
Проблемы могут возникнуть не только с поставками нефти. В Кувейте и Катаре расположены крупные заводы по производству СПГ, доступ к которым также возможен только через Персидский залив.
Богатый газом эмират является важнейшим экономическим партнёром Германии на Ближнем Востоке и поддерживает движение ХАМАС. Для немецкого правительства эти межконтинентальные связи также являются испытанием на выносливость.
В 80 км к северо-востоку от Дохи Катар эксплуатирует огромный промышленный комплекс, являющийся крупным центром перевалки СПГ. На спутниковых снимках видно, как этот объект, являющийся одной из основ богатства Катара, в последние годы растёт и развивается.
Но решится ли Иран на полное закрытие Ормузского пролива? Это вопросом. Три четверти нефти из Персидского залива попадает в Азию, почти половина - в Китай и Индию. Правительства этих стран, скорее всего, будут оказывать все свое влияние на Иран, чтобы он хотя бы гарантировал поставки в Азию. Большая часть нефти поступает в Китай, Сингапур, Южную Корею и Японию через Малаккский пролив - в общей сложности почти 16 млн. баррелей в день. Около трёх миллионов баррелей для Европы и Америки идут коротким путём через 26-километровый пролив Баб-эль-Мандеб («Ворота слёз»), а затем танкерами через Суэцкий канал или по трубопроводу Sumed в египетский город-порт Александрию попадают в Средиземноморье.
«Я не думаю, что в интересах Ирана закрывать Ормузский пролив», - говорит Кормак Мак-Гарри. Но если Израиль предпримет ответные меры против Ирана и Иран атакует связанные с Израилем суда в Ормузском проливе, это, безусловно, будет более жестоким, чем раньше, считает морской аналитик из Лондона. По его словам, судовладельцы также очень осторожны. Они вынуждены заранее уведомлять страховщиков судов о проходе через Ормузский пролив.
Поэтому последние могут оперативно реагировать на любые события, считает Нил Робертс, секретарь Объединённого военного комитета - страховой организации, также базирующейся в Лондоне и устанавливающей уровни риска для международного судоходства. Если страховщики судов посчитают, что эскалация насилия возможна, судовладельцы будут вынуждены перенаправить свои суда на альтернативные - и более длинные - маршруты. Это неизбежно приведёт к перебоям и скачкам цен на рынке нефти.
У Саудовской Аравии есть несколько альтернативных портов в Красном море. Из порта Янбу суда могут попасть в Суэцкий канал всего за несколько морских миль.
Авторы: Янник Детерс и Франк Долль. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: если бахнет — нефть взлетит и доллар снова будет по 60 😀