Найти тему
8K подписчиков

Челябинский проект собирает в свои постановки людей с разных сцен

Театр — это всегда поле для экспериментов. Одна пьеса в руках и головах разных режиссеров превращается в совершенно разные по смыслам и эмоциям произведения. А если театр не имеет свою постоянную труппу, а только меняет актерские лица на сцене, предсказуемых постановок точно ждать не приходится. Именно таковым — непредсказуемым и потому ярким — является челябинский проект «Mini-театр», в котором нет актеров.

    Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск).
Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск).

— Актеры у нас, конечно, есть, — рассказала в рамках стрим-шоу «Поутру» на «Гранада ТВ» Екатерина Писарева, одна из основательниц «Mini-театра». — Просто сама система такова, что мы под каждый свой проект, под каждый спектакль приглашаем актеров из разных театров. Таким образом, на одной площадке собираются люди, которые работают на других сценах. В одном спектакле могут встретиться, например, актеры из Молодежного театра и театра драмы.

Обыватели могут подумать, что такой подход может провоцировать страсти и конфликты во время подготовки спектакля. Однако руководители челябинского проекта утверждают, что такого у них не бывает. Судя по всему, люди творческие находят в такой актерской «мешанине» даже свои преимущества, она помогает им во время поиска точек соприкосновения с незнакомыми актерами лучше понять роль, ее прочувствовать. Все здесь выстраивается, как говорят авторы проекта, по любви.

Идея создать «Mini-театр» пришла в голову челябинцам Александру Черепанову и Екатерине Писаревой. Долгое время, работая в государственных театрах, они пришли к выводу, что современный театр зачастую страдает неповоротливостью.

«Это, прежде всего, связано с той бюрократией, которой обложено любое государственное учреждение, — говорит Александр Черепанов. — Пока спросишь и получишь то одно разрешение, то другое, для творчества остается по факту совсем чуть-чуть времени и сил. Театр, как я его называю, большой бронтозавр, у которого, если зачешется правая задняя нога, информация об этом дойдет до головы лишь где-то через месяц. Все работает очень долго, очень неповоротливо, очень тяжело. Тем временем театр, как вид искусства, должен быть подвижным, быстро реагировать на раздражители извне, откликаться на какие-то события. Театр, который не работает с действительностью, не берет творческую энергию из сегодняшнего дня, это уже не совсем и театр, а что-то другое».

Челябинский «Mini-театр» по факту получился совершенно авторским театром. Здесь создают все что захотят, заходят в сюжеты, в которые хотят зайти. Он ограничен только своей внутренней цензурой. Работают здесь в основном с современными пьесами драматургов, с которыми, по сути, лично знакомы и дружны сами постановщики. Даже когда театр обращается к, казалось бы, известным произведениям, к ним прикладывают руку авторы, которые сейчас ходят с нами, по сути, по одной улице. В частности, спектакль «Лолита» по произведению Набокова поставлен по инсценировке современного драматурга Ирины Васьковской из Екатеринбурга.

Работает «Mini-театр» на арендованной площадке в самом центре Челябинска. Уже три года он ставит свои проекты в уютном подвальчике на улице Плеханова. Работа по созданию театра велась во время карантинных времен. Именно в этот период он из идеи шагнул на подмостки. 9 октября 2020 года после стремительно проведенного ремонта он открылся.

«Когда мы проводили от себя первого зрителя, мы сели и вдруг решили, что все делаем неправильно, — рассказывает Александр. — Причина в том, что, когда ты очень долго работаешь в государственном театре, с тобой происходит некоторая профессиональная деформация. Там очень четко все разбито по структурам, по цехам, каждый отвечает за свой сегмент работы. Актер только выходит на сцену и играет спектакль, больше он ничего не знает. Он не видит, по сути, зрителя, он его не слышит, в лучшем случае читая лишь какие-то отзывы в соцсетях. В результате, когда ты занимаешься своей узкоспециализированной деятельностью, не всегда понимаешь, как в целом устроен театр. Когда мы начали работать в своем авторском проекте, стали понимать, как работает каждый отдельный механизм театра, как это складывается в единый организм».

И это не просто слова. Люди, которые ставят здесь спектакли, сами стоят на гардеробе, сами рассаживают зрителей, сами ведут сайт театра.

Челябинский «Mini-театр» — это андеграунд-проект. Авторы не только считают, что его можно, но и нужно так называть. При этом принято считать, что южноуральский зритель больше тяготеет к классическому театру.

«Наш зритель, конечно, отличается, — говорит Екатерина Писарева. — Есть так называемая целевая аудитория, с которой мы работаем. Мы понимаем, что человек, выбрав нас, не всегда выберет как зритель другой театр, или, выбрав другой театр, придет к нам. Это вполне нормально и естественно, потому что у людей разные потребности, разные вкусы. Если вам не понравилось в театре, это хорошо, театр это не то место, в котором обязательно всем должно понравиться. Зритель должен находиться в постоянном поиске».

Своего зрителя авторы челябинского театрального проекта в буквальном смысле слова знают в лицо. Многие считают, что у таких театров зритель достаточно молодой, однако основатели «Mini-театра» опровергают это. На проблемы, о которых хотят говорить на этой сцене, чаще откликается зритель среднего возраста.

Вообще же зритель челябинский чрезвычайно разный, он в схемы не вписывается. Бывает, что он любит и классические постановки, и андеграунд. Нередко случается, что он является зрителем какого-то одного актера и идет на него, где бы тот не играл.

«Нам на самом деле нравится эта история, — объясняет Екатерина. — Нам хочется продвигать актера, как творческую единицу, говорить, рассказывать о нем. Мы же видим тенденцию, когда приезжает к нам какой-нибудь артист из Москвы, он подчас собирает возле касс очередь. А в челябинских театрах работают очень талантливые люди, очень крутые, и хочется, чтобы на них также выстраивалась очередь, чтобы люди знали о них, их имена были на слуху. Именно это мы и продвигаем в своем «Mini-театре», именно поэтому и родилась идея соединять на одной сцене разных актеров из разных театров».

К слову, в Mini-театре уже родилось несколько проектов, когда пришел какой-то конкретный актер и предложил свою идею. На такие вещи здесь реагируют очень быстро, потому считают, что творческие желания актера нужно всегда поддерживать. Бывает и наоборот, когда внутри самого проектного театра рождается какой-то материал под какого-то конкретного актера. «Это совершенно живой процесс», — говорят основатели проекта. Ради него они все это и придумывали.

Автор: Елена Русанова