Не смогла удержаться от каламбура: под словом «романы» тут будут пониматься и любовные связи, и книги.
А вы читали биографию знаменитой Жорж Санд, написанную Андре Моруа?Правда, родился он почти десятилетие спустя после смерти писательницы, так что о степени точности или приукрашенности биографии судить сложно...
В статье я решила сосредоточиться только на той теме, которая заявлена в заголовке: меня заинтересовало влияние романов с мужчинами на романы в-смысле-книги Жорж Санд. Так что решайте сами - дочитывать статью или перейти на биографию авторства Моруа! По ссылке прочитать книгу можно на Либкате полностью бесплатно.
1. Ранняя молодость. Законный супруг, барон Казимир Дюдеван
Амандина Аврора Люсиль Дюпен вышла замуж 18-летней девушкой. В браке Аврора и Казимир состояли с 1822 по 1835 год, у супругов появились двое детей - сын Морис и дочь Соланж.
Поскольку ходили слухи, что отцом Соланж был уже не Казимир, можете сами судить о том, насколько »удачен» был брак. Впрочем, к его завершению выяснилось, что умная женщина извлечет выгоду из любой ситуации. Так, оба супруга изменяли друг другу открыто, но Казимир ограничился интрижками с прислугой, а баронесса с очередным своим amor написала в соавторстве книгу.
Это, собственно, и положило начало превращению сельской баронессы в модную парижскую писательницу.
Еще считаясь замужней женщиной, но уже живя в Париже, в 1833 году Жорж Санд опубликовала очередной свой роман - «Лелия» - который был, по сути, еще одним детищем ее брака.
Читать книгу по ссылке
2. Кому Жорж Санд «отдала лучшие годы»: 10-летняя свободная связь
Самый известный мужчина в любовном списке писательницы - музыкант Фредерик Шопен.
Несмотря на популярные версии, Санд, как минимум, не уводила Шопена у невесты. Марию Водзинскую не согласились отдать за музыканта ее родственники, то есть официально он был совершенно свободен.
С Марией у Фредерика, вероятно, были настоящие чувства - посмотрите на его лицо на портрете, написанном самой Марией!
Глазами любящей женщины выглядел он вот так:
А вот работа парижского художника. Портрет Жорж Санд и Шопена, написанный Делакруа (реконструкция):
К моменту знакомства музыкант был не менее знаменит, чем писательница: в родной Польше мальчик-вундеркинд был с детства вхож в лучшие дома, и в Париж приехал уже известным.
Разница всего 6 лет воспринималась обществом как скандал: Жорж Санд обвиняли в том, что она захомутала юнца и отвела ему статус «третьего ребенка». Однако, вероятно, всех всё устраивало (по крайней мере, бОльшую часть времени).
За 10 лет, которые Шопен прожил при Жорж Санд, он успешно творил и давал концерты.
Но 10 лет в случае с матерью «троих» детей оказались слишком долгим сроком: Жорж Санд обвинила любовника в связи со своей дочерью. Мадемуазель Соланж была 9-летней девочкой, когда в жизни ее матери появился Шопен - и, легко посчитать, 19-летней девушкой, когда Санд разорвала отношения с музыкантом. Как бы там ни было, известно, что Шопен продолжал общение с Соланж все оставшиеся до своей смерти 2 года, а с давней любовницей — нет.
Но и после всего этого Санд осталась в мнении света скандальной паучихой, а Шопен - белым и пушистым.
За годы, проведенные вместе, Жорж Санд не только обзавелась знакомыми из музыкального круга, но и позаимствовала от своего любимого поляка интерес к истории славян. Я писала об этом здесь:
«Консуэло» родилась именно благодаря этим знакомствам. «Графиня Рудольштадт», естественно, тоже (и я бы предпочла, чтобы на Санд этого периода поменьше оказывали влияние политически озабоченные поляки...).
Наиболее сильно пропитанные этим влиянием романы не получили популярности ни во Франции, ни в России. Это «Ян Жижка», «Мирза» и «Прокоп Великий» (два последних даже не переводились на русский).
Однако сама эта любовная связь, которую современники называли убийственной для Шопена, чуть не убила Жорж Санд - и она описала свои переживания в романе «Лукреция Флориани», списав главную героиню с себя:
Читать книгу по ссылке
Очень жаль, что многие забывают о том, что перед долгими отношениями с мужчиной на 6 лет моложе себя у писательницы была словно «генеральная репетиция» - связь с Альфредом де Мюссе.
Роман продлился несколько месяцев, пара жила (так же, как и в случае с Шопеном) на деньги женщины, Мюссе так же маялся неведомыми болезнями... а рассталась Санд с Мюссе, просто поменяв его на его же врача.
Кто был хищником в этой любовной истории? Трудно сказать.
По мотивам той связи Санд написала роман «Она и он» (уже после смерти Мюссе), в ответ его брат, который, естественно, был посвящен в некоторые нюансы отношений Санд/Мюссе, написал роман-опровержение «Он и она».
Читать книгу Санд по ссылке
Жаль, книгу Поля Мюссе о своем знаменитом брата не нашла в русском переводе.
3. Мудрость зрелости: в любви и на войне все средства хороши!
В «солидном» возрасте (а женщина за 40 в XIX веке уже солидная матрона) Жорж Санд обрела счастье с человеком, который... был ровесником Шопена и Мюссе. Вот уж где бы позлословить кумушкам, но всем было не до того: Францию сотрясали политические перевороты.
Сама писательница оказалась в центре событий (где, собственно, и нашел ее новый воздыхатель) неслучайно — она уже была владелицей собственной газеты и публиковала там не дамские романы, а социальные памфлеты местечкового уровня.
Один из них стал особенно резонансным. После того, как девушку с «задержкой психического развития», как сказали бы сейчас, отказались содержать после достижения 14 лет католические монахини, ей пришлось бродяжничать, в итоге бедняжку нашли в соседней провинции умирающей от простуды и беременной. Санд негодовала — и действительно, разве христианское милосердие может иметь «срок годности»?
Резонанс докатился до столицы, Жорж Санд раскрылась в новом свете и к ней и обратился нищий редактор парижской газеты социалистического толка, Луи Блан. Он просил мадам писательницу бесплатно писать для его «Вестника», чтобы тот хоть кем-то покупался. Жорж Санд поддержала идею.
Благодаря этой связи появился на свет роман «Даниэлла», который содержал такие остросоциальные высказывания, что газету Санд закрыли, а роман запретили.
Читать книгу по ссылке
4. Золотой возраст: воспоминания о былой любви
Перевалив за 70, Жорж Санд продолжала писать. В крупной прозе она, как и раньше, отталкивалась от житейского опыта - или своего, или услышанного от близких. Например, «Альбина Фиори», роман в письмах — история незаконнорожденной девушки, появившейся на свет от связи знатного вельможи с актрисой. Отсылка к предкам - курфюрсту Саксонскому, с которым согрешила бабка. Главным же образом, она сочиняла волшебные сказки для внучки, Лоло.
Читать «Бабушкины сказки» Жорж Санд
В заключение
Что сказать. Не зря Андре Моруа назвал биографию Жорж Санд «Лелия» по персонажу ее одноименной книги (да и все считали, что в том персонаже Санд вывела себя).
Скорее всего, на самом деле Аврора Дюпен была личностью высокодуховной, которую превращение в мадам Дюдеван шокировало на всю жизнь. И не будь у девушки литературного таланта - не было бы ни денег уйти от мужа, ни смелости заводить любовные похождения. Думаю, эти похождения и нужны были ей лишь как пища для вдохновения, неслучайно во всех ее книгах так много от реальной ее жизни.
И... Уверена, выбор в пользу молодых и хрупких мальчиков Жорж Санд делала именно ради того, чтобы плотская сторона отношений занимала как можно меньше места.
Не зря ее единственный роман с «сильным и независимым» мужчиной закончился так позорно и ни на что не вдохновил (да-да, я имею в виду Проспера Мериме, который сказал ей: «Я могу дружить с женщиной, но только при одном условии, вы меня понимаете?» — и горько об этом пожалел).