У вас дружный коллектив? А бывает, что вы говорите с коллегой и чувствуете себя странно, хотя все идет как обычно? Возможно, на вашей работе есть «токсики», которым нужно давать отпор. В этой статье найдете 5 признаков токсичного коллектива — и узнаете, что делать, если ваш оказался именно таким.
Как отличить токсичность от незнания
Вот представьте: Таня работает с 09:00 до 18:00 и никогда не пишет коллегам, если рабочий день уже прошел. Она ждет следующего утра, чтобы решить вопрос в комфортное и установленное для всех время. Однако ее коллега Марина постоянно названивает то в 7, то в 8 часов вечера, чтобы уточнить мелочи по работе, о которых она внезапно вспомнила.
Тане кажется, что Марина ее не уважает, ведь сама Таня всегда учитывает контекст и не пишет (и уж тем более не звонит), когда это неуместно. Марина в глазах героини — токсик, потому что не думает о чужом времени.
Однако Марина всегда полагает, что Таня рада ее слышать, и поэтому охотно рассказывает о своих делах. Когда Таня попросила Марину больше не звонить в личное время без предупреждения, девушка все поняла и стала делать заметки, чтобы задать вопросы уже на следующий день.
Вывод: с человеком можно просто поговорить — и окажется, что ваш собеседник вполне понимающий. Он мог не видеть, что его поведение нарушает ваши границы.
Для этого их нужно расставлять. Желательно — через «Я-предложения», в которых вы описываете собственные ощущения, а не даете оценку действиям.
Например
А как тогда распознать именно токсичность?
У токсичности есть конкретная цель, осознаваемая или нет. Если вам помогает разговор — скорее всего, коллега токсичным не был. Если диалог проходит номинально, а поведение коллеги быстро возвращается на прежний уровень, то пора делать выводы.
Еще токсики буквально питаются чужой энергией через сплетни, провокации и негатив, поэтому вы можете чувствовать себя уставшим после общения с ними даже в обычной ситуации.
Токсичность быстро затягивает: если в коллективе есть пара-тройка таких человек, а другие не хотят отстаивать границы, то неприятное поведение может стать новой нормой на работе, а еще — перекочевать в общение с близкими.
Совет: развивайте soft skills, чтобы выстроить экологичные деловые отношения со всеми коллегами и не приносит «рабочие проблемы» в семью.
Токсичный коллектив — это такой, в котором
1. Считают переработки нормой и долгом. Очередной тезис в копилку «семейных» коллективов, где в ответ на фразу об усталости можно услышать: «Мы тут все так!»
Если руководство одобряет и даже никак не поощряет постоянные переработки, возводя их в ранг обычного дела, подумайте: готовы ли вы жертвовать временем ради того, чтобы угодить управленцу, который решил распоряжаться вашей жизнью под прикрытием корпоративных ценностей.
2. Обсуждают друг друга. Отделять рабочее от личного — здоровый подход, ведь любой факт могут подхватить и передавать другим, искажая факты. Работать в атмосфере сплетен невозможно еще и потому, что вас постоянно хотят вовлечь в чужую жизнь вместо того, чтобы проживать свою.
Часто желание влезть не в свое дело маскируют фразой «мы как семья», которая как бы превращает токсичность в искренний интерес и заботу. Но только на словах.
3. Хорошо относятся только на бумаге. У многих компаний есть сайты, на которых хочется написать о себе много красивых слов — про корпоративную культуру, открытость и атмосферу. Хорошо, когда эти слова соответствуют действительности, а не заставляют сотрудников смеяться.
Ведь часто в компаниях, которые пишут про прозрачность процессов, люди не знают своих обязанностей и отвечают за все подряд. А там, где есть «открытость», на директора даже посмотреть боятся.
4. Манипулируют, когда спрашиваете о зарплате. Если вы считаете, что достигаете хороших результатов и заслуживаете прибавки к зарплате, грамотный управленец это отметит: значит, вы знаете себе цену и хотите развиваться именно здесь, а не уходить куда-то еще.
Иногда вперед этого ставят личные убеждения: например, о том, что молодой сотрудник должен лет 7 отработать без повышения, чтобы его заслужить. Или о том, что говорить о деньгах — невежливо, потому что работать надо за идею.
5. Не вникают в вашу работу. Людей нанимают для того, чтобы каждый отвечал за свои дела. Но управленцы могут не вникать в обязанности сотрудников, а только лишь ждать быстрых результатов.
Их любимые фразы — «в смысле так долго», «а что там сложного» и «нам надо вчера». Расставить границы решится не каждый: ответственные сотрудники могут думать, что проблема — в них. Подумайте, не торопят ли вас без причины?
Токсичность — это яд, но есть и противоядие.
Три базовых принципа спокойной жизни
1. Избегайте сплетен. Помните, что относиться к другим нужно так же, как к самому себе. Самые откровенные коллеги могут так же откровенно общаться с другими, выдавая им ваши тайны, а вы этого точно не хотите.
Плюс, в сплетнях вы проживаете чужую жизнь, а могли бы вложить драгоценные часы в обучение и повышение зарплаты — или даже новую классную работу (с нетоксичными коллегами). Мы в Eduson помогаем получить навыки, которые помогают вам самим выбирать из работодателей.
2. Не давайте советов, пока их не попросят. Неприятно, когда люди делают выводы, не зная всей ситуации. Именно так выглядят непрошеные советы: даже если вы хотите позаботиться о коллеге и помочь ему с семейными неурядицами, спросите, нужна ли ему эта помощь и готов ли он услышать ваше мнение. Иначе тем самым токсиком можете стать вы.
3. Знайте себе цену. Манипулируют только теми, кто на это поддается. Замечали, что на некоторых старательных людей складывают все задачи, а других потревожить боятся? Первые могут незаметно для себя сдвигать личные границы, а вторые давно и четко их очертили. Важно давать окружающим понять, что вы вовлечены в работу, но также имеете свои принципы.
А если вы хотите как можно быстрее выстроить комфортные отношения с коллегами, пройдите 👉 курс «Soft Skills для успешной работы».
За 2–3 недели вы научитесь управлять стрессом и конфликтами, правильно расставлять приоритеты, писать убедительные деловые письма и давать обратную связь так, чтобы на вас не обижались.