В 1992-м году Роб Хэлфорд по какой-то не совсем понятной причине покинул группу Judas Priest, задумав создать новый супер-проект Fight. Однако еще при записи первого альбома новой своей группы он пожалел о своем опрометчивом решении и начал подбивать клинья к своим бывшим корешам, чтобы вернуться в родную альма-матер. Впрочем, ему в этом было отказано, и тогда разозленный Хэлфорд начал один за другим штамповать сольные альбомы, каждый из которых продолжал музыкальные традиции JP, несмотря даже на то, что все они были записаны в самых разных стилях. А вот сами «Присты» за эти годы так ни на что и не сподобились. Они записали две дохлые пластинки, и, поняв, что без своего творческого мотора больше не могут тянуть эту унылую волынку, позвали его обратно.
Роб Хэлфорд – личность известная, потому я не буду писать его биографию заново и не стану анализировать его способности. Сообщу только один факт, который мне нравится больше всего – среди одного из трех главных своих музыкальных вдохновителей Хэлфорд называет Дэйвида Байрона из Uriah Heep, что, с одной стороны, удивительно, учитывая разные направления, в которых работали эти вокалисты.
Но с другой стороны это не так уж и удивительно, стоит только прослушать ранние альбомы Judas Priest – на них есть несколько баллад, в которых прекрасно чувствуется подражание Хэлфорда Байрону, хотя, конечно же, в этой ипостаси знаменитому металлисту до Байрона далеко.
Однако и Байрону далеко до Хэлфорда в хэви-металле, так что тут как бы все остаются при своих, а на самом деле журнал «Classic Rock» присудил нашему герою 9-е место в рейтинге лучших фронтменов рок-музыки. Интересно, а кто же входит в первую 8-ку? Ну, Фредди – это на 100%, а кто же эти еще 7 счастливчиков? Неужели оперный певец Оззи Осборн, которого Роб пытался копировать, когда выступал в качестве фронтмена Black Sabbath в 1992 и 2004 годах?
Ну ладно, не будем гадать, и поверим в то, что лучше Роба в рейтинге лучшести (по версии журнала, а не по моей) можно считать только и на самом деле более лучших, чем сам Роб, и на этом всё. А вообще-то я хочу написать о том, что потеряли «Присты», когда не уговорили своего фронтмена в 1992-м году не уходить из группы.
До своего ухода Хэлфорд записал с «Пристами» 12 студийных альбомов и два концертника, таких же убойных, как и студийники. И вот дунул маэстре бес в ребро, и пустился он во все тяжкие, оставив свою альма-матер погибать не за понюшку табаку. И вот эта альма-матер не могла оправиться от такой потери целых пять лет (до записи нового альбома), тогда как сам Робби начал заколачивать музыку в стахановском режиме. За те 12 лет, которые он провел в самостоятельных исканиях, он штампанул целых пять огромных долгоиграющих дисков против двух малюсеньких, которые выдали Judas Priest без него.
И какие это были альбомы!
Да, «Присты» изрядно помучились со своим новым фронтменом Тимом «Риппером», который если что-то и мог, то только исполнять некоторые старые хиты группы, не сильно их перевирая. А два студийных альбома – «Jugulator» и «Demolition», только опозорили прославленную группу. Я когда услышал первый из них еще в начале 1998-го, пришел в совершеннейший ужас. В такой ужас я не приходил даже когда услыхал Iron Maiden с Блейзом Бэйли, тоже еще одним вокальным недоразумением.
Короче, Judas Priest очень здорово попали. Я не знаю причин, по которым Хэлфорд ушел из группы, но он как-то умудрился записать без нее не менее шикарные альбомы, чем все предыдущие с «Пристами». И вот этот момент показал, кто на самом деле был творческим мотором группы, то есть ее настоящим лидером. И когда этот мотор отсоединился, «Присты» полетели в пропасть, из которой смогли выбраться только тогда, когда этот мотор снова к ним присоединился. Но, впрочем, это я уже повторяюсь, а надо идти дальше по тексту.
Итак, за время своего самостоятельного полета Роб Хэлфорд поучаствовал в трех проектах, с которыми записал пять (5) просто зубодробительных дисков.
1). Fight «War of Words» (1993 г.) ~ 12 песен;
2). Fight «A Small Deadly Space» (1995 г.) ~ 11 песен;
3). 2wo «Voyeurs» (1998 г.) ~ 12 песен;
4). Halford «Resurrection» (2000 г.) ~ 14 песен;
5). Halford «Crucible» (2002 г.) ~ 17 песен.
Первые два альбома были записаны с группой Fight, в которую, помимо неизвестных мне прежде музыкантов вошел и барабанщик Judas Priest Скотт Трэвис. Честно говоря, мне этот Трэвис поначалу совсем не понравился, когда я в 1991-м услыхал альбом JP «Painkiller». За 80-е годы я так привык к относительно незаметной работе барабанщика Дэйва Холланда, что без его барабанов Пристов себе не представлял.
Но когда его в группе сменил Скотт Трэвис со своим манниячным (слово изменено по цензурным соображениям) поведением в студии, музыка «Пристов» так сильно изменилась, что я к этому был просто не готов. Потому сгоряча посчитал «Пэйнкиллер» творческим провалом, особенно учитывая, что на том альбоме не было бас-гитары, и ее, как мог, озвучил на своем синтезаторе нынешний клавишник Deep Purple Дон Эйри.
Но со временем, конечно же, я этот альбом полюбил и начал им восхищаться. Ну, и Скоттом Трэвисом в том числе. И когда я в 1994-м году прикупил «полуфирменную» кассету Fight «War of Words», на вкладыше которой значился и Скотт, я очень обрадовался. И ожидания меня не подвели – я на этой кассете услышал ментальное продолжение JP «Painkiller», правда, в несколько облегченном по идеологической патетике варианте, но патетика музыкальная на новом альбоме была даже круче!
И неважно, что на гитарах были какие-то совсем незнакомые мне музыканты, а не Типтон и Даунинг – маэстро прекрасно продумал музыку своей новой пластинки так, чтобы стилевые отличия гитаристов не сильно бросались в глаза, а на первом плане были именно фронтмен и барабанщик.
Да, и еще бас-гитара присутствовала в живом виде, и еще какая!
Ну, в общем, диск получился шикарным, и для меня он олицетворял именно Judas Priest, а не какой-то там безликий Fight. Да это и был самый настоящий «Прист», несмотря даже на других гитаристов. Ведь лабает сегодня группа без Даунинга, я думаю, что если бы в ней не было и Типтона, то никто бы этого особо и не заметил. Весь упор – на Хэлфорде и Трэвисе.
В общем, закинул я этот альбомчик в коллекцию с «Пристами», и для меня он назывался просто - Judas Priest «Fight War of Words» 1993 года. Ну и всё тут. Это был 13-й альбом прославленных монстров, и я этим был полностью удовлетворен.
На аудио: альбом Fight "War of Words", 1995 г.
И вот наступил 1995 год. «Реальные Присты» помалкивали, а вот Priest-Fight выдали новое творение – альбом «A Small Deadly Space». Правда, это новое творение «Нью-Пристов» меня несколько озадачило, так как имело заметно иное музыкальное направление, и от JP «Painkiller» отличалось настолько, что назвать его «третьей частью» я никак не мог. Музыка на альбоме отличалась и от предыдущего релиза Fight – «War of Words», и я понял, что Роб Хэлфорд начал соскакивать на более прибыльную тогда музыкальную колею – грандж.
Ну, я, в принципе, против гранджа никогда ничего не имел, тем более что Роб даже в этой ипостаси оказался самым настоящим молодцом. Диск получился такой же убойный, как и все предыдущие, записанные с его участием. И я подумал, что если «Присты» решатся на очередной альбом без Хэлфорда, то это тоже будет грандж-музыка, потому что, как я заметил, в те времена очень многие пытались срубить деньжат на наследии «Нирваны».
И, как оказалось, я был прав – альбом JP «Jugulator», наконец-то вышедший в 1997-м с «Риппером» на вокале, более чем наполовину был гранджевым. Даже «Киссы» в том же году выпустили грандж-альбом («Carnival of Souls») – и куда мир начал катиться?!
Ну ладно, Роб и «Нью-Присты» выпустили очередное свое творение, не менее убойное, а «Истинные Присты» не выпустили ничего достойного. Таким образом диск «Jugulator» - это вообще не Judas Priest, и я его в свою «пристовскую» дискографию даже включать не стал.
Но все течет, всё изменяется, и Роб решил создать что-то по-настоящему новое, что больше не напоминало бы ему о его любимой альма-матер. Он выбрал самый радикальный вариант музыки, существовавший к тому времени – индастриал. Под это дело он организовал в 1997 году проект 2wo («Two»), набрал нескольких более-менее известных в узких кругах музыкантов и наваял с ними очень странный как на первый взгляд альбом «Voyeurs», который вышел в следующем, 1998-м.
Да, я когда услышал это творение, я подумал, что музыкальный мир начинает катиться туда, куда не надо бы, с еще более страшной силой. Но после, когда я услышал в 2000-м году точно такой же альбом своего любимого Элиса Купера «Brutal Planet», то я перестал удивляться уже вообще ничему, и очень быстро нашел в альбоме «Voyeurs» корни Judas Priest. Ну, ясно же, что раз Роб Хэлфорд – двигатель «Пристов», то и все его проекты – это исключительно проекты Judas Priest, а проекты «Истинных Пристов» - это проекты, плетущиеся в хвосте музыкальных устремлений своего бывшего фронтмена.
Ну, так и вышло. Когда в 2001 году вышел очередной альбом «Пристов» с «Риппером» на вокале – «Demolition», то это было слепое индастриал-подражание альбому Хэлфорда «Voyeurs». Нет, я не скажу, конечно же, что музыка была такая же, но стиль – тот же самый, хоть и чересчур перетяжеленный, в отличие от альбома Хэлфорда, который сделал свое творение чисто развлекательным, тогда как «Присты» свое сделали в стиле Элиса Купера – пугающим и просто отвратным.
Ладно, оставим несчастных «Пристов» в покое, потому что мы же договорились «Пристами» считать не их, а каждый из проектов Роба Хэлфорда. Таким образом альбом 2wo «Voyeurs» стал третьей реинкарнацией Judas Priest после их эпохального альбома «Painkiller». И, в общем и целом Роб Хэлфорд провел десятилетие после его записи вполне достойно – три шикарных «пристовских» альбома как в копеечку. Правда, все три были записаны в разных стилях, но ведь мы оцениваем не стили, а музыкантов.
Так, например, множество известных рок-групп меняли свои стили буквально за пару лет, не избежали такой участи такие киты харда 70-х, как Deep Purple, Black Sabbath, Led Zeppelin, а начиная с 80-х такая смена стилей стала доброй традицией чуть ли не для всех существовавших рок-групп. За примерами ходить далеко не надо - ткни в любую группу, и обязательно увидишь резкую смену стиля с металла на волну, с харда на фанк, а с фанка через хип-хоп снова на хард или металл.
Но Роб Хэлфорд в начале нового тысячелетия вдруг передумал экспериментировать, и решил вернуться к своим корням, но не к хард-роковым, а к хэви-металлическим. Он собрал новый проект своего имени и в 2000 году выдал альбом «Resurrection», который все критики наперегонки назвали гораздо более «пристовским» альбомом, чем то, что выдали сами «Присты» с Тимом «Риппером».
А в 2002-м группа Halford «заполировала» свой курс новым, еще более «пристовским» альбомом «Crucible».
В ответ на не прекращающиеся успехи своего «отказника» «Присты» поспешили выпустить свой второй релиз – «Demolition», о котором я писал выше, но он с треском провалился, как и первый. А в это время Роб Хэлфорд собирал плоды своей «пристовской» популярности. Шутка ли – за его плечами было целых пять «пристовских» альбомов, тогда как группа под названием Judas Priest никак не могла вынырнуть из болотной пучины, чтобы глотнуть свежего воздуха. В итоге «Риппера» из группы турнули, и на его месте практически в мгновение ока оказался Роб Хэлфорд, который впоследствии начал всем рассказывать, что мечтал вернуться в JP еще в 1993 году, перед тем, как записал первый альбом с Fight. Он якобы связался с группой через своего доверенного человека, но тому человеку сказали, что «назад дороги нет», а по-русски – пусть Роб катится колбаской по малой Спасской с веселой пляской.
И вот, как мы видим, никогда не говори никогда. Роб Хэлфорд сделал крутейшую карьеру и без «Пристов», но как главный из них. Однако все же магнит железо притянет всегда, или наоборот - точно неясно, кто именно был инициатором воссоединения в 2003-м. С одной стороны «Присты» испытывали страшную нужду, а Хэлфорд, наоборот, процветал, и даже имел официальные брендовые права на звание «Metal God». Но он не имел прав на бренд Judas Priest, и это, по некоторым намекам, заставляло его страдать все годы «отлучки».
Наконец-то в 2005-м произошло это событие – «Присты» вернулись в свое истинное русло и выпустили потрясающий альбом «Angel of Retribution». За ним – еще три, качество, правда, разное, тем не менее, это конкретно Judas Priest без всяких приставок. В следующем, 2024-м году выйдет очередной альбом – «Invincible Shield», думаю, что он будет не хуже предыдущих. Я послушал одну песню с альбома, и она мне понравилась, но по одной песне об альбоме судить нельзя. Подождем, когда диск выйдет целиком.
На аудио: первая песня с альбома Judas Priest "Invincible Shield" 2004 г.
Однако возвращаемся к нашей главной теме. В 2005-м году завершился, наконец, 12-летний период сольного граммофонного творчества Роба Хэлфорда, во время которого было наглядно доказано, что после разделения в 1992-м группа Judas Priest разъехалась по двум параллельным колеям – по одной уехал бренд JP, а по другой – творческий багаж этой группы Роб Хэлфорд. И время показало, что бренд вообще ничего не решает, когда дело касается фанатов, то есть тех, на кого творчество этого бренда и направлено.
А вот творческий багаж, лишившись бренда, своего творческого направления не изменил, и выдал огромное количество материала – целых 66 песен против 24-х, появившихся за все эти годы на «рипперовских» альбомах Judas Priest. При этом качество материала совершенно разное, причем кардинально. Музыка «Пристов» за годы, проведенные без Хэлфорда – это вообще не музыка, поэтому в дискографию JP она засчитываться не должна. Это просто сольные альбомы Тима «Риппера» Оуэнса, которые по какому-то недоразумению вышли под брендом Judas Priest.
Но чего не бывает? Бывает, что и бездарные артисты нанимают для записи альбома мировых звезд, которые для них к тому же еще и песни пишут. Так получилось и в этом случае, а иначе это ничем иным не назвать. Ну разве альбомы JP «Jugulator» и «Demolition» - это альбомы JP?
Да ни в коем случае!
А вот лишенный бренда Роб Хэлфорд выдал за 10 лет целую кучу совершенно сногсшибательной музыки, продолжив лучшие традиции Judas Priest. И справедливость восторжествует только тогда, когда все эти диски выйдут как альбомы Judas Priest, а то, что наваяли в 1997 и 2001-м годах Типтон, Даунинг и Ко, будет присовокуплено к творческому ореолу бренда только как совершенно неудачные сольные работы музыкантов, которые на творческую часть бренда Judas Priest не имеют никакого права.
На сцене - Роб Хэлфорд, Брюс Дикинсон и Джефф Тейт. Песня из альбома Хэлфорда "Resurrection" (2000 г.)
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О JUDAS PRIEST НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Уникальная информация о ранних годах группы Judas Priest из забытых сегодня старых журналов
Гитарист «Judas Priest» Гленн Типтон свой первый диск записал еще в 1973 году
Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие
Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша