Узнать, какая медицина лучше – наша или «их» достаточно просто. Нужно просто взять любую дату – какая понравится – и сравнить, что было в это время «у них» и «у нас». Я вот решил попробовать. Получилось примерно так.
Пенициллин. Разгильдяй, спасший миллионы жизней
Говорят, Александр Флеминг был чудовищным лектором. А еще он был невероятным разгильдяем – это надо было забыть на лабораторном столе чашку Петри с культурой бактерий, уходя в отпуск. Естественно, в чашке завелась плесень, что и привело к открытию пенициллина. Это знают все. Меньше народу знает, как незадолго до этого был открыт лизоцим – все тот же Александр Флеминг смачно чихнул в чашку Петри, испортив этим еще одну культуру бактерий…
Александр Флеминг открыл пенициллин в 1928 году. Если быть точным, в этом году он обнаружил, что зеленая плесень и стафилококк не очень ладят. Конкретный вид зеленой плесени, убивший стафилококк, установил Чарльз Том в 1931 году. А собственно пенициллин, как вещество, выделили из плесени Говард Флори и Норман Хитли в 1940 году.
Нужно сказать, что первые два пациента, получивших пенициллин, погибли. Первым пациентом была женщина с последней стадией рака – ей вводили пенициллин просто чтобы понять, что он не токсичен для людей. От рака пенициллин не помог никак…
Вторым пациентом был лондонский полицейский со стафилококковым сепсисом. У него сначала было получено значительное улучшение от введения всего 100 мг пенициллина (это 1/10 дозы взрослого пациента в наше время), но пенициллина было мало, получали его с трудом. И в конце концов полицейский погиб просто от того, что лекарства ему не хватило.
«Не хватило» было основной проблемой. Получение пенициллина было очень трудоемкой задачей. Плесень сначала выращивали в специальных контейнерах (идеальным «контейнером» оказалось больничное судно), затем фильтровали через парашютный шелк, затем получившийся раствор высушивали и получали наконец кристаллический порошок – тот самый пенициллин. Для клинических испытаний полученного препарата едва хватало.
Шла война. Пенициллин оказался очень нужным лекарством, поэтому заводы по его производству стали расти, как грибы после дождя, но из-за слишком трудоемкой и дорогой технологии получения препарат все равно оставался дефицитным.
И только в 1954 оду специалисты компании Ely Lilly предложили технологию, которая, во-первых, позволила производить пенициллин в промышленных количествах, а во-вторых, уронила его себестоимость в целых 100 раз.
А в это время в СССР…
Советский вариант пенициллина – крустозин – создала Зинаида Виссарионовна Ермольева в 1942 году. Она же занималась организацией его производства, что спасло сотни тысяч жизней – сначала солдат, а потом, после войны, и мирных граждан (кому интересно, почитайте книгу В. Каверина «Открытая книга» или хотя бы посмотрите сериал – он совершенно бесплатно доступен на YouTube). Тем не менее, пенициллин стал массово применяться в СССР только в 1970-е годы, да и тогда еще участковые врачи при каких-нибудь бронхитах и «катарах верхних дыхательных путей» (официальный диагноз того времени, аналог нынешнего ОРИ), предпочитали выписывать сульфаниламиды как более доступные средства. А крустозин так и остался первым и единственным антибиотиком, разработанным в СССР.
Как перестали оперировать язву желудка. Самая обычная Нобелевка, самая продаваемая таблетка.
Гистамин – вещество почти универсальное. Оно расширяет сосуды при аллергической реакции, расслабляет гладкие мышцы, стимулирует мозговую деятельность, а еще – управляет секрецией соляной кислоты в желудке. Когда врачи поняли, что язва желудка и выработка соляной кислоты связаны напрямую, они стали искать способы уменьшить выработку соляной кислоты.
В 1975 году эти усилия впервые увенчались успехом, когда работавший в Smith Kline фармаколог Уильям Блек довел до ума выхода на рынок первый блокатор гистаминовых H2 рецепторов, блокирующий синтез соляной кислоты – и язвы стали рубцеваться сами собой, без операций. Препарат как дженерик выпускается и сейчас, но его значительно потеснили более современные лекарства, правда, появившиеся лишь в самом конце 1990-х годов. А усилия Уильяма Блека не остались незамеченными. Он получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1988 году – как раз за разработку первого в мире Н2 блокатора гистамина и спасение миллионов язвенников от операции.
А в это время в СССР…
Диета. В фильме «Москва слезам не верит» (кстати, снятом в 1979 году) Гоша вскользь сказал Кате: «один там у нас вообще язвенник, ему ничего нельзя». «Ничего нельзя» — это стол №1 по Певзнеру – все протертое, все на пару, яички всмятку и вареная курица. Главное, чтобы все было протертое и на пару.
Минеральные воды и курорты. Простите, опять отсылаю к кино – пересмотрите «ТАСС уполномочен заявить» (снят в 1984 году) - там есть уморительно смешная линия с алкашом Парамоновым, который под видом минералки пил водку в магазине «Минеральные воды». Обратите внимание на монолог директора магазина – «для меня желудочно-кишечный тракт деятеля культуры намного важнее похмельных страданий пьющего элемента».
Операция. Да-да, при язве рекомендовалось хирургическое лечение, конкретно – частичное удаление желудка по Бильрот 2 (операция была разработана великим венским хирургом Теодором Бильротом в 1880-е годы).
Лекарственное лечение. Вершиной фармацевтической мысли, которую можно было найти в советских аптеках, был болгарский almaгель. И все.
«Соду можно выписать» - сказал в моей голове ехидный голос (М. Булгаков, Записки юного врача)
Первые противозачаточные средства. Разработка лекарств под дулом пистолета.
Под дулом пистолета – вовсе не фигура речи. Еще в 1873 году в США была создана сеть специальных агентов почтовой службы, которые имели право на ношение (и применение) оружия, а их задачей было всячески препятствовать распространению «любых непристойных, неприличных, безнравственных или разжигающих страсть книг, брошюр, изображений, статей, писем, записок…» В 1950-е годы специальные агенты почтовой службы часто врывались в гинекологические клиники, если, по их данным, там распространялась информация (врачами для пациенток) о способах предохранения от беременности. Врачей часто арестовывали, пациенток тоже. Средства контрацепции ввозились в США в основном контрабандой.
Женщина должна быть хозяйкой своего тела и распоряжаться им только по собственному усмотрению – так думала феминистка Маргарет Сэнгер, когда в 1950 году она постучалась в дверь ученого с высочайшим IQ и очень неоднозначной репутацией – Грегори Пинкуса. Все другие ученые, к которым она обращалась, дружно сказали «нет». «Нет, мы не будем выполнять для вас эту работу». Речь шла о создании средства контроля рождаемости, которым женщины могли бы пользоваться – по возможности – без консультации врача и уж точно без согласия мужа и общества. Маргарет Сэнгер думала, что эту задачу могут решить противозачаточные таблетки, а Грегори Пинкус должен был такие таблетки разработать.
Пинкус взял, да и согласился – ему была нужна работа.
Заняло это девять лет. Это были годы, когда часто не хватало финансирования на исследования, когда невозможно или очень трудно было найти добровольцев для испытаний препарата (были даже попытки испытывать препарат на заключенных женской тюрьмы, слава богу, не увенчавшиеся ничем), когда врачи отказывались принимать участие в испытаниях. Даже FDA одобрило препарат со второго раза, да и то с формулировкой «решение одобрить препарат принято в связи с тем, что он безопасен. Связанные с этим моральные проблемы мы рассматривать не можем».
Как назывался этот препарат, я писать не буду. Во-первых, это запрещается правилами Дзена, во-вторых, он давно уже снят с производства, а в-третьих, женщины в США, когда препарат только появился, стали называть его просто – «Таблетка». Но с большой буквы.
А в это время в СССР...
Хочется написать – «вы что, смеетесь?». Разработки гормональных противозачаточных средств в СССР не велись никогда. Во всяком случае, результатов таких исследований никто и никогда не публиковал. Планирования семьи фактически не существовало. Запрет на проведение абортов был отменен только в 1955 году. Кому эта тема интересна – очень советую книгу Людмил Улицкой «Казус Кукоцкого» или хотя бы посмотреть сериал гениального Юрия Грымова – он совершенно бесплатно доступен на YouTube.