Найти в Дзене
GigaScience

Большая удача маленького спутника.

Вам когда-нибудь было досадно от того, что вы пропустили нужную станцию метро или поворот на оживленной трассе? Скорее всего, да. Неприятное чувство, когда осознаешь, что отвлёкся и упустил нужный момент. А теперь попробуйте представить себе похожую ситуацию, но в космическом масштабе: космический аппарат, пропустивший маневр торможения у целевой планеты. В большинстве таких случаев это бы привело не просто к "расстройству" в центре управления полетами, но и к провалу миссии, поскольку орбитальная механика — наука строгая и не прощает ошибок. Однако случай, произошедший с японским венерианским зондом Akatsuki, стал исключением из этого правила.

Akatsuki в сборочном цеху.
Akatsuki в сборочном цеху.

Подумайте о том, как много ресурсов, времени и усилий уходит на планирование и реализацию космической миссии. Каждый шаг, каждый маневр рассчитывается с астрономической точностью. И вдруг... ошибка. Промах. Можно ставить крест на годах, а то и десятилетиях кропотливой работы. Но для команды специалистов японского космического агентства JAXA это стало лишь началом удивительного космического приключения, которое показало, что даже в космосе возможны чудеса. Но обо всем по порядку.

Начнём с истории. JAXA разработала серию космических аппаратов под общим названием Planet, предназначенных для изучения различных объектов (сюрприз, планет) нашей Солнечной системы.

Первым в этой серии стал Planet-A, также известный как Hiten («Летящий по небу»). Запущенный в 1990 году, этот аппарат был нацелен на изучение Луны. Hiten успешно осуществил несколько маневров и измерений на лунной орбите, продемонстрировав достижения японской науки и промышленности, а также отработал новые, для японских специалистов, методы навигации.

Марсианский зонд JAXA Nozomi.
Марсианский зонд JAXA Nozomi.

Следующим шагом был Planet-B или Nozomi («Надежда»). Запущенный в 1998 году, он был нацелен на достижение и изучение Марса. Однако из-за технических проблем, Nozomi, к сожалению, не смог выйти на стабильную орбиту вокруг красной планеты - в этом случае миссию как раз постиг провал.

И, наконец, Planet-CAkatsuki («Рассвет»). Этот аппарат был направлен к Венере в 2010 году, и именно он является героем нашего сегодняшнего повествования.

Стоит подчеркнуть, что все эти проекты являются самостоятельными японскими разработками. Несмотря на то что NASA и ESA оказали техническую поддержку в некоторых аспектах миссий, основная часть работ — от проектирования до управления — была выполнена исключительно учеными и инженерами JAXA.

Главный герой повествования - венерианский зонд JAXA - Akatsuki.
Главный герой повествования - венерианский зонд JAXA - Akatsuki.

В начале 2010 года, зонд Akatsuki был готов к полёту. С технической точки зрения, аппарат представлял собой типичный космический спутник: кубической формы, покрытый блестящей "золотой фольгой" для изоляции от солнечного излучения, оснащённый солнечными панелями для питания и антеннами связи. Двигательная установка зонда включала в себя маршевый двигатель, работающий на топливной паре гидразин-тетраоксид азота. Кроме того, на борту "Planet-C" было несколько маломощных "рулевых" двигателей ориентации, использующих чистый гидразин без окислителя - они предназначены для точных маневров и поддержания правильной ориентации в пространстве.

На чистом гидразине работают ракетные двигатели, использующие принцип термического распада. В таких двигателях гидразин подается в камеру сгорания, где он контактирует с катализатором (например, это может быть сеточка из платины). Под воздействием катализатора гидразин быстро и экзотермически разлагается, выделяя тепло и образуя газы. Этот процесс приводит к резкому увеличению давления в камере сгорания, и газы выбрасываются через сопло, создавая реактивную тягу. Такие двигатели ориентации на чистом гидразине обладают рядом преимуществ: они просты в конструкции, надёжны в работе и способны обеспечивать многократные короткие импульсы тяги.
Главный герой повествования - венерианский зонд JAXA - Akatsuki.
Главный герой повествования - венерианский зонд JAXA - Akatsuki.

В целом, такая конфигурация двигательной установки, является стандартной для разнообразной космической техники. На борту зонда были также установлены различные научные инструменты, включая ультрафиолетовые и инфракрасные камеры для изучения атмосферы Венеры, а также радиоволновой высотометр для изучения венерианских облаков и топографии поверхности.

Запуск Akatsuki состоялся с космодрома Танегасима на ракете H-IIA, 20 мая 2010 года. Ракета-носитель успешно вывела зонд на планируемую орбиту. После этого, зонд начал свою работу и совершил маневр для перехода на трансвенерианскую траекторию. Все необходимые действия для выхода аппарата на данную траекторию прошли планомерно и без сбоев, но первые проблемы ожидали его впереди.

Запуск был произведен на ракете H-IIA.
Запуск был произведен на ракете H-IIA.

К концу 2010 года, зонд Akatsuki приблизился к Венере и готовился к ключевому маневру торможения для выхода на стабильную орбиту вокруг планеты. Необходимо понимать, что расстояние между Землёй и Венерой таково, что сигнал от аппарата до Земли идёт примерно 8 минут. Это делает невозможным управление аппаратом в режиме реального времени. Вместо этого все действия аппарата запрограммированы заранее, и он должен действовать автономно, реагируя на данные от своих датчиков.

Однако попытка автоматического включения маршевого двигателя не увенчалась успехом. Специалисты JAXA характеризовали эту ситуацию как "аномалию" в работе двигателя. Предполагается, что причиной стало неправильное распределение давления в топливных линиях, либо засорение топливных клапанов продуктами разложения химических компонентов. Как бы там ни было, это привело к перегреву и автоматическому отключению двигателя. В результате этой неудачи, Akatsuki не получил необходимый импульс и пролетел мимо своей цели, не сумев занять запланированную орбиту. В большинстве случаев такая ошибка была бы роковой для миссии из-за неумолимости орбитальной механики. Однако, на этот раз удача была на стороне JAXA.

Руководитель миссии Масато Накамура на пресс-конференции 8 декабря 2010 и модель зонда Акацуки.
Руководитель миссии Масато Накамура на пресс-конференции 8 декабря 2010 и модель зонда Акацуки.

В последующие дни после неудачного маневра торможения, инженеры и учёные в центре управления на Земле анализировали ситуацию. Их тщательные расчёты и моделирование, к удивлению, показали, что всё ещё есть шанс на успех. Особенности орбиты, на которую вышел венерианский зонд, оказались таковыми, что он мог повторно приблизиться ко второй от Солнца планете через четыре с небольшим года. Несмотря на выход из строя основного двигателя, маломощные двигатели ориентации оставались исправными. Именно они и стали разгадкой к решению проблемы.

На протяжении этих четырёх лет специалисты JAXA тщательно следили за движением аппарата и прогнозировали его траекторию. С помощью малых рулевых двигателей, они выполнили необходимые коррекции траектории для более точного "прицеливания".

  • Отвлекаясь от основного рассказа, стоит пояснить: зачем, собственно, космическим аппаратам мощные маршевые двигатели, если есть рулевые? Дело в том, что двигатели ориентации, хоть и способны менять траекторию, обладают гораздо меньшим удельным импульсом и мощностью. Это означает, что они расходуют больше топлива по сравнению с маршевыми двигателями, для достижения той же орбиты. К тому же, они изначально спроектированы для решения других задач — обеспечение правильной ориентации аппарата в пространстве и небольшие корректировки движения.

Наш паблик VK:

ВКонтакте | ВКонтакте
Зонд Akatsuki просканировал Венеру через плотные слои атмосферы.
Зонд Akatsuki просканировал Венеру через плотные слои атмосферы.

Час X наступил 7 декабря 2015 года. Многострадальный зонд вновь приближался к Венере, но на этот раз инженеры на Земле были готовы к решающему моменту. Как и было запланировано, автоматике была отдана команда на осуществление тормозного маневра с помощью малых двигателей ориентации. И, ко всеобщему восторгу специалистов, операция прошла успешно. Спустя более 4 лет после первого неудачного рандеву, Akatsuki все-таки достиг своей цели.

Что еще удивительнее, научная аппаратура зонда осталась в рабочем состоянии, несмотря на продолжительное время ожидания в открытом космическом пространстве. Как ни крути, космическая техника не зря славится своей потрясающей надежностью. После успешного выхода на орбиту и проверки всех систем, Akatsuki начал свою основную миссию по исследованию Венеры.

Японский зонд смог увидеть Венеру в ультрафиолетовом спектре. Общая картина может не впечатлить, но детальные снимки позволили ученым зафиксировать ряд важных данных.
Японский зонд смог увидеть Венеру в ультрафиолетовом спектре. Общая картина может не впечатлить, но детальные снимки позволили ученым зафиксировать ряд важных данных.

Таким образом, несмотря на пятилетнюю задержку, Akatsuki не только успешно вышел на орбиту Венеры, но и предоставил ученым бесценные научные данные. Среди научных инструментов на борту аппарата были камеры в ультрафиолетовом, инфракрасном и видимом диапазонах, спектрометры и другие приборы. Благодаря этому инструментарию, "Planet-C" смог изучить атмосферные явления Венеры, включая мощные воздушные потоки, динамику облачного покрова и роль вулканизма в формировании газовой оболочки планеты. Эти данные дали ученым важные подсказки о том, как формируется и развивается атмосфера близкой по параметрам к Земле планеты, а также предоставили возможность для сравнения атмосферных процессов на двух планетах.

Подводя итог этой удивительной истории, можно с уверенностью сказать, что, хотя космонавтика редко прощает ошибки, иногда она все же дает второй шанс. В такие моменты, инженеры на Земле должны проявить все свои навыки, опыт и изобретательность, чтобы максимально использовать выпавшую возможность и воспрепятствовать фатальному исходу. Случай с японским зондом Akatsuki - поистине является если не чудом, то поразительной удачей.

Еще одна удивительная история про изобретательность японских ракетостроителей:
-9
Наука
7 млн интересуются