Тёмные страницы в биографии создательницы всемирно знаменитого бренда известны гораздо меньше, чем её амурные похождения и заслуги в мире высокой моды.
Начиналось всё, конечно же, с увлечения. Впрочем, связь Коко с великим князем Дмитрием Павловичем, оказавшимся во Франции в январе 1917 года, просто увлечением не назовёшь. Роман был коротким, но бурным. Дмитрий, как и большинство мужчин, с первого взгляда влюбился в Шанель.
Однажды они посетили Грас, парфюмерную столицу Франции, где познакомились с неким Эрнестом Бо, химиком-парфюмером. Молодость свою он провёл в Санкт-Петербурге. Встреча с великим князем и его спутницей навеяла на него приятные воспоминания и… развязала язык. Бо назвал своим новым знакомым 24 ингредиента, которые должны составить новый придуманный им сорт духов. Этим секретом грасского парфюмера и воспользовалась Коко. Добавив кое-что от себя, она в 1921 году выпустила знаменитый «№ 5».
Эти духи принесли Коко огромное состояние, которым надо было умело распоряжаться. Три года спустя, в 1924 году, она основала отдельную парфюмерную фирму, пригласив в компаньоны братьев Вертхаймер. Запомните эту фамилию, она ещё возникнет по ходу нашего рассказа.
«Русские сезоны» Коко
Знакомству с великим князем Коко Шанель обязана выдающемуся хореографу Сергею Дягилеву. Она восхищалась русским балетом, часто ходила в театр на выступления Нижинского, ставшего впоследствии звездой дягилевской труппы.
Но с самим Дягилевым встреча произошла на закате его карьеры. Разразилась Первая мировая война, и европейцам стало не до балета. Хореограф обосновался в Венеции. Там-то Шанель и познакомилась с русской знаменитостью. Дягилев был в ужасном настроении: премьера «Весны священной» Стравинского провалилась и нечем стало расплачиваться по долгам.
Удача улыбнулась Дягилеву в образе Коко. Она смело пришла к нему в гостиницу и быстро исправила настроение, вручив ему чек на сумму, необходимую для новой постановки.
К концу 1930-х годов, однако, русские страницы жизни Коко оказались почти полностью перевёрнутыми. Умер Дягилев, в США перебрался Стравинский, одно время очень увлекавшийся Шанель. Сама она сменила великого князя Дмитрия Павловича на герцога Вестминстерского. Эта любовная связь ввела её в иную среду — принц Уэльский, Уинстон Черчилль…
Операция «Модная шляпка»
В многочисленных биографиях Шанель нетрудно обнаружить «белое пятно» — годы оккупации Франции нацистами. Рассекреченные в середине 1990-х годов архивы английской разведки пролили наконец свет на тогдашнюю жизнь Коко.
В 1940 году, в 57-летнем возрасте, Коко в очередной раз влюбилась. На сей раз в господина, который был на 15 лет моложе её. Звали его Ганс Гюнтер фон Динклаге, и служил он атташе германского посольства. Судя по всему, он был агентом абвера.
В голове Коко родился проект: остановить военные действия путём сепаратного мира между западными союзниками и Германией.
Через своего любовника Шанель вступила в контакт с Вальтером Шелленбергом, шефом разведслужбы СС и доверенным лицом Гиммлера, который был одним из тех в нацистском руководстве, кто вынашивал идею сепаратного мира. Предложив Шелленбергу свои услуги, Коко в апреле 1943 года по его вызову отправляется в Берлин, чтобы обсудить детали плана. Заключался он в том, чтобы воспользоваться старым знакомством Шанель с британским премьером Уинстоном Черчиллем, с которым она не раз встречалась до войны в доме своего любовника герцога Вестминстерского.
Тайная операция получила название «Модная шляпка». Шанель отправилась в Мадрид, чтобы через знакомого ей британского посла в Испании выйти на связь с Черчиллем. Устроившись в мадридском отеле «Риц», Коко ждала ответа от британского премьера. Но так и не дождалась. Получив сообщение, что Черчилль серьёзно болен, она поняла, что миссия закончилась неудачей. Коко так никогда и не узнала, что Шелленберг передал другое письмо Черчиллю с предложением о встрече для обсуждения сепаратного мира. К тому времени шеф разведки СС уже, видимо, решил, что операция «Модная шляпка» не имеет шансов на успех.
Расплата
После освобождения Парижа Коко, чьё сотрудничество с оккупантами, как и антисемитские высказывания, были очевидным фактом, сразу же задержали. Но за решёткой она пробыла недолго — всего один час. Говорят, что за неё хлопотали весьма высокопоставленные особы, в том числе… Уинстон Черчилль.
Единственное, чего потребовали от Коко новые власти в обмен на свободу, — немедленного отъезда из Франции. Она перебралась в Швейцарию.
…Улеглись послевоенные страсти, Коко простили прежние грехи, разрешив вернуться во Францию. Там она вновь взялась за моду. Когда Марлен Дитрих спросила у Шанель, зачем ей это нужно, она объяснила своё возвращение к главному занятию просто: «Потому что я умирала от тоски».
Умерла Габриэль Шанель 10 января 1971 года в возрасте 87 лет в номере люкс отеля «Риц» в Париже.