В 2003 году Роб Хэлфорд после более чем 10-летнего отсутствия вернулся в свою альма-матер Judas Priest, и в 2004 году записал с группой очередной альбом «Angel of Retribution», который на 2005 год, когда альбом вышел, стал самым популярным в США из всего, что группа записала за всю свою предыдущую историю.
Judas Priest – это непререкаемая классика рока во всех его вариантах, и, конечно же, в самую первую очередь хэви-металла, в котором группа делала попытки играть практически с самого своего начала. Правда, не хэви-метал был целью «Пристов» в 70-х, прежде всего это была блюзовая и рок-н-ролльная группа, но множественные элементы именно прото-хэви-металла можно услышать уже на самом первом альбоме группы «Rocka Rolla» в 1974 году. А начиная с 1980 года музыка группы стала хэви-металлической без всяких отклонений, хотя, конечно же, ни блюзы, ни рок-н-ролллы из трек-листов металлических альбомов Judas Priest никуда не исчезли, хотя их становилось все меньше и меньше, и становились они все тяжелее и тяжелее.
И вот, достигнув к 1990 году пика своих творческих возможностей, «Присты» после ухода своего прославленного фронтмена провалились в какую-то трэш-металлическую бездну. Два альбома, записанные без Роба Хэлфорда, не понравились никому из тех меломанов, которых я знал, и все дружно перешли в состав аудитории его новой группы Fight. Правда, этой группе было далековато до «Пристов» с Хэлфордом, тем не менее, это все же был Хэлфорд, без которого Judas Priest потеряли свое лицо.
Правда, впоследствии и сольный творческий пыл Хэлфорда начал иссякать, он пустился во все тяжкие, приняв участие в каких-то индастриал проектах, а потом записав два сольника чисто в стиле «Пристов», но все же это были не «Присты».
И вот, в начале XXI столетия всем казалось, что такому прекрасному проекту под брендом Judas Priest пришел окончательный и бесповоротный швах, потому что ни Хэлфорд без «Пристов», ни «Присты» без Хэлфорда оказались не в состоянии создать чего-то монументального, несмотря на обилие выпущенных дисков с обеих сторон. При этом уныние фанатов было таким сильным, что никто не верил в то, что даже если группа воссоединится, сможет выдать чего-то интересного, а тем более монументального. Перед глазами была деградация таких прежде непререкаемых металлических монстров, как Black Sabbath, Iron Maiden, Accept, да и Кинг Даймонд что-то начал как-то сильно повторяться, перестав выдавать хоть какие-то свежие идеи.
И вот, когда году так в 2004-м поступили сведения о том, что Роб Хэлфорд воссоединился с «Пристами», практически никто не придал этому особого значения, хотя, конечно же, интерес к этому воссоединению имелся, хотя бы чисто теоретический. По крайней мере, отечественные коллекционеры зарезервировали для виниловой версии нового альбома, который неизменно должен был появиться, места на своих полках.
Но я все же не верил, что «Присты» в новом своем релизе выдадут что-то более лучшее, чем то, что выдавали до этого по раздельности. И каково же было мое ошеломление, когда я вдруг услышал самый настоящий шедевр, прослушанный мной на одном дыхании!
Альбом 2005 года «Angel of Retribution» попал мне в руки как раз сразу после его выхода на Западе, и я начал его слушать и огромной долей скепсиса, полагая, что услышу что-то наподобие последнего сольника Хэлфорда, но одновременно и с интересом, надеясь на какое-то чудо. И чудо все-таки случилось.
Правда, первая композиция меня поначалу не особенно впечатлила, мне показалось, что ее создали исключительно на хайпе, чтобы заинтересовать слушателя. Но оказалось, что дальше пошел вовсе не хайп, а самый настоящий шедевральный материал, который меня начал воодушевлять буквально с каждой новой нотой.
Не все, конечно, на этом альбоме так однозначно. Несмотря на свою шедевральность, он оказался явным гибридом двух моих самых любимых альбомов группы – «Defenders of the Faith» (1984 г.) и «Ram It Down» (1988 г.), что-то в нем, несомненно, было и от «PainkiIIer» (1990 г.), скорее всего, по линии барабанов Трэвиса Скотта. Но в целом это было просто шикарное продолжение всей той музыки, которую «Присты» делали в 80-х до ухода Хэлфорда. Как будто и не было целого десятилетия 90-х с Тимом Оуэнсом, и сразу после «Пэйнкиллера» как раз якобы и появился «Angel of Retribution».
Да, альбом получился эпическим, и все больше и больше его слушая, я прихожу к выводу о том, что это и на самом деле лучшая работа группы, несмотря на явный самоплагиат. В любом случае он выписан прекрасно, как в творческом, так и в техническом плане. На альбоме нет ни одного «проходняка», в то время как даже на моих самых любимых пластинках «Пристов» их было немало. Короче, альбом получился идеальным во всех смыслах, и тут блистают все музыканты, даже бас-гитарист – самый незаметный как бы участник группы с таким ярким фронтменом, такими шикарными гитаристами и таким ошалевшим от переизбытка энергии барабанщиком.
Интересно, что даже гитарист группы Глен Типтон считает, что альбом «Angel of Retribution» является полной квинтэссенцией творчества Judas Priest за все годы ее существования, причем он имеет в виду и блюзово-рок-н-ролльный период 70-х годов. Не совсем с этим согласен, потому что альбом получился чисто хэви-металлическим, а такие альбомы «Пристов», как, например, «Rocka Rolla» (1974 г.), «KiIIing Machine» (1978 г.) или «Point of Entry» (1981 г.) к хэви-металлу отнести очень трудно.
Тем не менее, альбом получился не только шикарным, но и весьма разнообразным. И это оценили фанаты всего мира, подняв его во всевозможных чартах популярности на очень высокие позиции. Правда, чарты 2000-х – это уже совсем не те чарты, которые были до эпохи появления Интернета, откуда сегодня можно скачать все что угодно бесплатно, тем не менее, можно ориентироваться хотя бы по отзывам авторитетных критиков, которые весьма однозначно отметили, что альбом получился.
Однако, если судить по позициям в американских чартах, то на 2005 год это был самый популярный альбом в США. И, что интересно, то три последующих диска группы – «Nostradamus» (2008 г.), «Redeemer of Souls» (2014 г.) и «Firepower» (2018 г.) - сдвинули «Angel of Retribution» на 4-е место в списке самых слушаемых. Хотя я лично считаю, что, кроме «Настрадамуса», ни один из остальных двух и в подметки не годится рассматриваемому мной альбому. Но «Nostradamus» тоже уступает ему довольно сильно, поэтому для меня «Angel of Retribution» - самый сильный альбом «Пристов» за всю их эпоху хэви-металла, потому что альбомы 70-х следует из этого списка вычленить. То была совсем другая музыка, и проводить сравнительный анализ тех хард-роковых, по сути, альбомов с металлическими просто глупо.
Итак, давайте хотя бы кратко рассмотрим все песни этой пластинки. Авторы – Хэлфорд, Даунинг и Типтон, за исключением песни № 2, соавтором которой является продюсер альбома, некий Roy Z, который до этого как гитарист участвовал в сольных проектах Роба Хэлфорда и Брюса Дикинсона.
Трек-лист:
1). Judas Rising (4:15) «Восхождение Иуды». Вполне оправдывает свое громкое название, потому что как раз и сработана эта песня в виде какого-то музыкального восхождения как раз в стиле классических «Пристов». Однако звучание гитар довольно заметно изменилось в сторону «трэшевости» - как видно, опыт двух предыдущих альбомов JP, которые были сделаны с некоторым упором на саунд, который «Саббаты» представили на своем альбоме «Born Again» 1983 года, не прошли даром.
2). Deal with the Devil (3:54) «Сделка с дьяволом». Очень простая по конструкции песня, но при этом довольно убедительная, и эта музыкальная «убедительность», несомненно, имеет корни в самом, если так можно выразиться, убедительном альбоме группы – «Defenders of the Faith» 1984 года. Но соло-гитары тут опять-таки скрипят в лучших традициях Тони Айомми.
3). Revolution (4:42) «Революция». Еще одна «убедительная» песня, но по духу ближе всего к альбому «PainkiIIer» 1990 года. Как по мне, то одна из самых главных «изюмных» композиций на альбоме. Хэлфорд тут красавчик, и даже не скажешь, что ему на момент этого феноменального пения уже далеко за 50, а не 25, когда он орал на одном из своих первых шедевров «Sad Wings of Destiny».
4). Worth Fighting For (4:17) «Стоит того чтобы сражаться». Супер-шикарная полубаллада на ритм-энд-блюзовой основе, которыми «Присты» славились всегда. Хэлфорд тут хоть и не орет, а поет даже весьма душевно, но еще более красавчик, чем во всех остальных песнях.
5). Demonizer (4:35) «Демонизатор». А это уже что-то из эпохи «Джугулатора» 1997 года, но, естественно, вокал Хэлфорда придает этому супер-боевику необходимую убедительность. И снова появляется виртуальный Тони Айомми на соло. Да, как видно, гитаристы «Пристов» очень сильно полюбили этого первого в мире мастера демонической хэви-металлической гитары.
6). Wheels of Fire (3:41) «Колеса огня». О, запахло «мановарщиной» и «мегадетовщиной», тем не менее, Роб Хэлфорд прекрасно дает понять, что это все же не Manowar и не Megadeth, а Judas Priest в своей самой лучшей реинкарнации.
7). Angel (4:23) «Ангел». Прекраснейшая баллада, сразу отбрасывает нас во времена 70-х, когда подобные баллады в том или ином виде появлялись на каждом диске «Пристов».
8). Hellrider (6:23) «Адский райдер». А это чистый «PainkiIIer», и двух мнений быть не может, но я имею в виду не номер, а репертуар альбома 1990 года. Прекрасно бы в него эта песня вписалась, и никто бы не заметил подмены.
9). Eulogy (2:54) «Похвальная речь». И еще один «медляк», правда, уже не в виде баллады, а в виде логического вступления к следующей, самой эпической песне альбома. Да, забыл упомянуть, что всем спектром клавишных этот альбом снабдил давний соратник «Пристов» Дон Эйри, который в том году уже несколько лет работал в Deep Purple вместо Джона Лорда.
10). Lochness (13:28) «Лохнесс». Логическая «закрывашка» альбома, «Присты» над ней так серьезно работали, что немного переборщили и несколько затянули это эпическое полотно. Из-за этого, кстати, некоторые критики понизили балл всего альбома, аргументируя это тем, что «Лохнесс» получился непродуманным, гудящим и мрачным номером, «разрушившим весь триумф общего музыкального полотна». Впрочем, позже композиция получила переоценку и больше не позиционировалась как «непродуманная». Если не обращать внимания на затянутости, то в итоге песню можно определить как главный «изюм» альбома.
В заключение: никаких дополнительных уникальных бонусов к альбому не шло.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О JUDAS PRIEST НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша
Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие
Гитарист «Judas Priest» Гленн Типтон свой первый диск записал еще в 1973 году