Найти тему

Храм Искусства. История здания Пермской художественной галереи. Часть II. Самое известное и самое красивое здание в Перми.

507 прочитали

Колокольня, ставшая символом Перми, – мощная архитектурная доминанта и составляющая часть культового комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, памятника русского провинциального классицизма. По результатам многочисленных опросов считается самым известным и самым красивым зданием в Перми.

Фотография Алексея гречищева
Фотография Алексея гречищева

Авторство проекта Пермского Спасо-Преображенского собора (на начальном этапе строительства – монастыря) принадлежит местным и московским архитекторам круга известнейшего отечественного зодчего Матвея Казакова. После многих переработок и исправлений, следовавших в течение полутора десятилетий, а также окончательного выбора места на камском крутояре, на горе Слудке, в 1793 г., заложили архиерейские и братские (для монахов) покои. В марте 1794 г. губернатор А.А. Волков уже писал епископу Лаврентию, что выстроены «вчерне» два корпуса — монашеский и настоятельский с крестовой церковью.

Колокольня, ставшая символом Перми, – мощная архитектурная доминанта и составляющая часть культового комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, памятника русского провинциального-2

Средств на возведение монастыря не хватало, поэтому пришлось «пересмотреть церковную, бывшего ставропигиального Пыскорского монастыря, утварь… из пяти митр — две митры и панагия, украшенные бриллиантами и другими ценными камнями, почитались весьма ценными, но и они заложены были в Вятский собор, дабы иметь возможность устроить Пермский кафедральный собор и архиерейский дом». Положение спасли крупные вклады, сделанные Строгановыми и другими именитыми людьми еще в Пыскорский монастырь, позволив осуществить начальный этап строительства Пермского Спасо-Преображенского монастыря.

Лаврентий Серяков. «Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин» 1879. по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е. П Кашкина, «высочайше повелено монастырь сей перевесть... во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенским же».
Лаврентий Серяков. «Генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин» 1879. по ходатайству генерал-губернатора Пермского и Тобольского Е. П Кашкина, «высочайше повелено монастырь сей перевесть... во вновь устроенный город Пермь с наименованием вместо Пыскорского Пермским Преображенским же».

В 1795 г. заложили соборную летнюю холодную церковь Преображения Господня. Строительство теплого храма в честь святого Стефана Пермского началось в 1798 г. В 1819 г. освятили летний холодный храм Преображения с установленным в нем барочным иконостасом ХVIIIв. из Пыскорского монастыря.

Закладка отдельно стоящей кафедральной колокольни была произведена в 1818 г. Этому событию предшествовал конкурс, в котором приняли участие известный архитектор Луиджи Руска и губернский архитектор П.Т. Васильев, чей проект в итоге был принят к исполнению.

Проект колокольни П.Т. Васильева
Проект колокольни П.Т. Васильева

П.Т. Васильев – пермский губернский архитектор (1793–1836), получивший профессиональное образование в Москве, предположительно в архитектурной школе М.Ф. Казакова. По его проектам были построены многие общественные, частные и культовые здания в Перми и окрестностях города.

Начавшаяся с лета 1819 г. кирпичная кладка колокольни продолжалась до осени 1824 г. под личным наблюдением губернского архитектора П.Т. Васильева. В 1825 г. строительство колокольни было остановлено и не велось вплоть до весны 1829 г. В августе 1829 г. появляется новый проект фасада колокольни, сочиненный архитектором П.И. Таманским, помощником П.Т. Васильева. Предложенный им фасад колокольни предполагал внести изменения в третий и четвертый этажи колокольни и добавить шпиль.

Проект перестройки кафедрального собора и архиерейского дома 1832. Архитекторы П.Т.Васильев, П.И.Таманский.
Проект перестройки кафедрального собора и архиерейского дома 1832. Архитекторы П.Т.Васильев, П.И.Таманский.

В связи с рассмотрением и утверждением нового проекта и новой сметы в Строительном комитете при министерстве и Синоде строительство колокольни вновь было приостановлено. В сентябре 1830 г. вышел указ Синода, что «фасад Таманского» и смета одобрены и приняты для достройки кафедральной колокольни.

Работы по возведению 67-метровой колокольни велись в течение 14 лет. Квадратная в плане многоярусная колокольня вырастает из основного массива здания. Нижний ярус башни украшен портиками тосканского ордера; второй ярус закреплен портиками дорического ордера и облегчен арочными проемами; в третьем ярусе повторяющийся мотив полуциркульных арок обрамлен ионическими колоннами.

Последним штрихом в создании столь величественного сооружения, выполненного в стиле классицизма, было увенчание шпиля колокольни «крестом с распятием между сиянием и шаром из красной меди и вызолоченным же червонным чрез огонь золотом».

Форма креста на шпиле колокольни 1832 года.
Форма креста на шпиле колокольни 1832 года.

В конце 1832 г. строительство было завершено. В этом же году на колокольню были подняты колокола, привезенные в конце ХVIII в. из Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Всего, по кафедральной описи, на колокольне было установлено одиннадцать колоколов.

Следующий период в истории Пермского кафедрального собора относится к 1853–1854 гг. Губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора. Архитектор при помощи крытых переходных галерей соединил в единый комплекс колокольню, собор и архиерейский дом. Кроме того, предполагалось расширение предалтарной части летнего храма и увеличение колокольни еще на один ярус. Эта реконструкция была выполнена частично: расширение предалтарной части собора и надстройка колокольни не были проведены.

Проект на расширение Пермского кафедрального собора. 1892 г.
Проект на расширение Пермского кафедрального собора. 1892 г.

В 1892 - 1893 гг. создается новый проект расширения кафедрального собора. Чертежи были сделаны «строительно-техническим бюро Турчевича в г. Перми». С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и колокольней), делаются два придела, увенчанные главками с луковичными завершениями. В них устанавливаются двухъярусные иконостасы.

Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIXв. городским населением. Построенный в начале XIXв. и лишь незначительно расширенный в 1853–1854 гг., к концу столетия он уже не отвечал требованиям главного собора Пермской епархии. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефановскому храму, его площадь значительно увеличилась.

Соборная площадь. Фото 1905 года.
Соборная площадь. Фото 1905 года.

Незначительные перестройки кафедрального собора, произведенные в начале ХХ в. бюро А.Б. Турчевича, внесли последние штрихи в целостный архитектурный ансамбль, куда входили также монастырский сад и кладбище. В эти годы увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), так что по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. В крытом переходе между колокольней и архиерейским домом устроили ворота, по фасаду дома (по Кунгурской улице) снесли два крыльца, а вход перенесли в угловую часть. Таким он остался и по сей день.

Фотография Ильи Липина.
Фотография Ильи Липина.

Силуэт колокольни виден издалека - людям, живущим в Перми и приезжающим в Пермь не приходится долго искать самое известное и красивое здание в Перми.

Фотография Валерия Амотника.
Фотография Валерия Амотника.

Кто не читал первую часть:

Источники:

А.С.Терехин. Жизнь и творчество архитектора И.И.Свиязева. Пермское книжное издательство, 1970. С. 98-99.

А.С.ТерехинПермь. Очерк архитектуры. Пермское книжное издательство, 1980. С. 38-39.

А.И.Пестова«Символ Перми. К вопросу об авторстве и строительстве колокольни Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Перми. 1818-1832 гг.» // Пермская Старина. Церковно-краеведческий альманах. Вып. № 2, 2009. С. 21-30.

Колокольня, ставшая символом Перми, – мощная архитектурная доминанта и составляющая часть культового комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора, памятника русского провинциального-11