18 ноября в Японии стартовали продажи дисков с джазовым аниме «Cиний гигант» — экранизации манги Синъити Исидзука о старшекласснике Дае Миямато, который однажды летом решает, что хочет стать лучшим джазистом на свете. Аниме студии Nut («Фури-кури: Шугейз», «Колдунья в погонах») посвящено самому началу его пути, на котором юношу сопровождают барабанщик Сюндзи Тамада и пианист Юкинори Савабэ.
Все музыкальные партии за последнего исполняла пианистка и композиторка Хироми Уэхара, написавшая саундтрек к фильму. Ранее к американскому прокату «Синего гиганта» вышло сразу два интервью с режиссером фильма Юдзуру Татикавой, который известен работой над такими тайтлами, как «Блич», «Врата Штейна», «Люпен III: Женщина по имени Фудзико Минэ», «Атака титанов», «Смертельный парад», «Килл ла Килл» и, конечно, «Моб Психо 100». «Покебол с предсказанием» перевел его беседы с Otaku USA Magazine и ANN, которые позволят больше узнать о создании аниме и джазе (чьи популярность, кстати, росла в Японии с 1920-х, когда страну начали посещать американские и филиппинские музыканты).
У вас впечатляющий послужной список. Как вы вообще занялись созданием аниме?
Я начинал на студии Madhouse, в продакшне. И структура Madhouse в то время была такова: если ты хотел быть продюсером, то шел по пути продюсера, а если хотел быть режиссером, то шел по пути режиссера. Итак, в какой-то момент я пошел по пути режиссера. Я занимался этим в течение двух лет — и стал режиссером аниме в Madhouse. Я проработал там в общей сложности шесть или семь лет, прежде чем стал фрилансером.
Вы режиссировали очень разное аниме. Как вы подходите к каждому проекту?
В Madhouse я действительно понял, что как сотрудник не могу выбирать, чем хотел бы заниматься или какие истории рассказывать. Как только я стал фрилансером, одной из моих главных мантр стало, что мой следующий фильм всегда будет отличаться от моего предыдущего. Это, конечно, сопряжено с трудностями. В случае с «Синим гигантом», например, — это музыкальное аниме, а я не музыкант. Так что я подумал, что это будет мой следующий вызов.
Что ж, раз вы не музыкант, как вы занялись созданием музыкального аниме?
Продюсер [из кинокомпании TOHO] обратился ко мне с оригинальной мангой. Прочитав её, я подумал, что формат сериала подошел бы лучше, но продюсеры настойчиво продвигали идею, чтобы это был полнометражный фильм: так зрители действительно смогут прочувствовать полное звучание джаза в нужной среде, которая в значительной степени определяется объемным звуком. Так что в итоге я взялся за этот проект.
Моя мама, которая была профессиональной музыканткой, посмотрела трейлер вместе со мной и сказала, что уверена, что ты играешь на каком-нибудь инструменте. Музыка была такой хорошей.
(Смеется.) Я только учился играть на фортепиано до шестого класса. Спасибо.
Музыка великолепна. Как вы начали работать с композиторкой Хироми Уэхарой?
В манге есть несколько дополнительных глав, в них мангака упоминает Хироми и то, что ходил на её шоу. Мы с самого начала были почти уверены, что позовем её, поскольку она уже была включена в оригинальную мангу. И вы видите там несколько сцен с партитурами. Я попросил её написать их.
Итак, что же такого было в «Синем гиганте», что по-настоящему привлекло вас в нем?
Меня действительно привлекла эта история. Действительно необычно видеть, как главный герой с такой решимостью и устремлением достигает своих целей. Это не относится к джазу. Это применимо ко множеству аспектов жизни. Это замечательная, очень человеческая история. Это то, что меня по-настоящему зацепило.
Сейчас вас больше интересует джаз?
Конечно! В рамках работы над фильмом я в течение двух лет брал уроки игры на саксофоне и посещал множество джазовых шоу. Так что теперь я очень ценю джаз.
Есть ли что-нибудь еще, что вы хотели бы, чтобы ваши американские поклонники знали о вас и вашей работе?
«Синий гигант» создавался во время пандемии, поэтому производство, очевидно, не могло быть осуществлено так, как мы хотели бы. Но мы действительно почувствовали силу Дая, он верил в себя и оставался на своем пути — это действительно повлияло на нас и действительно помогло нам. Я надеюсь, что этот фильм поможет всем, кто мечтает найти свою путеводную звезду, понять, что они хотят делать... Я надеюсь, что смогу приободрить хотя бы одного человека.
***
Какую джазовую музыку вы слушали, чтобы настроиться на работу над этим фильмом?
На самом деле я прослушал много альбомов Хироми Уэхары, а также Джона Колтрейна.
У меня вопрос об Уэхаре-сан. Она легенда и написала несколько песен для группы Jass в фильме. Каково было работать с ней?
Итак, я был не только режиссером фильма, но и следил за музыкальным оформлением. В перерывах между сообщениями, телефонными звонками и встречами мы очень тесно сотрудничали друг с другом. Однако я позволил Хироми самой позаботиться о технических аспектах музыки. Моей задачей была, скорее, режиссура моментов и выразительности. Когда исполнялось произведение, я отвечал за усиление или подавление экспрессии, монтажные склейки или тайминг, чтобы эмоциональная нота прозвучала в оптимальный момент.
Насколько перфоманс Хироми влияет на фортепианную игру Савабэ на экране?
Всякий раз, когда она играла за Савабэ, она выступала как Савабе. Например, когда Савабэ играет на фортепиано и хочет как бы помочь Тамаде с игрой на барабанах. Есть момент, когда Дай исполняет свое соло, и Савабэ думает:
«О, я не хочу вставать у него на пути».
Хироми вернулась с нотами и сказала:
«Ох, ну и задачка. Ты хотел, чтобы я не путалась под ногами у Дая» или «Тут Тамаде не помешала бы помощь».
Мы очень тщательно прорабатывали партитуру, выстраивая таким образом общее представление о музыке в фильме.
Вы упомянули, что как режиссер следили за тем, чтобы эти эмоциональные моменты присутствовали, а Дай часто говорит об эмоциональном аспекте джаза. Для фильма с таким количеством выступлений — как вы пытались передать эмоции от музыки?
Для меня процесс выражения всех эмоций заключался в том, что я слушал музыку снова и снова. Я писал и рисовал, а потом стирал и начинал сначала. В процессе поиска идеи я переносил её из головы на бумагу, а затем снова стирал. Было действительно интересно, что соло-музыканты, когда выражают себя, находятся в настоящем моменте: это происходит только один раз — и всё. В то время как мой процесс состоял в том, чтобы переписывать снова и снова, пока я, наконец, не доберусь до нужной точки.
Во время этих сольных моментов в фильме есть пара очень абстрактных сцен. Можете ли вы рассказать о работе над ними? В проекте был какой-то конкретный аниматор, который занимался этими абстрактными эпизодами с работал с более абстрактными сценами с изменениями цвета во время сольных выступлений?
У нас была команда, занятая живым джазовым выступлениям, и мы очень внимательно относились к развитию, которого трио добивается на протяжении всего своего путешествия. Мы очень тщательно подходили к выбору цветов, потому что хотели убедиться, что запечатлели этот прогресс. На их самом первом шоу мы сказали:
«Хорошо, давайте не будем использовать эти цвета».
А затем, на их втором шоу:
«Хорошо, они играют уже лучше. Давайте добавим эти цвета, но не будем выделять их слишком сильно».
Мы очень тщательно подходили к созданию этой прогрессии вместе с командой живых выступлений.
В фильме используются технологии 2D, 3D и захвата движения. Можете ли вы рассказать о художественных и практических аргументах, стоящих за каждым из этих решений?
Да, мы в итоге выбрали такую комбинацию, потому что делать всё только в 2D оказалось слишком долго. Например, на создание финального соло Тамады фактически ушло три или четыре месяца. Так что потраченные время и усилия просто не стоили того, чтобы снимать весь фильм в 2D. Вот почему у нас есть различные технологии. Когда мы поняли, что есть вполне конкретная вещь, которую можно изобразить при помощи анимации — это метаморфоза фонов и манипулирование окружающей средой, — мы обнаружили, что это действительно хорошо сочетается с тем, как мы хотим изобразить сольные выступления. Вот почему мы прибегли к этим техникам и на художественном уровне тоже.
Как художник, что вы думаете о мировоззрении Савабэ? О том, что искусство нельзя создать одним лишь упорным трудом; оно также требует таланта?
С одной стороны, он прав. Вы просто надеетесь, что со всем вашим жизненным опытом у вас будут навыки, необходимые для достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, просто иметь талант тоже недостаточно. Вы должны приложить все усилия для этого. Да, в какой-то степени он прав.
На протяжении всей ленты снимается документальный фильм, и сцена после титров подразумевает, что из истории Дая можно извлечь еще кое-что. Есть ли какие-либо планы по продолжению истории в анимационной форме?
У нас были «документальные» фрагменты, потому что в оригинальной манге история еще не закончена. Есть предположение, что Дай стал лучшим джазменом в мире, и именно поэтому снимается документальный фильм. Что касается продолжения — так много классных вещей пришлось вырезать... Есть вероятность, что будет что-то еще.
Чтобы закончить на беззаботной ноте, как вы думаете, какая среда является идеальной для прослушивания джазовой музыки?
Для меня лучшая обстановка — это когда есть алкоголь, хорошая еда, немного темновато, и я наслаждаюсь этим временем с друзьями.
- Все переведенные интервью можно прочитать тут
- Поддержите канал, если уже читаете и любите, что там творится
- Подпишитесь на бусти — там дополнительные обзоры, интервью и стримы