Накануне Владимир Путин выступил с речью на пленарном заседании XI международного спортивного форума «Россия — спортивная держава», который проходит в Перми.
«Спорт без границ. Открытость миру» - именно так называлось пленарное заседание, которое привлекло наибольшее внимание общественности.
Ни для кого не секрет, что российский спорт переживает труднейшие времена, связанные с санкциями от большинства международных спортивных федераций и МОК.
И света в конце туннеля, увы, не видно.
Многие вопросы до сих пор остаются открытыми, а среди них такие важные темы, как возможность участия наших спортсменов в международных турнирах в нейтральном статусе при соблюдении всех предписанных условий.
Поэтому многие ждали выступления Президента, надеясь прояснить позицию, которую занимают российские официальные лица, когда дело касается столь щекотливых тем.
Так что же сказал Президент? Вот основные моменты его выступления.
О МОК и олимпийском движении
Президент отметил, что по мнению чиновников МОК приглашение на Олимпийские игры превратилось в привилегию, хотя должно было остаться безусловным правом каждого выдающегося спортсмена. Сами Игры, тем временем, стали не объединяющей силой, а инструментом политического давления и этнической дискриминации.
Несмотря на это, в России продолжают считать спорт безусловной ценностью, благодаря которой люди не враждуют, а объединяются.
О спортивных традициях
«Спорт для нас — безусловный государственный приоритет, важнейшая составляющая национальных целей развития», - отметил Путин.
Для России одинаково важно беречь традиции, которые сохранились в нашем спорте, и одновременно с этим внедрять в спортивную жизнь современные инструменты и следовать передовым тенденциям.
Уже в следующем году в Казани состоятся "Игры будущего", объединяющие как традиционные спортивные состязания, так и киберспорт.
О поддержке спортсменов
По словам Президента, огромное внимание будет уделено проведению большого числа соревнований по разным видам спорта как на любительском, так и на профессиональном уровне. Эти соревнования подразумевают наличие призового фонда, что станет стимулом для участия.
Будут проводиться и коммерческие, клубные турниры с участием команд и спортсменов из других стран.
В календаре спортивных мероприятий уже запланировано время на проведение Игр БРИКС, а также Всемирных игр дружбы.
О спорте, доступном каждому
Путин подчеркнул необходимость вовлечения в спортивную жизнь как можно большего числа граждан. Для этого нужно создавать доступную спортивную среду, а также креативно подходить к развитию некоторых видов спорта.
Много внимания привлёк диалог Путина с Ириной Винер. Винер не скрывает своего резко негативного отношения к возможному участию российских спортсменов в нейтральном статусе:
«То в одном мы делаем неправильно, то у нас спортсменов одевают в белую форму под эгидой «сдаюсь», [используя ее] как белый флаг. Без гимна, без наших болельщиков.
Мэр города Парижа вообще сказала, что мы должны выступать [на летней Олимпиаде 2024 года] в команде беженцев. Я думаю, во всяком случае, мои коллеги и дети наши, они не поедут на эти Олимпийские игры в таком статусе. Это позор. Мы привыкли к скандированию нашего гимна, когда поют болельщики наш гимн, поднимают наши флаги, море российских флагов. Самая популярная песня всегда на Чемпионатах мира — это гимн России. И сейчас приехать без всего этого и быть в таком состоянии? Я считаю, что это ниже достоинства такой великой страны как Россия».
Как и следовало ожидать, ответ Президента был менее резким. В целом он согласился с Винер, что Олимпийское движение, в том виде, в котором оно существует сейчас, стремится к вымиранию.
Но акцент в его ответе, да и во всей речи, был сделан не на борьбу с МОК и другими организациями, а на том, чтобы сосредоточиться на развитии альтернативных проектах внутри страны.
Не прибавляют ясности и слова главы ОКР Станислава Позднякова.
Он уверен, что санкции с России снимут к Олимпиаде 2028, и делает акцент на том, что одним из важных направлений работы ОКР является спортивная дипломатия. Решение об отстранении ОКР будет обжаловано в суде.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что в отличие от некоторых российских ведущих глав спортивных федераций, тренеров и журналистов, официальные лица не торопятся сжигать мосты между Россией и МОК. И не стоит ждать, что сверху прозвучит приказ не ехать на ОИ в нейтральном статусе.
Возможно, на ситуацию будут влиять некие решения, связанные с финансированием поездок допущенных спортсменов, с их заработной платой в России и т.п.
В любом случае, легко российскому спорту в ближайшее время не будет. Единственный плюс всей этой ситуации в том, что чиновники наконец-то вышли из зоны комфорта и озаботились спортивной жизнью внутри страны.