Найти тему
Живопись

Художник Аристарх Лентулов: грани реальности

Лентулов А.В., «Осень», между 1920 и 1922, холст, масло, 155 × 136 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Лентулов А.В., «Осень», между 1920 и 1922, холст, масло, 155 × 136 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Готовы спорить: художник Аристарх Лентулов пришёл бы в совершенный восторг, доведись ему услышать теорию мультивселенной. Вот уж кому вечно было тесно в парадигме банальной трёхмерности. Дробя пространство композиций на десятки непредсказуемых граней, ловя отражения мыслей в сотнях непохожих осколков, он и сам был не чужд идеи о существовании бесконечного множества измерений. Существующих параллельно, но независимо. Пусть даже не в рамках объективной реальности, а лишь в его многоцветных, ярких, живописных мирах.

Лентулов А.В., «Во время стирки», 1910-е, холст, масло, 100 × 87 см, Государственный Музей Изобразительных Искусств Республики Татарстан, Казань
Лентулов А.В., «Во время стирки», 1910-е, холст, масло, 100 × 87 см, Государственный Музей Изобразительных Искусств Республики Татарстан, Казань
Лентулов А.В., «Улица в Сергиевом Посаде», 1922, холст, масло, 117 × 100 см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого.
Лентулов А.В., «Улица в Сергиевом Посаде», 1922, холст, масло, 117 × 100 см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого.
Лентулов А.В., «Дети в саду», 1918, холст, масло, Музей русского искусства в Ереване, Армения
Лентулов А.В., «Дети в саду», 1918, холст, масло, Музей русского искусства в Ереване, Армения
Лентулов А.В., «Загорск», 1922, холст, масло, Музей русского искусства в Ереване, Армения
Лентулов А.В., «Загорск», 1922, холст, масло, Музей русского искусства в Ереване, Армения

Он вообще терпеть не мог какие-либо ограничения. Ему претила статичность. Как физическая, так и эмоциональная. По примеру французских единомышленников, молодой Лентулов превращал свои работы в коллажи. Дополнял плоскость цветовых пятен кусочками ткани, дерева или металла, бусинами и блёстками. Размывая пресловутые рамки жанров, стилей, течений — вершил извилистый творческий путь между бездной абстракции и твердью ясных образов. Чтобы дарить своему зрителю эмоции узнавания и удивления разом. Демонстрировать суть сложных явлений и красоту повседневности. Предлагать множество точек зрения на один и тот же объект. Бить вдребезги монолиты городов и собирать воедино эманации чувств их жителей.

Лентулов А.В., «Василий Блаженный», 1913, холст, масло, 170,5 × 163,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лентулов А.В., «Василий Блаженный», 1913, холст, масло, 170,5 × 163,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лентулов А.В., «Портрет актрисы А. С. Хохловой», 1919, холст, масло, 240 × 240 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лентулов А.В., «Портрет актрисы А. С. Хохловой», 1919, холст, масло, 240 × 240 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лентулов А.В., «Закат на Волге», 1928, холст, масло, 100 × 153 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лентулов А.В., «Закат на Волге», 1928, холст, масло, 100 × 153 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Для одних — скандальный, для других — гениальный, он был одной из ярчайших, самых знаковых и дерзких фигур эпохи. Его работы нередко приводили в ужас консервативно настроенную публику, обвинявшую его, как и многих его соратников из объединения «Бубновый валет», в служении чистому хаосу. Но приглядитесь, уважаемый читатель: любая картина Аристарха Васильевича Лентулова, будь она яркой представительницей кубизма либо поздним экспериментом с преобладанием фигуративного реализма — всегда стремится к внутреннему равновесию. «Экономя» на деталях и чётких формах — исследует строение живописного пространства и гармонию сосуществования его отдельных частей. Не застывшую окончательность каждого элемента, но динамическое равновесие подвижных форм и оттенков.

В разделе комментариев Вы можете написать число от 1 до 104. И мы опубликуем для Вас соответствующую картину из каталога рабо Аристарха Лентулова. Приятного просмотра.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!