Найти тему
Александр Седов

Николай Ващилин – режиссёр опасных моментов

В июле 2023 года перестало биться сердце постановщика трюковых сцен Николая Николаевича Ващилина.

Кинематограф – искусство зрелищное, и потому первым возносит на пьедестал актёров. Нередко и режиссёры становятся звёздами, хотя на киноэкране их, как правило, не увидишь. Большинство же профессий в индустрии кино остаются за кадром общественного внимания. Самым парадоксальным случаем в этом ряду, пожалуй, является профессия каскадёра – все их на экране видят, но никто не замечает. Этот парадокс и есть суть их работы – сыграть максимально эффектно, но так, чтобы зритель не прерывал акт своей веры в происходящее на экране, видел в летящем в пропасть человеке не специально нанятого трюкача, а героя фильма.

Каскадёр
Николай Ващилин не раз переодевался киногероем, был он и рискованным спортсменом и отчаянным пиратом. К примеру, пират Били Бонс из фильма «Остров сокровищ» молниеносно бросается с песчаного утёса именно в исполнении Ващилина, хотя в следующем кадре мы уже видим лицо актёра Леонида Маркова.

-2

Но не только исполнительское искусство каскадёра знакомо Николаю Николаевичу. В этой профессии есть и свои режиссёры – постановщики трюков. И тут наш герой достиг больших технических высот и настоящей драматической глубины. Фильмы, в которых он выступил постановщиком трюков, по-прежнему одни из самых любимых зрителем, а опасные моменты в них – драки, падения, фехтование – завораживают и восхищают. Смертельная схватка между Шерлоком Холмсом и профессором Мориарти на краю Рейхенбахского водопада по соединению драматического накала и элемента иронии до сих пор не превзойдена в мировой кино-Шерлокиане. Похожее сочетание пленяет наш взор в «Острове сокровищ» (1982). А фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979) без подобного синтеза вообще был бы немыслим.

-3

Кто-то может возразить, что каскадёр в кино – человек заменяемый, что постановщик трюков мог оказаться и другим, что для того, чтобы гореть на экране понарошку несколько секунд не требуется творческая индивидуальность, а только спортивная сноровка и технический расчёт. Но я не согласен. Мне кажется авторский почерк постановщика трюков – вещь видимая, хотя обычно и не различаемая на экране. Удачно вплести своё трюковое искусство в режиссёрский замысел, органически соединить со стилистикой фильма – одна из основ приключенческого кино. И фильмография Николая Ващилина – тому подтверждение.

Тем, кто желает поближе познакомиться с творческой лабораторией постановщика трюков, кто хочет побольше узнать о кинематографической закулисе, наконец, кто любит читать хорошо и интересно написанные книги, я бы рекомендовал книгу Николая Ващилина «
Мы умирали по воле режиссёров».

-4

-----------------

другие мои статьи: Алхимические начала Андрея Миронова / О Валентине Гафте замолвите слово / Олег Янковский в предлагаемых обстоятельствах / Актёр Борис Плотников / Василий Ливанов, он же Шерлок Холмс / Донатас Банионис, актёр с планеты Солярис / Александр Пороховщиков, "актёр с острова Пасхи" / Леонид Марков в фильме "Остров сокровищ" / и т.д.