Марина Цветаева не любила когда ей дарили цветы. Не любила цветов ни в вазах, ни в горшках. Вот такой неожиданный факт
Много интересных фактов можно узнать из дневников известных людей. Я не знала этого факта и меня это удивило, когда в записной книжке 1919–1920 гг. я прочитала о размышлениях Марины Ивановны о цветах.
Еще в раннем детстве Марина Цветаева написала небольшое стихотворение «Первая роза»:
Девочка мальчику розу дарит,
Первую розу с куста.
Девочку мальчик целует в уста,
Первым лобзаньем дарит.
Солнышко скрылось, аллея пуста…
Стыдно в уста целовать!
Девочка, надо ли было срывать
Первую розу с куста?
В юности Марина очень любила на прогулках собирать букетики фиалок. Так, весной 1909 года она отдыхала в Ялте и в письме к подруге Вале Генерозовой пишет:
<Ялта, апрель 1909>
Милая Валечка. Если бы ты знала, как хорошо в Ялте! Я целый день на воздухе, то у моря, то в горах. Фиалок здесь масса, мы рвем их на каждом шагу. Но переезд морем из Севастополя в Ялту был ужасный: качало и закачивало всех. Приеду верно 3-го или 4-го. Всего лучшего.
В 1914 году Марина Цветаева с мужем и маленькой дочерью Алей жила в Крыму. Однажды она гуляла по городу с маленьким букетиком фиалок и у нее родилось чудесное стихотворение «Над Феодосией угас…»
Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.
Феодосия, 14 февраля 1914
Перед их домом в Феодосии был небольшой сад, в котором цвели и благоухали, обдавая все окружающее дурманом, розы.
22-го мая 1914 г., четверг
Какой у нас сад! Сколько роз! Аля всегда возвращается с прогулки с розой в руке.
25-го мая, воскресение
Феодосия, Троицын день 1914 г.
...Розы, розы, розы… Когда проходишь Сережиной комнатой, невольно останавливаешься от этого теплого сладкого запаха, круглыми волнами вливающегося в широко открытые двери...
В эти же майские дни, отведав, только что свареннного розового варенья, Марина Ивановна тут же взялась за творческий поиск. Ей хотелось найти наиболее удачное сравнение — краткое и точное — с чем же можно сравнить этот необыкновенный вкус?
Недавно А<лиса> Ф<едоровна> прислала нам только что сваренного розового варенья.
1. Ешь — и чувствуешь во рту вкус 1001 Ночи.
2. Вкус розового варенья — вкус 1001 Ночи.
3. В ложечке розового варенья — вся 1001 Ночь.
Мне ужасно понравилось это сравнение и хотелось сделать его возможно точнее и короче. Третье, кажется, самое лучшее. Первое — худшее.
Нет, что бы ни говорил Макс (Волошин),— проза должна быть музыкальной...
И, завершая тему о розах, Марина Ивановна описала подарок, который получила от своей сестры Анастасии:
Еще о розах: у меня есть чудное платье — крупные красные розы с зелеными листьями — не стилизованные и не деревенские — скорее вроде старинных.—Подарок Аси.— И есть еще большой кусок такой же материи, из него я сделаю Але и себе по одеялу.
Что может быть волшебнее ватного стеганого монашками одеяла с крупными красными розами! Живой монастырский сад’
Еще через 5 лет, в записной книжке за 1919–1920 гг., Марина Ивановна напишет, что на самом деле она никогда не радовалась цветам:
Никогда не радовалась цветам в подарок и если покупала когда-нибудь цветы, то или во имя чье-нибудь (фиалки* — Парма — Герцог Рейхштадтский и т. д.) или тут же, не донеся до дому, заносила кому-нибудь.
И далее Марина Цветаева рефлексирует в дневнике почему же так случилось, что она не любит цветы ни в вазах, ни в горшках:
Цветы в горшке надо поливать, снимать с них червей, больше пакости, чем радости,
цветы в стакане — так как я непременно позабуду переменить воду — издают отвратительный запах* и,
выброшенные в печку (всё бросаю в печь!), не горят.
- *и это довольно интересный момент. Он может указывать на то, что Марина Цветаева была человеком высокочувствительным. Высокочувствительные люди остро воспринимают физические ощущения — тактильные, обонятельные, слуховые и/или зрительные.
- Хотя чаще всего этот термин употребляют описывая детей. Так, принято считать, что 5-20% детей обладают гиперчувствительностью. Например, такие дети могут на полном серьезе могут заявить маме, что им не нравится свитер, потому, что он колется; что в туфлях им мешает песок, хотя никакого песка в их сандаликах нет; и даже что их царапают звуки!
- И тут сразу вспоминаются по крайней мере две строки из стихотворений Марины Цветаевой: «...Под лаской плюшевого пледа» и «...удушливой волной, соприкоснувшись рукавами». Марина Ивановна, как никто другой, умела невидимое сделать видимым, осязаемым....
Страсть к цветам (прекрасно-бесполезному!) признак расы: Аля, Сережа.
Сережа никогда не мог пройти равнодушно мимо цветочного магазина (Господи, зачем я об этом пишу?!) и всегда мне дарил цветы, и я им всегда дарила — Сереже и Але. — И лучше бы я умерла.
Если хотите мне сделать радость:
— пишите мне письма,
— дарите мне книжки про всё,
— кольца — какие угодно — только серебряные и большие!
— ситчику на платье (лучше розового!)
— только, господа, не цветы!
Автор Ольга Парфенова
#Марина Цветаева #история #цветы #знаменитости #розы #фиалки #подарки #семья #Макс Волошин #Сергей Эфрон
Подписывайтесь на мой канал
Ваши лайки и комментарии помогают развитию канала!