Найти тему
Шегарский музей

Матросы с берегов Оби

Читатели старшего поколения, наверное, помнят советский фильм о подводниках «Командир счастливой «Щуки» с Петром Вельяминовым в главной роли.

По словам авторов фильма, сценарий был написан по материалам реальных событий, произошедших в годы войны с разными подводными лодками.

Возможно, в основу сюжета вошёл и бой подводного корабля «Щ-408», на котором старшим рулевым служил старший краснофлотец (матрос) Брагин Николай Дмитриевич, уроженец Малобрагино Шегарского района.

Брагин Н.Д.
Брагин Н.Д.

«Щ-408» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка принадлежала к серии X-бис проекта «Щ» — «Щука». Длина лодки составляла 57 метров, наибольшая ширина – 6,2. Экипаж – 37 человек, вооружение составляли две 45-мм пушки малого калибра и 10 торпед.

Рисунок из открытых источников
Рисунок из открытых источников

«Щ-408» вступила в состав Балтийского флота в сентябре 1941 года и базировалась в Ленинграде.

Замаскированная «Щ-408» у Ленинградского причала. Фото из открытых источников.
Замаскированная «Щ-408» у Ленинградского причала. Фото из открытых источников.

В час ночи 19 мая 1943 г. «Щ-408» вышла в свой первый боевой поход. Она должна была пройти вражеские районы противолодочной обороны и идти на позицию к побережью Швеции, южней Стокгольма.

В районе острова Вайндло она в течение трёх суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море. Взрывом мины были повреждены топливные цистерны, и на поверхность всплывали пятна дизельного топлива.

21 мая эти пятна были замечены с немецкого и финского самолётов, разыскивающих в этих водах другую советскую подводную лодку. Сбросив глубинные бомбы, лётчики вызвали в район находящиеся неподалёку противолодочные корабли.

Три немецких, финский и шведский катера совместно с самолётами в течение нескольких часов бомбили лодку глубинными бомбами, но повреждений «щука» не получила. Однако и уйти или «лечь на дно» она не могла - после трёхдневного перехода аккумуляторные батареи были разряжены, а подзарядить их можно было в надводном положении.

Запасы воздуха иссякли, люди начали задыхаться, терять сознание. Да и пятна дизтоплива предательски указывали местоположение лодки. И командир «Щ-408», капитан-лейтенант Кузьмин принял решение всплыть и дать бой, одновременно выйти на связь с базой и запросить помощи (радиосвязь осуществлялась только в надводном положении). 22 мая, около двух часов ночи лодка всплыла.

В завязавшемся бою против одной «щуки» с двумя открытыми малокалиберными пушками было пять катеров, вооружённых 1-3 20-мм автоматическими скорострельными пушками, а на трёх были установлены 75-мм пушки.

И. Родионов. Подвиг экипажа подводной лодки «Щ-408». Открытка из комплекта «Военно-морской флот Союза ССР в Великой Отечественной войне. Краснознамённый Балтийский флот». Выпуск V, «Изобразительное искусство», Москва, 1979 г.
И. Родионов. Подвиг экипажа подводной лодки «Щ-408». Открытка из комплекта «Военно-морской флот Союза ССР в Великой Отечественной войне. Краснознамённый Балтийский флот». Выпуск V, «Изобразительное искусство», Москва, 1979 г.

В почти двухчасовой перестрелке подводной лодке удалось поджечь два вражеских судна и на одном разбить рубку. Но и сама «щука» получила серьёзные повреждения, от которых, потеряв плавучесть, погрузилась и легла на грунт.

Помощь так и не пришла: дважды в воздух поднимались авиационные группы, и дважды, перехваченные противником, с потерями, возвращались назад. Двое суток под ударами глубинных бомб, оставшиеся в живых моряки вели борьбу за спасение корабля и экипажа.

Вечером 24 мая немецкие акустики перестали принимать шумы с лодки. «Щ-408» навечно упокоилась на глубине 72 метра, войдя в историю как «Балтийский «Варяг».

-5

С марта 1939 года на Балтике нёс службу Евтеев Михаил Андреевич.

Призван он был из Саратова, а вот после войны судьба занесла его в Сибирь, в Малобрагино Шегарского района, откуда родом был Брагин Николай Дмитриевич. Возможно, они даже встречались по службе: старшина 1 статьи М.А. Евтеев был командиром отделения химистов на плавучей базе подводных лодок «Смольный».

«Смольный» (до 1922 г. – «Тосно») в прошлом был грузопассажирским пароходом. Построили его в 1907 г., а в 1916 г. мобилизовали для нужд Балтийского флота. До Великой Отечественной войны он участвовал в боевых действиях Первой мировой, Гражданской и Советско-финской войн.

Плавбаза «Смольный». Фото из открытых источников
Плавбаза «Смольный». Фото из открытых источников

«Смольный» обеспечивал базирование и боевую деятельность подводных лодок флота.

На нём имелись запасы оружия, расходных ремонтных материалов, помещения для проживания личного состава, была возможность обеспечивать ремонт лодок.

При необходимости база могла пополнить на подводных лодках запасы продовольствия, боеприпасов и горючего. Команду корабля составляли разного рода специалисты. К примеру, химисты, в рядах которых служил М.А. Евтеев, обеспечивали кораблям и экипажам защиту от химического оружия противника.

Поскольку база была плавучей, упрощалось использование различных мест базирования, лодки совместно с базой могли расположиться практически в любом порту и даже в открытом море, а при необходимости перейти в другое место.

Служба на таком корабле была не только ответственной, но и опасной: для противника это была «лакомая» цель, с уничтожением которой затруднялась бы боевая деятельность целого ряда подводных судов.

В случае необходимости при атаке вражеских катеров и самолётов, имея 5 45-мм пушек и 4 пулемета, «Смольный» мог за себя постоять. А большие немецкие корабли в воды, где базировались советские подлодки не заходили – побаивались.

Житель села Мельниково Шегарского района Юрьев Пётр Степанович в декабре 1941 года был призван в резервную школу связи Военно-морских Сил, а в сентябре 42-го зачислен радиотелеграфистом на ледокол «Ермак» Балтийского флота.

Юрьев Пётр Степанович
Юрьев Пётр Степанович

В мае 1943 г. П.С. Юрьев в звании старшего матроса назначается командиром отделения постовой службы наблюдения связи того же корабля.

Ледокол «Ермак» был старожилом флота, спущенным на воду в 1898 году и имел славную трудовую и боевую историю (в годы Первой мировой войны проводил караваны военных, торговых и пассажирских судов).

4 октября 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован. На него установили два 102-мм, четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм зенитных орудия и четыре пулемёта. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки.

Ледокол «Ермак»
Ледокол «Ермак»

На момент, когда на ледокол прибыл П.С. Юрьев, тот из-за нехватки топлива, уже стоял на приколе в устье Невы. Однако продолжал числиться боевой единицей и играл роль плавучей батареи, неоднократно отражая налёты немецкой авиации на Ленинград.

В июне 1944 г., когда опасность для города миновала, «Ермак» вернули гражданскому морскому ведомству. А ещё раньше, в мае, большая часть его команды была распределена по другим кораблям и флотам.

Пётр Степанович продолжил службу радиотелеграфистом в 1-й бригаде торпедных катеров Черноморского флота. В это время часть проводила боевые действия по срыву морских перевозок противника между Одессой, Крымом и портами Румынии во время проведения советскими войсками наступательных операций по освобождению южных районов Украины.

С августа 1944 года вместе с другими силами Черноморского флота бригада содействовала войскам 3-го Украинского фронта в боях по освобождению от немецко-фашистских захватчиков болгарских и румынских портов Вилково, Варна, Констанца, Сулина.

Атака торпедных катеров на немецкий транспортный караван. Рисунок из открытых источников.
Атака торпедных катеров на немецкий транспортный караван. Рисунок из открытых источников.