Найти тему
AndroidLime

Звонят и требуют вернуть несуществующий долг — что делать?

Абоненты нередко получают звонки от неизвестных людей с требованием выплатить несуществующий долг. Что делать, если мошенники требуют вернуть деньги, которые абонент не занимал.

Кто звонит и требует вернуть несуществующий долг?

Чаще всего подобными звонками абонентов беспокоят из коллекторских агентств (или сами кредиторы). Если абонент не брал деньги в долг, не оформлял кредит или микрозайм, то его номер телефона мог оказаться у коллекторов по нескольким причинам:

  • Кто-то другой указал абонента в качестве своего контактного лица и оставил его номер — обычно это делают родственники или друзья.
  • Номер абонента был указан по ошибке (например, кредитор неверно записал номер должника или сам должник неправильно назвал свой номер). В результате неправильный номер на деле принадлежит совершенно другому человеку.
  • SIM-карта абонента ранее принадлежала настоящему должнику, которого и ищут коллекторы.
  • Злоумышленники оформили кредит или микрозайм на паспортные данные абонента (например, если его данные были «слиты» или мошенники получили доступ к его аккаунту на Госуслугах либо доступ к паспорту напрямую).

В редких случаях звонят не коллекторы, а мошенники, которые изначально знают, что абонент на самом деле никак денег не брал. Их задача — запугать жертву или начать шантажировать ее, чтобы та вернула деньги в обмен на спокойствие. Ради этого злоумышленники могут раздобыть информацию о жертве (например, частичные данные ее паспорта, место жительства или информацию о родственниках), которую и будут использовать для давления на человека.

Что делать?

Если звонки от неизвестных становятся более настойчивыми, необходимо выйти на диалог со звонящими. Вначале потребуется выяснить, кто именно звонит, банк или коллекторы, а также точное название организации и ее адрес. Затем необходимо узнать, на чье имя оформлен долг, который у абонента требуют вернуть, и почему именно его номер указан в договоре (например, указан ли он как номер должника или записан в качестве «контактного лица»).

Выяснив все подробности, в случае если звонившие также пошли на контакт, в первую очередь стоит объяснить ситуацию и сообщить, что должником абонент не является и к долгу отношения не имеет. Эффективным может оказаться напоминание о том, что разглашение данных о долгах заемщика третьим лицам (кем и является абонент) незаконно. В конце необходимо попросить убрать свой номер из договора чужого человека и прекратить звонки.

В случае если коллекторы продолжают донимать звонками, можно принять следующие меры:

  • Отправить официальную жалобу на имя генерального директора организации, от которой поступают звонки, по ее адресу.
  • Если есть возможность, лично посетить коллекторское агентство и подтвердить, что номер, указанный в договоре должника, принадлежит другому человеку. Есть вероятность, что на жертву действительно оформили микрозайм неизвестные по ее «слитым» паспортным данным.
  • Отправить жалобу в ФССП, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств или Роспотребнадзор — сделать это можно и онлайн на официальных сайтах этих служб.

Если звонят не коллекторы, а банк, то жалобу необходимо отправлять в саму банковскую организацию. В случае продолжения навязчивых звонков и требований вернуть деньги, которые абонент не брал, необходимо обращаться в Центральный банк.

Важно! Если неизвестные отказываются идти на контакт, не называют организацию, из которой звонят, и продолжают требовать вернуть долг — это чаще всего мошенники. В этом случае с заявлением стоит обращаться в правоохранительные органы, а также к мобильному оператору для блокировки номера злоумышленников.