Святые дни Рождественского поста. После Нового года. Ночь.
Стук в дверь келлии иеромонаха, настоятеля храма. Открыть – нет? Открыл…Предчувствовал. Пожалеть уже не успел. Наутро был найден неузнаваемым.
Глубина этой трагедии не поддается здравому человеческому смыслу. Да, и человеческий ли здесь смысл?
Два друга-собутыльника.
Сашка Рудяков и Колька Клейменов были друзьями – собутыльниками. Жили в разных селах глухомани Курской области.
Сашка школьник, подросток. 15. Он жил в приемной семье Митяевых. Мать умерла. Воспитывался в семье старшей замужней сестры Анны и ее мужа Сергея. Сестра взяла над ним опеку, имела с этого опекунские деньги от государства.
Сестра была «хорошей» не запрещала брату ничего. Пить начал рано, курить, матом крыл. Соседи говорили, Анна оттого все дозволяет ему, чтобы опекунских денег не лишиться. Кто бы знал: так это или соседи по злобе приписывали ей того, чего не было?
Колька Клейменов из другой деревни. Он постарше. Ему уже 21. Он работает рабочим на сахарном заводе. Особых планов на жизнь не имеет. Пьет от безысходности.
Российская глухомань.
Село Волобуево Курской области – глухомань. Лишь треть изб здесь обжитые. Да, и то, больше «дачниками». Соседние села в гораздо худшем состоянии. Брошены, заросли. Никому не нужны эти российские села. Ни государству, ни людям. Ни работы нормальной, ни жизни. Беспросветность. Вакуум. Пустота.
Чем занимаются люди в селе Волобуево? Кто-то работает на сахарном заводе. Кто-то обворовывает дачников. Кто-то гонит и продает самогон. Вот и весь арсенал возможностей.
Сельский храм.
Но храм православный – Успения Богородицы – в селе восстановили. Работы и жизни может не быть в селе, но место, где помолиться должно быть. Политика постсоветская такая. А так чтобы и то, и другое – и церковь, и работа, и образование - не получается? Денег не хватает у государства на поддержание села? Куда дели? Беда…
Настоятелем храма Успения Богородицы был назначен иеромонах Ефрем (в миру - Игорь Петрович Гаценко). Благословенный монах. Поднимал храм, возрождал церковную сельскую жизнь. И не только. По домам ходил, подарки делал, с людьми общался. Завел он здесь хозяйство, чтобы не жить на подаяние: пасеку, коров, овец.
В общем, священник этот благословенный стал уже выполнять роль, которую должны, по уму, выполнять государственно-административные представители. Бюджеты-то у них на развитие региона...
Отец Ефрем.
Он прибыл сюда из Троице-Сергиевой лавры. Родом из Подмосковья. Закончил медучилище, работал на санэпидемстанции. Потом решил принять монашество – принял. В Рыльском Свято-Николаевском монастыре.
Был направлен поднимать храм в Курской области и скит, который в период большевизма был взорван. Храм, поднимаемый им, - Успения Пресвятой Богородицы в селе Волобуево.
Вот как описал отец Ефрем современную русскую деревню в глубинке:
«Крайний упадок, бездорожье, одинокая старость, пьянство и наркомания, опустение земель, отрыв от церковной жизни, от таинств, похороны без отпевания, безработица, уход молодежи из села, нашествие баптистов и иеговистов»...
Но он не побоялся трудностей, взялся за работу. Просветительский центр при нем появился, библиотека, службы стал проводить, проповеди.
И занялся «экзорцизмом». Зачем? Духа Зеленого Змея бесовского из людей изгонять. С этим беда была. И мужики пьют, и дети. Все.
Ладно бы пили в меру и хорошее. Ан нет. Делают самогон, сахар жалеют, добавляют какие-то таблетки дешевые, чтобы дурь пришла. Дурь и приходит. Да, только это в понимании светских людей - дурь, а для церковных - бесовское зло. Когда уныние, бессмысленность, пустота, да еще и некачественный шмурдяк потребить – духовная бездна бесовская приходит к человеку. От такого снадобья некачественного некоторые и праотцам улетели.
Спасать пытался людей отец Ефрем. Пастырь он. Христов человек.
Сеансы экзорцизма.
Проводил их отец Ефрем. Называл их «отчитками». Пытался бесов изгонять из людей. Страшно все это происходило всегда. Люди кричали нечеловеческими голосами, лаяли, угрожали...
Но потом запрет на это получил от церковноначалия. Вычеты монахам Архиепископ Герман, ставший главой Курской и Рыльской епархии, производить запретил.
Дело опасное. Неизвестно, в кого бесы войдут и не тронется ли человек разумом. Не нужно лезть в бесовское логово.
Пускай через Евангелие, богослужения, Святые Таинства ко Христу селяне приходят. Постепенно. Это мягкий безопасный способ. Да, только кто, одержимый бесом (или Змием Зеленым), пойдет сам в храм и начнет вести церковную жизнь? Не пустят силы зла.
Но отец Ефрем сделал так: запретили – перестал. Скромным был отец Ефрем и послушным. Не лез на рожон. Нельзя – значит нельзя.
Предчувствие.
От правильной духовной жизни и послушания у отца Ефрема дар был: предчувствия. Предчувствовал он, еще в осень, свою кончину и делился с близкими прихожанами: «Перед Рождеством убьют меня».
Ему в ответ: «Да, за что, батюшка? Вы ведь столько добра людям делаете!».
Отец Ефрем таинственно отвечал: «Это все бесы…».
Кто и как его убьет не было открыто ему Богом. Но то, что скоро идти в Вечность знал точно. Было ему лишь 50.
Дети Зеленого Змия.
В тот вечер, строгих святых дней Рождественского поста, 2 января 2009 года, 15 летний Сашка Рудяков и 21 летний Колька Клейменов, не знали чем себя занять. Приняли на двоих 1,5(!) литра самогона, того самого «шмурдяка». Разыгралось в них что-то. Мало. Еще хотим. Самогона больше нет. Можно водки купить. Денег нет.
Где взять?
Идем к Сергею Рыжкову. Его вытрясем.
Хозяйственник – послушник.
Сергея Рыжкова отец Ефрем «поднял». В люди вывел. Жил тот до этого как бомж.
Как стали восстанавливать храм отец Ефрем его взял в хозяйство: пасти коров, овец, другими делами заниматься. Сергей исправился. Новую жизнь начал. Благодарил батюшку Ефрема, что его грешного и опустившегося не презрел, но помог подняться.
Сергея хорошо знал 15 летний Сашка Рудяков. Он дружил с его отчимом, тоже Сергеем, мужем сестры Анны. Бывал у них дома не раз.
Избиенный.
Нагрянули эти двое к Сергею. «Давай денег. Пить хотим».
Денег не дал. Церемонится не стали. Избили. Попал в реанимацию.
Но задача-то не решена. Пить хочется – выпивки нет и денег нет. Куда?
К дяде Пете.
Дядя Петя. Сторож.
Он работал вторым послушником у отца Ефрема, был сторожем скотного двора. Ему тоже 50, как и батюшке. Нагрянули к нему «друзья».
Дядя Петя ловчей оказался. Достал самогонки. Немного. Чтоб не отказывать мальцам. Выпили, закусили, поговорили. Ушли.
«Есть же на свете добрые люди, как дядя Петя» - мысль шальная в голове у парней.
А другая: мало. Надо еще.
Вот уж лукав и прожорлив Змий Зеленый. Кто попал в его власть – не так легко выйти.
Идем к самому отцу Ефрему – решили.
Ночной визит.
В ночь со 2 на 3 января 2009 года, то есть за 4 дня до Рождества Христова, Сашка и Колька пришли к домику –келлии отца Ефрема. Он не хотел открывать и впускать. Но…Открыл.
Ни самогона, ни водки, ни денег не дал. Тогда Сашка, 15 летний, в злости стал крыть матом священника. Тот приструнил его мягко:
«Не ругайся. Здесь иконы святые».
Напоминание про святые иконы, про святость, сыграло отрицательную роль. Ребят понесло…
Не стоит описывать того жуткого действа, что произошло в ту ночь. Спаси Бог видеть или испытывать такое.
Наутро водитель заехал к отцу Ефрему…Живым уже не обнаружил… С трудом опознал.
Странное дело.
Жители села Волобуево приняли эту смерть не как обычную, но как мученичество священника. Как кончину сакральную. Считали, что он ушел в Вечность как истинный монах и христианин. Даже рассказывали, что фото иеромонаха после гибели стало мироточить.
Похоронили отца Ефрема на кладбище Рыльского Свято-Николаевского монастыря, того, в котором он принял монашеский постриг.
Пойманные и оправдание.
Убийц вычислили быстро. Они и не скрывались. Почему поступили так –не знают. Опускают стыдливо глаза в землю. Не владели собой. Бес попутал или под властью Зеленого Змия все совершали.
Но вот, что удивительно, а может и не удивительно. Стали выкручиваться и те, кто совершил это злодеяние, и их родственники.
«Да, отец Ефрем сам пьян был».
Не был. Освидетельствование показало. Да, и женщина одна, прихожанка, сказала, что вечером 2 января общалась с батюшкой Ефремом. Грустный был. Не ел ничего и есть не хотел. Сказал лишь: «Сегодня убьют меня». Утром, узнав о кончине отца Ефрема, поняла, насколько он был прозорлив и…смиренен. Не стал ни отбиваться, ни бежать, ни людей просить, чтобы его охраняли. Раз послано ему это Богом – принять…Принял.
(по материалам об убийстве священника Ефрема (Гаценко) 03.01.2009 в РИА Новости, МК и других изданиях)
Судебный приговор.
Детали его точно не известны. Но Рудякова и Клейменова судили по статье 105 УК РФ, часть 2 «Убийство». Это 15 лет заключения в колонии строгого режима. Для Рудакова - в колонии для несовершеннолетних.
Клейменов домой покаянные письма писал потом и все никак не мог понять, как и зачем это совершил. Его стали одолевать в ночи кошмары. Ему снился отец Ефрем. Ничего тот не говорил, ни в чем не упрекал. Только … мимо проходил.
Послесловие.
Был ли у этих детей другой выбор? Конечно. Выбор есть всегда. Подчиниться Зеленому Змию или противостоять.
Опытный священник, отец Ефрем (Гаценко), помог бы им в этой борьбе. Условие лишь одно, малое – их желание. Но его-то, увы, и не было…
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.