Найти в Дзене
Мекленбургский Петербуржец

🟢🇩🇪📰(+)WiWo: «Война на Ближнем Востоке: блокада региона может поставить под угрозу мировую торговлю нефтью» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)WirtschaftsWoche в статье «Война на Ближнем Востоке: блокада региона может поставить под угрозу мировую торговлю нефтью» рассказывает, что Иран угрожает эскалацией конфликта с Израилем. Например, он может закрыть Ормузский пролив. Спутниковые снимки показывают, насколько сильно это повлияет на экспорт саудовской нефти. Уровень упоротости: отсутствует 🟢

© LiveEO/Sentinel
© LiveEO/Sentinel

Нефть в мире пока не кончается. Её просто нужно доставить туда, где она будет потребляться. Для того чтобы сырая нефть и жидкие нефтепродукты попали на мировые рынки, например, с отгрузочных терминалов в Персидском заливе, их приходится перевозить танкерами через проливы. Так, через Ормузский пролив проходит почти 21 млн. баррелей - около трети из примерно 60 млн. баррелей, ежедневно перемещаемых по мировому океану.

Через пролив, соединяющий Персидский залив с Индийским океаном и имеющий в самом узком месте ширину 33 км, проходят два судоходных пути в территориальных водах Султаната Оман и Ирана. Ширина каждого из них составляет всего две морские мили.

Существуют обходные пути в обход Ормузского пролива - трубопроводы из Абу-Даби и Саудовской Аравии. Однако их пропускная способность ограничена и составляет примерно 6,6 млн. баррелей в сутки.

-2

Поэтому возможная блокада этого морского узкого места Ираном в ходе эскалации ближневосточного конфликта, например, в результате объявленного несколько дней назад Израилем наземного наступления на сектор Газа, висит над нефтяным рынком как дамоклов меч.

Saudi Aramco, Рас-Танура, Аш-Шаркия, Саудовская Аравия 29.04.2021: Огромные нефтяные резервуары компании Saudi Aramco хорошо видны сверху.
Saudi Aramco, Рас-Танура, Аш-Шаркия, Саудовская Аравия 29.04.2021: Огромные нефтяные резервуары компании Saudi Aramco хорошо видны сверху.

Современные спутниковые снимки показывают, насколько важен этот регион для мировых поставок нефти. Например, один из крупнейших наливных терминалов в саудовском Рас-Тануре, который напрямую пострадает от блокады. На снимках видны несколько десятков нефтяных резервуаров различных размеров, а также буровые установки, извлекающие нефть из недр земли к юго-востоку от Рас-Тануры.

Нефтяное месторождение Saudi Aramco, Манифа, Саудовская Аравия 05.11.2012: всего для добычи нефти со дна моря строится более 20 таких островов. Месторождение было открыто несколько десятилетий назад, но было введено в эксплуатацию только в 2000-х годах © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Pleiades
Нефтяное месторождение Saudi Aramco, Манифа, Саудовская Аравия 05.11.2012: всего для добычи нефти со дна моря строится более 20 таких островов. Месторождение было открыто несколько десятилетий назад, но было введено в эксплуатацию только в 2000-х годах © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Pleiades

Нефтяное месторождение Манифа имеет огромное значение и для нефтяной компании Saudi Aramco. В общей сложности более 20 платформ образуют здесь цепь островов, с которых Saudi Aramco контролирует добычу нефти. Месторождение было открыто несколько десятилетий назад, но введено в эксплуатацию только в 2000-х годах. Для этого было завезено 45 млн. куб. м песка. Дорога ведёт к узкому мосту, соединяющему километровый комплекс с материком. Объем добычи составляет 900 тыс. баррелей в день.

Война на севере может привести к серьёзным сокращениям в нефтяном бизнесе - если Иран примет решение о её продолжении. Иран предостерёг Израиль от наземного наступления в секторе Газа. И наоборот, у Израиля может возникнуть соблазн нанести ответный удар по Ирану - особенно если поддерживаемая Ираном «Хезболла» окажется более вовлечённой в конфликт и будет всё чаще обстреливать Израиль ракетами из Ливана.

Как отреагирует Иран на ответный удар Израиля, например, на бомбардировку иранских ядерных объектов? В последние годы вооружённые силы Исламской Республики неоднократно преследовали международные суда в Ормузском проливе. В частности, в последние четыре года Иран использовал глобальную зависимость от Ормузского пролива для демонстрации своей мощи. Четыре года назад при проходе через пролив был захвачен танкер под британским флагом. В 2021 г. иранские силы захватили танкер под флагом Южной Кореи, а в июле этого года они пытались захватить два танкера.

Кувейтская национальная нефтяная компания, Зура, Кувейт 01.04.2013: Пока здесь нет ничего, кроме пустыни © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Sentinel
Кувейтская национальная нефтяная компания, Зура, Кувейт 01.04.2013: Пока здесь нет ничего, кроме пустыни © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Sentinel
12.10.2023: Нефтеперерабатывающий завод, резервуары с нефтью и офисные здания теперь хорошо видны издалека © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Sentinel
12.10.2023: Нефтеперерабатывающий завод, резервуары с нефтью и офисные здания теперь хорошо видны издалека © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Sentinel

По данным Министерства обороны США, за последние годы Иран атаковал или захватил в общей сложности 20 торговых судов.

Проблемы могут возникнуть не только с поставками нефти. В Кувейте и Катаре расположены крупные заводы по производству СПГ, доступ к которым также возможен только через Персидский залив.

Терминал СПГ Кувейтской национальной нефтяной компании, Зура, Кувейт 24.08.2023: Значительная часть сжиженного газа поступает из Катара © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Pleiades
Терминал СПГ Кувейтской национальной нефтяной компании, Зура, Кувейт 24.08.2023: Значительная часть сжиженного газа поступает из Катара © LiveEO/Google Earth, LiveEO/Pleiades

Богатый газом эмират является важнейшим экономическим партнёром Германии на Ближнем Востоке и поддерживает движение ХАМАС. Для немецкого правительства эти межконтинентальные связи также являются испытанием на выносливость.

В 80 км к северо-востоку от Дохи Катар эксплуатирует огромный промышленный комплекс, являющийся крупным центром перевалки СПГ. На спутниковых снимках видно, как этот объект, являющийся одной из основ богатства Катара, в последние годы растёт и развивается.

Qatargas, Рас-Лаффан, Катар 06.10.2023: Не так оживлённо в начале октября © LiveEO/LandSat, LiveEO/Google Earth/Maxar, LiveEO/Sentinel
Qatargas, Рас-Лаффан, Катар 06.10.2023: Не так оживлённо в начале октября © LiveEO/LandSat, LiveEO/Google Earth/Maxar, LiveEO/Sentinel

Но решится ли Иран на полное закрытие Ормузского пролива? Это вопросом. Три четверти нефти из Персидского залива попадает в Азию, почти половина - в Китай и Индию. Правительства этих стран, скорее всего, будут оказывать все свое влияние на Иран, чтобы он хотя бы гарантировал поставки в Азию. Большая часть нефти поступает в Китай, Сингапур, Южную Корею и Японию через Малаккский пролив - в общей сложности почти 16 млн. баррелей в день. Около трёх миллионов баррелей для Европы и Америки идут коротким путём через 26-километровый пролив Баб-эль-Мандеб («Ворота слёз»), а затем танкерами через Суэцкий канал или по трубопроводу Sumed в египетский город-порт Александрию попадают в Средиземноморье.

«Я не думаю, что в интересах Ирана закрывать Ормузский пролив», - говорит Кормак Мак-Гарри. Но если Израиль предпримет ответные меры против Ирана и Иран атакует связанные с Израилем суда в Ормузском проливе, это, безусловно, будет более жестоким, чем раньше, считает морской аналитик из Лондона. По его словам, судовладельцы также очень осторожны. Они вынуждены заранее уведомлять страховщиков судов о проходе через Ормузский пролив.

Поэтому последние могут оперативно реагировать на любые события, считает Нил Робертс, секретарь Объединённого военного комитета - страховой организации, также базирующейся в Лондоне и устанавливающей уровни риска для международного судоходства. Если страховщики судов посчитают, что эскалация насилия возможна, судовладельцы будут вынуждены перенаправить свои суда на альтернативные - и более длинные - маршруты. Это неизбежно приведёт к перебоям и скачкам цен на рынке нефти.

Промышленный порт Янбу, Медина, Саудовская Аравия. На данном снимке два танкера пришвартованы у пирса © LiveEO/Pleiades, LiveEO/Sentinel
Промышленный порт Янбу, Медина, Саудовская Аравия. На данном снимке два танкера пришвартованы у пирса © LiveEO/Pleiades, LiveEO/Sentinel

У Саудовской Аравии есть несколько альтернативных портов в Красном море. Из порта Янбу суда могут попасть в Суэцкий канал всего за несколько морских миль.

Авторы: Янник Детерс и Франк Долль. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: если бахнет — нефть взлетит и доллар снова будет по 60 😀

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»