Найти в Дзене

Парфянский поход Красса. Кампания 54 года

Летом 54 года до новой эры римская армия Марка Красса без объявления войны вторглась в парфянские владения. Поход Красса происходил в период гражданской войны в Парфии. Римляне без сопротивления овладели рядом городов с греческим населением и разбили отряд местного наместника Силлака. К концу лета Красс овладел северной Месопотамией до реки Хабор. Но к тому времени войска царя Орода II взяли штурмом Селевкию, а проримский претендент на царский трон Парфии Митридат III был казнен братом. Узнав об этом, Красс принял решение прекратить поход и с наступлением осени отвел армию на зимние квартиры в Сирию. В захваченных ранее городах Красс оставил значительные воинские гарнизоны общей численностью в 7000 легионеров и тысячу всадников. Плутарх пишет о событиях летней кампании 54 года: «Оставив в покоренных городах караульные отряды, общим числом в семь тысяч пехоты и тысячу всадников, сам Красс ушел в Сирию на зимние квартиры и, кроме того, - чтобы встретиться с сыном, который во главе тысячи отборных всадников прибыл от Цезаря из Галлии, украшенный знаками отличия за доблесть. Можно полагать, что это было первой его ошибкой. Вместо того чтобы идти вперед и занять Вавилон и Селевкию, города, неизменно враждебные парфянам, он дал врагам время подготовиться». С мнением Плутарха согласен и доктор исторических наук А.П. Беликов: «Отступление Красса является именно стратегической ошибкой. Он не стал развивать достигнутый успех и потерял время. Парфяне успели подготовиться, завладели путями сообщения и перехватили инициативу в свои руки».

Спустя 170 лет римский император Траян в походе на Парфию не сумел завершить военную кампанию в летний период 115 года и поступил точно также как Красс, отведя армию в Сирию на зимние квартиры с территории уже захваченной северной Месопотамии. Однако это не помешало ему с возобновлением военных действий на следующий год овладеть всей Месопотамией и столицей парфян городом Ктесифоном. Ни один из историков не ставит под сомнение военный талант императора Траяна и ни в одной публикации не оспаривает правомерность действий императора, аналогичных тому же Крассу. Тогда напрашивается естественный вопрос: почему, по мнению историков, Траян с выводом армии из северной Месопотамии в Сирию на зимние квартиры поступил правильно, а Красс в подобном случае совершил непоправимую стратегическую ошибку?

Главной причиной отвода армии Красса на зимние квартиры в Сирию являлась не возможность ее продовольственного обеспечения на территории северной Месопотамии. Размещение войск в захваченных ранее городах могло лечь непосильным бременем на дружественное Риму население, состоящее из греков и эллинизированных жителей. Траян в своем парфянском походе также уделял большое внимание бесперебойному продовольственному обеспечению своей армии. Линия подвоза продовольствия для войск императора постоянно поддерживалась наместником Сирии Адрианом. По свидетельству Диона Кассия легат Помпея Л. Афраний в 65 году до новой эры: «Возвращаясь в Сирию через Месопотамию, столкнулся с большими трудностями из-за зимы и недостатка провианта. Его войска действительно бы погибли, если бы жители Карр, македонские поселенцы, жившие где-то по соседству, не приняли его и не помогли в дальнейшем». Естественно, что Красс помнил о возникших трудностях зимнего похода Л. Афрания и принимал во внимание неизбежные риски в обеспечении провиантом своей более многочисленной армии.

У Красса также не было возможности компактно расположить свою армию на захваченной территории, где температура зимой опускается до минусовой отметки 15 градусов. Рассредоточение войск по отдельным городам создавало угрозу уничтожения римских отрядов парфянами по частям. Несомненно, что Красс помнил и об ошибке Антиоха VII, который в 130 году до новой эры в трех сражениях разбил парфян и занял Вавилон. Впоследствии по причине многочисленности своего войска (80 000 человек) сирийский царь разместил воинов по разным городам. В заранее условленный срок парфяне напали на разрозненные отряды сирийцев и перебили их по отдельности. Сам Антиох со своим отрядом столкнулся с парфянским войском во главе с Фраатом и погиб в сражении. Поэтому не так был глуп Красс, в каком свете его выставляют повсеместно.

За три года до описываемых событий парфянский царь Фраат III погиб от рук своих сыновей. Через год в борьбе за парфянский трон Митридат был изгнан братом Ородом из Ктесифона и захватил Вавилон и Селевкию. В своей кампании 54 года до новой эры Красс спешил на помощь мятежному Митридату, когда получил известие о его смерти и окончании междоусобной войны в парфянском царстве. Таким образом, Красс лишился союзника. Теперь торопиться на юг ему не было смысла, и он решил завершить летнюю кампанию, чтобы основательно подготовиться к следующему походу. Но для этого Крассу были нужны деньги и кавалерия, которую он планировал добыть зимой в Сирии. Нехватку в римской армии союзной конницы из числа местных племен до Красса ощущал в восточных походах Лукулл, а впоследствии Помпей и Цезарь. А учитывая ее значимость на равнинной местности, задача обеспечить себя качественной кавалерией была первостепенной.

Выведенные Крассом на зимние квартиры легионы были расположены в непосредственной близости от театра ведения боевых действий прошлого года и в случае возникновения крайней необходимости римляне могли стоять в северной Месопотамии уже через две недели. А.П. Беликов утверждает, что за зимний период времени парфяне «завладели путями сообщения», но не понятно о каких маршрутах он говорит. Захваченные Крассом города северной Месопотамии контролировали не только все возможные пути в Парфию, но и надежно прикрывали римскую провинцию Сирия от неожиданного удара врага. Уход армии Красса в Сирию также заставил парфянского царя поверить в то, что римляне весной вторгнутся в Парфию через территорию дружественной Армении. Именно поэтому основные силы парфян весной 53 года до новой эры были сосредоточены далеко на северо-востоке от выбранного в действительности Крассом направления главного удара. Следует помнить, что Сенат на Востоке поручил в управление Крассу римскую провинцию Сирия, и он был обязан в первую очередь обеспечить ее полную безопасность от возможного вторжения парфян. Поэтому, расположившись зимой с основными силами в Сирии, Красс тем самым контролировал вверенные ему римские территории.

Автор и редактор Советских учебников по истории древнего Рима для высшей школы, доктор исторических наук Г.А. Бокщанин в своей статье «Битва при Каррах» от 1949 года пишет: «Ряд европейских ученых и историков, детально исследовавших военно-политическую ситуацию, считают отступление Красса в Сирию совершенно правильным со стратегической и политической точек зрения. Легко захватив плацдарм на левом Месопотамском берегу реки Евфрат, Красс оставил на захваченной территории значительный заслон и нуждался в пополнении своей армии, в частности – в усилении своей кавалерии. Обратившись за помощью к Юлию Цезарю, Красс получил от него 1000 галльских всадников, которых повел в Сирию старший сын Красса, легат Цезаря – Публий Лициний Красс, до этого зарекомендовавший себя в войнах с галлами в качестве превосходного младшего военачальника. Стремление усилить численность своих кавалерийских частей, пополнение легких отрядов путем включения в ряды войск союзников, а также необходимость сбора финансовых и материальных средств, потребных для дальнейшего продвижения на Восток и, наконец, стремление привлечь основные силы парфянской армии на крайний Запад повелительно диктовали осмотрительному римскому командующему возвращение на зимовку в Сирию».

От себя только добавлю, что очевидная неподготовленность армии Красса к парфянскому походу 54 года была обусловлена его стремлением своевременно вмешаться в гражданскую войну в Парфии на стороне Митридата и оказать ему военную помощь в борьбе за царский трон. Именно по этой причине Красс покинул пределы Италии и отплыл с легионами из Брундизия в зимний и неблагоприятный для плавания период, потеряв в штормах часть своей армии. Данная спешность позволила Крассу начать боевые действия в Парфии с наступлением весны. Однако с завершением парфянского внутринационального конфликта между Ородом и Митридатом по причине казни последнего, стало ясно, что в предстоящей войне с парфянами Крассу придется рассчитывать только на свои недоукомплектованные легионы. Оценив их реальный военный потенциал, Марк Красс посчитал, что необходимо усилить римскую армию как численно, так и качественно, и благоразумно предпочел отвести войска на зимовку в Сирию.

-2
-3
Марк Лициний Красс
Марк Лициний Красс
-5
-6