ПСАЛОМ-УВЕРЕННОСТЬ
Был ли у нашего Господа любимый отрывок из Писания? Если да, разве нам было бы не интересно узнать, какой именно? Некоторые считают, что Иисус во время Своих размышлений часто повторял слова из Пс. 90:11. Те, кто так думает, рассуждают следующим образом. Когда сатана искушал Иисуса, он процитировал данный отрывок (см. Мф. 4:6). Почему дьявол воспользовался этим отрывком? Не потому ли, что Иисус часто повторял его Себе, чтобы найти утешение и ободриться духом? Известно, что сатана атакует нас в наши самые уязвимые места, используя наши самые лучшие мысли, - точно так же он мог попытаться и Иисуса заманить в ловушку, используя тот отрывок из Писания, в котором Он не раз черпал силы. Конечно, мы не можем настаивать, что так все и было, но вполне резонно полагать, что Иисус часто пользовался этим отрывком. Только один этот факт уже делает псалом 90 ценным для любого последователя Христа.
В еврейской Библии у этого псалма нет подзаголовка. В Септуагинте к нему добавлен заголовок, приписывающий авторство Давиду. Мы ничего не знаем о том, когда и при каких обстоятельствах был написан этот псалом.
Главной темой этого псалма является безопасность тех, кто уповает на Бога. Если псалом 89 несколько мрачноват, возвещая о нашей человеческой хрупкости, наших ограниченных возможностях и нашем неизбежном свидании со смертью, то псалом 90 - это прекрасная песня о вере в Бога и соответствующих благословениях, которые получает верующий. Он выражает глубокое доверие и спокойную уверенность. Как заметил Стюарт Перони, он звучит так, будто кто-то взял слова апостола Павла “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31) и выразил их в богатой образами и гиперболами еврейской поэзии.
Исключительной особенностью псалма является постоянный переход повествования от первого лица ко второму. Судя по контексту, первая часть псалма содержит слова автора. Во второй части он передает слово Богу.
Центром псалма стало непроизнесенное “если” - единственное “если”, которое существенно меняет нашу жизнь. Это условие общения с Богом: “если кто-то живет под кровом Божьим”. Если кто-то постоянно ходит с Богом, имея близкое, тесное и непрерывное общение с Ним, то он будет иметь несказанные благословения. После того как это “если” произносится, остальная часть псалма течет плавно, подобно реке.
О ком писал псалмопевец? Он писал о человеке, полностью полагавшемся на Бога. Он имел в виду того, кто беззаветно верил в Бога, для кого Бог был прибежищем и защитой.
“Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»” (ст. 1, 2).
Сущность пребывания в Божьем общении описана четырьмя метафорами: “кров”, “сень”, “прибежище” и “защита”. Бог дает укрытие от сил зла и нечестивых людей. Под сенью защиты Его крыл псалмопевец находил убежище на протяжении всей своей жизни. Бог был его защитой от неистовых нападок врага. Его Бог - это Всевышний, это верховный Создатель, поддерживающий жизнь, всемогущий, всесильный Бог. Это Яхве - Бог завета с Израилем. Его называли Элохим - именем, стоящим во множественном числе и содержащим многогранное выражение Его божественной личности и силы.
Человек, о котором писал псалмопевец, не просто знает о Боге, но также живет в Нем, в Его присутствии, в сфере Его дружбы и общения. Всемогущий - его постоянный попутчик. Он верит в Бога, а Бог защищает его.
Какие благословения даруются тому, кто укрывается в Боге?
I. БОЖЬЯ ЗАЩИТА (ст. 3-13)
Во-первых, человек, который живет с Богом, находится под Его защитой. Бог избавляет его от любой опасности, которая может угрожать ему.
“Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его” (ст. 3, 4).
Когда праведник находится под защитой Божьей, ему не страшны сети ловца. Сеть для ловли птиц почти невидима, но Бог может выхватить праведного из скрытых ловушек, расставленных коварными людьми. Бог также избавит его и от губительной язвы. Таким образом, уповающий на Бога получит защиту от злонамеренных людей и от разрушительных сил природы. Бог накроет его Собой, спрятав его подобно тому, как наседка прячет своих птенцов под крыльями.
Божья истина и верность - щит и ограждение для праведника. Под щитом и ограждением подразумеваются два щита, которыми израильский воин пользовался в сражении: один был большой и закрывал все его тело, другой был меньших размеров и круглой формы. Оба они надежно закрывали тело солдата, ограждая его от смертоносных стрел.
“Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему” (ст. 5-10).
Каковы результаты Божьей защиты? Человек, находящийся под защитой Бога, не будет испытывать страха ни днем, ни ночью. Его не будут беспокоить ни ночные ужасы, ни неожиданные нападки сил зла. Он не станет тревожиться из-за стрел, летящих днем. Не убоится даже язвы, подкрадывающейся во мраке. Ему не страшна будет зараза, опустошающая в полдень. Бог никогда не берет отпуска, Он постоянно стоит на страже, даже когда Его слуги спят и не могут осознанно молиться о ниспослании безопасности. Бог всегда избавит от сил зла - и в ночи, и в полдень, и днем.
В то время как огромные массы людей падают вокруг него - тысяча подле него и десять тысяч одесную его - от язв ли, в бою или от естественных причин, ему ничто не причинит вреда. Он пройдет через огонь и воду - и не пострадает. Он издали увидит, как нечестивые получат возмездие, однако сам не разделит их участь.
Причина Божьей защиты очевидна. Описываемый человек процветает, потому что Господь прибежище его; он обитает под кровом Всевышнего. Обитая в Господе и имея на вооружении Его истину, он может быть уверен в том, что сатана со своими приверженцами не причинит ему вреда.
“Ибо ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона” (ст. 11-13).
Если человек под Божьей защитой, это значит, что даже ангелы будут посланы, чтобы оберегать его. Их обязанностью будет хранить его во всех делах его. Их защита будет полной. Они поднимут его на руках своих, так что он даже не заденет ногой о камень. Он одержит победу над злом, наступая на аспида и василиска, попирая льва и дракона.
Дьявол процитировал эти слова псалмопевца в Мф. 4:6, 7, когда искушал Иисуса на крыле храма. Иисус парировал высказывание дьявола, приведя цитату из Второзакония и объяснив, что не следует без необходимости искушать Бога.
II. БОЖЬИ ОБЕТОВАНИЯ (ст. 14-16)
Обитающий под сенью Всемогущего становится получателем Божьих обетований.
“За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое” (ст. 14-16).
Так как человек, о котором идет речь, любит Бога, то и Бог возлюбил его. Господь верен Своему возлюбленному. Он избавит его от недругов и сделает его недосягаемым для сил зла. Если человек воззовет к Богу, то получит ответ. Благодаря его близости с Богом его молитва возымеет силу. Бог дарует ему Свое присутствие и защиту, Он не оставит его в трудную минуту. Он прославит его и продлит годы жизни. Бог даст ему приблизиться к концу жизни с чувством удовлетворения от прожитых лет. Джеймс Бертон Коффман развивает эту мысль:
«Даже тот, кто имеет самые щедрые небесные благословения, и тот, кто имеет от жизни все, о чем можно только мечтать, и кто получил в дар жизнь более долгую, нежели обычно свойственно человеку, неминуемо достигнет того времени, когда он пресытится своей жизнью и будет готов отправиться к Богу. Когда возрастные недуги становятся все более и более невыносимыми... когда самые близкие и родные покоятся в земле и ты, как “последний листик на дереве”, мыкаешь горе в полном одиночестве, размышляя об истинности слов, однажды сказанных Павлом: “Имею желание разрешиться и быть со Христом”, - а надежда на небеса становится все светлее и притягательней, настает время, когда Божьему святому может опостылеть жизнь и он почувствует себя готовым к призыву Господа, которым завершится его странствие по земле».
Человек, который обитает с Богом, пребывая в Его присутствии, получит Его силу, защиту и опеку - самое лучшее из того, что дает Бог Своим земным чадам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В псалме 90 вы находите самое прекрасное выражение надежды. Тот, кто скрывается в Боге, будет иметь Его непосредственное присутствие, Его несокрушимую защиту, Его неодолимую силу и Его неиссякаемую заботу. По- настоящему верующий принимает эти красноречивые утверждения за истину и их делает основой своей жизни и вечности.
Из Нового Завета мы узнаем, что дети Божьи не всегда будут защищены от всякой угрозы смерти. Многие из ранних христиан умерли за свою веру во Христа. Как же нам тогда согласовать реалии Нового Завета с поэтическими обетованиями данного псалма? Этот псалом очень образным языком говорит о том, что Бог защищает Своих и заботится о них. Он может уберечь нас от болезни или провести через болезнь. Он может оградить нас от смерти или спасти через смерть. Наш Господь сказал, что ни один волос не упадет с головы следующих за Ним, даже если их будут умерщвлять ненавидящие их (Лк. 21:18).
Псалмопевец утверждает, что человек, уповающий на Бога и ходящий в тесном общении с Ним, будет иметь самое лучшее из того, что по-настоящему высоко ценится. Он будет обильно благословлен. Некоторые из его благословений будут очевидны и для неверующих, а некоторые будут не видны даже для него самого. Уповающий будет окружен кольцом духовной заботы, и это кольцо не разорвут ни природные катаклизмы, ни военная мощь, ни злые силы, ни несчастные случаи или физическая смерть. Взятый в кольцо Его силы, благочестивый человек временами будет избавлен от зла, а иногда получит защиту, находясь среди этого зла. Пока он будет уповать на Бога и укрываться в Нем, Бог будет исполнять все обещания, данные тому человеку.
“Если” верующий будет проводить свою жизнь в полном и замечательном общении с Богом, то приобретет Божью защиту и обетования, Его присутствие и заботу - самое лучшее из того, чем наделяет Бог.
ЕСЛИ Бог станет для вас обителью - если вы скажете Богу: “Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!” -
ТОГДА Он избавит вас от сети ловца и от гибельной язвы. Перьями Своими Он осенит вас, и под крыльями Его будете в безопасности; Его истина будет вам щитом и ограждением. Не убоитесь ни ужасов в ночи, ни стрелы, летящей днем; не испугаетесь ни язвы, ходящей во мраке, ни заразы, опустошающей в полдень. Падут подле вас тысяча и десять тысяч одесную вас, но к вам это не приблизится. Только смотреть будете очами своими и видеть возмездие нечестивым.
ЕСЛИ Господь стал для вас упованием, Всевышний стал прибежищем -
ТОГДА не приключится вам зло, и язва не приблизится к жилищу вашему; ибо ангелам Своим заповедает охранять вас на всех путях ваших. На руках понесут вас, да не преткнетесь о камень ногою своею. На аспида и василиска наступите; попирать будете льва и дракона.
ЕСЛИ вы любите Бога -
ТОГДА Он избавит вас; защитит вас, потому что вы познали имя Его. Воззовете к Нему, и услышит вас; Он будет с вами в скорби; избавит вас и прославит вас, долготою дней насытит вас и явит вам спасение Свое.