Найти тему
LANASKINO

Земляника Ингмара Бергмана: с чего начать знакомство со шведским режиссером

Оглавление

Ингмар Бергман - шведский режиссер, который стал синонимом "умного" кино "не для всех". В1957 году он выпускает сразу два фильма, входящих в списки его самых лучших лент - "Земляничная поляна" и "Седьмая печать".

Земляника в блюде в центре композиции. Кадр из "Седьмой печати" // Кинориум
Земляника в блюде в центре композиции. Кадр из "Седьмой печати" // Кинориум

Обе визуально красиво сделаны, в обоих есть размышление о смерти и образ земляничной поляны. В шведском языке последнее понятие несет дополнительную смысловую нагрузку.

Земляника в лукошке у героини Биби Андерсон. Кадр из "Земляничной поляны" // Кинориум
Земляника в лукошке у героини Биби Андерсон. Кадр из "Земляничной поляны" // Кинориум

В русском языке близким по смыслу будет выражение "грибное место" только с довеском из сладкого вкуса, приятного запаха и беззаботного лета. Подобно тому, как семья или компания друзей, знает свое "земляничное место", неизвестное для посторонних, и куда они наведываются из года в года, "земляничная поляна" - это идиллия, рай на земле, полный приятных сладких воспоминаний о беззаботном времени со своими близкими.

Земляничная поляна

Земляничная поляна (1957) — Трейлер отреставрированной версии (русские субтитры) — Кинопоиск
Кадр из "Земляничной поляны" // Кинориум
Кадр из "Земляничной поляны" // Кинориум

Эта лента - роуд-муви о пожилом профессоре, который всю жизнь был эгоистичен и холоден со всеми. Он отправляется в путешествие на вручение почетной премии со своей невесткой, а по дороге заезжает в дом своего детства, потом посещает мать. По ходу повествования ему снятся сны о смерти.

Кадр из "Земляничной поляны" // Кинопоиск
Кадр из "Земляничной поляны" // Кинопоиск

"Земляничная поляна" - это созерцательный и ностальгический фильм о духовном преображении пожилого человека, который с трудом доверяет другим и проявляет свои чувства. Лента вышла вовсе не пафосной и не заумной. Скорее она позволяет почувствовать запах земляники и предаться воспоминаниям о юности вместе с героем.

Кадр из "Земляничной поляны" // Кинопоиск
Кадр из "Земляничной поляны" // Кинопоиск

Главную роль исполнил известный шведский режиссер Виктор Шёстрём, которому было крепко за 70. На Берлинском кинофестивале его отметили призом. Это была не первая его актерская работа, но последняя и ставшая настоящим бенефисом.

Бергман, уговаривая его сниматься, слукавил, сказав, что Шёстрёму придется только лежать и есть землянику. Пожилому режиссеру пришлось понапрягаться, поскольку именно он тянет весь фильм.

Кадр из "Земляничной поляны" // Кинориум
Кадр из "Земляничной поляны" // Кинориум

В "Земляничной поляне" также снимались частые актрисы Бергмана Ингрид Тулин и Биби Андерссон. Последняя снялась и в "Седьмой печати".

Седьмая печать

Седьмая печать (1957) — Трейлер №2 (русские субтитры) — Кинопоиск

В том же году Бергман работает на "Седьмой печатью", пожалуй, самым визуально цитируемым его фильмом о крестоносце, который играет в шахматы со смертью.

Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск
Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск

"Седьмая печать", как и "Земляничная поляна" о приближении смерти и так же упоминает землянику, как символ хорошо проведенного времени, о котором приятно вспоминать, таких моментов, которые можно сложить в свою ментальную "копилку", от которых тепло на душе.

Рыцарь по имени Антониус Блок (его играет Макс фон Сюдов, он, кстати, появился в эпизоде "Земляничной поляны") встречает дух смерти и предлагает ему пари: если он обыграет его в шахматы, то тот оставит его в покое, если нет - то рыцарь умрет.

Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск
Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск

Фильм проникнут евангелическими представлениями о конце света, само понятие "седьмой печати" отсылает к Откровению Иоанна Богослова, это последняя печать апокалипсиса, после которой наступает безмолвие.

Постоянные отсылки и цитаты из Евангелие утяжеляли бы фильм, если бы не были частью детства самого Бергмана - его отец был лютеранским пастором, и можно предположить, что чтение Нового завета было частым явлением.

Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск
Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск

"Седьмая печать" кажется более философским и отрешенным фильмом, чем "Земляничная поляна". В "Печати", выросшей из пьесы самого Бергмана, написанной в качестве актерского задания для его студентов, я вижу аллюзию на кино.

Рыцарь - это режиссер (полагаю, во многом сам автор), он ведет за собой группу из публики и актеров, воплощающих разные типы людей этой профессии.

Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск
Кадр из "Седьмой печати" // Кинопоиск

Например, есть одаренный актер, который поглощен самовосхищением (его Бергман не щадит, а казнит весьма выразительно), есть актриса, которая просто работает без претензий и нареканий, есть и талантливый актер, проникнутый божественным откровением (у него религиозные видения), унижаемый безвинно за профессию, но скромный и блаженный. Последних двух Бергман спасает.

В "Седьмой печати" можно найти и размышление о задачах кино: развлекать, пугать или манипулировать обществом, готовя его к грядущим событиям.

Если Вы хотите начать знакомство с Бергманом, я рекомендую начать с "Земляничной поляны", настроившись на философское настроение.

"Седьмую печать" стоит посмотреть по большей мере за яркие кадры, ставшие уже частью мировой культуры.

А если Вы готовы идти дальше в своем исследовании, можно посмотреть психологический фильм, развивающий темы "Седьмой печати" и "Земляничной поляны" - творчество, страх и принятие смерти - Час волка. Это еще более образное кино, заходящее на территорию фильмов ужасов.

Бергман также снял психологический сериал о сложных отношениях супругов "Сцены из супружеской жизни"