Найти тему
LANASKINO

Час волка: кино о внутренней борьбе, творчестве и семье

Оглавление

Некоторые фильмы ужасов обладают огромной глубиной. За фасадом из пугающих персонажей, странностей и необъяснимой мистики кино "Час Волка" Ингмара Бергамана 1968 года скрывается огромный внутренний путь главного героя, художника, в исполнении Макса фон Сюдова.

Путь длиной в много лет с ошибками, безумием и страхами.

Внимание: далее возможны спойлеры!

О чем фильм?

Сюжетно все просто. Художник приезжает с молодой беременной женой на отдаленный остров, где намерен творить в окружении воды, покоя и цветущих яблонь, которыми восхищается жена. Однако оказывается, что их соседи по острову - странная семья аристократов - проявляют к нему повышенный и, пожалуй, нездоровый интерес. Несколько пугающих, но композиционно красиво поставленных сцен, и - открытый не менее пугающий финал.

А что если углубиться в смысл?

Тогда окажется, что герой Макса фон Сюдова с самого детства разъедаем страхом, к которому позднее он примешивает гнетущее чувство вины и одержимость. Он приезжает на остров, где, разумеется, он уже бывал, чтобы, казалось бы, привести себя в порядок и в покое дать жене перенести беременность. Однако, как выясняется, он привозит жену в самый эпицентр своих душевных мучений.

Прекрасно прописана линия творчества. Зрителю показывают, что во всех мрачных коридорах души и безумия можно найти море вдохновения, которое затягивает и исчерпывает на деле творческие силы. На создание нового требуется куда больше усилий, чем может показаться, хотя внешне это новое может статься прошлой рукоплещущей творцу публике чем-то инородным, может даже неприятным. За всеми страшными эпизодами можно увидеть и дилемму любого человека, создающего, как сейчас принято говорить, контект - неважно, что это книга, картина или иной продукт творческих усилий.

Ведь так легко при выборе, куда пойти: создать новый "контент", но непривычный для сформировавшейся аудитории, или не рисковать и дать ей то, чего она ожидает?

Все демоны прошлого художника одерживают победу над ним. И рисковать в кинофильме он не будет.

А еще этот фильм о семье.

Точнее о роли близких людей. Как они должны вести себя? Как относится к своему супругу или супруге, к своему ребенку? Какое отношение к себе считать допустимым?

Этими сложными вопросами, заданными женой художника, начинается и заканчивается фильм. Она спрашивает, я любила его слишком сильно, и поэтому увидела всю нечисть, что видел он? Или я любила недостаточно, поэтому просто ревновала?

Другими словами, фильм можно свести и глубинному размышлению о любви в семье. Как любить и быть рядом? Можно ли помочь близкому человеку, когда его терзают внутренние противоречия? И как это делать? И когда мы думаем, что любим, любим ли мы? Или просто заняты собой.

Как бы то ни было, Бергман дает очень жесткий ответ - ставки очень высоки. Можно потерять Человека. И потерять его безвозвратно.

Так из красиво снятого хоррора фильм преображается в философскую притчу о Любви.

#кино #1960е #ингмар бергман #фильм ужасов #макс фон сюдов